50
51
Опыт эксплуатацииВАЗ-21213На спидометре редакционной "Нивы" прибавилось со времени предыдущего отчета (ЗР, 1995, № 7) десять тысяч километров, так что общий пробег превысил 25 тысяч. Преимущества "Нивы" как "джипа" в городе наиболее сильно проявляются, конечно, зимой. Чувствуешь себя королем в снегопад и несколько дней потом, когда улицы еще не очищены до асфальта. Мало того, что легко преодолеваешь снежные сугробы, но, главное, уверенно едешь по любой полосе, не опасаясь заноса, который то тут, то там демонстрируют (иногда с печальными последствиями) заднеприводные, а то и переднеприводные соседи. Многие водители, зная об этих достоинствах "Нивы", уступают ей дорогу, что тоже приятно. Но самых больших похвал машина заслуживает, Колеса "Нивы" и "Киа-Кэпитал" после пробега 20 тыс. км за полтора года в одинаковых условиях. Казалось бы, наше должно быть лучше приспособлено к российским условиям...конечно, на загородных путях-дорогах. Если рыболовы, оставив машины в деревне, идут к водоему пешком по занесенной снегом дороге или прямо по полю, мы на "Ниве" прокладываем им трассу. Единственное, чего приходится опасаться - засыпанных ям, где можно сесть на днище. Когда же сопротивление движению становится слишком большим - глубокий снег, подъем и машина, надрываясь, останавливается, включаешь демультипликатор, и "Нива", будто получив дополнительные силы, снова движется вперед. Замечательно! Немалая заслуга в этом штатных шин модели ВлИ-5, имеющих мощные боковые грунтозацепы. Но они же могут доставить массу неприятностей при движении в глубокой колее. Передние колеса, цепляясь за ее края справа или слева, все время норовят выскочить наружу, и, если не успеешь чуть отвернуть их, машина встанет поперек дороги. Обычно при этом передние колеса оказываются в правой колее, задние - в левой. Вернуть машину в прежнее положение бывает очень не просто. Чтобы не случилось такое, приходится держать небольшую скорость и быстро реагировать на колебания руля. К сожалению, высокие ходовые качества машины зимой оплачены высоким расходом бензина - в городе не всегда удается уложиться в 15 л/100 км. Попытки снизить аппетит мотора путем тщательной регулировки зажигания и карбюратора заметной экономии не дали. Некоторые заботы за этот период доставили износ тормозных колодок передних колес и разрыв гофрированного шланга, подающего теплый воздух в карбюратор. Этот дефект пришлось искать, когда мотор стал хуже работать и слабее тянуть в морозные дни. Возмутительно шланг разорвался возле хомутов без постороннего воздействия. Качество его оказалось столь низким, что он просто не выдержал собственных вибраций. Попытка растянуть его, чтобы вновь надеть на патрубки, закончилась тем, что в руках осталась фольгированная бумажная лента в виде спиральной пружины. Когда-то на "жигулях" (как ныне на "москвичах") применялся обрезиненный шланг с проволочным спиральным каркасом. После долгих поисков такой удалось найти на рынке. По нашему опыту, как, впрочем, и других владельцев "Нивы", ездящих круглый год, зимой больше всего страдает от коррозии кузов и ходовая часть. Поэтому в первый же год обработали машину Тектилом" в московском АО "Примула". Через год обработку повторили. Результат радует: пока ни на одной защищенной поверхности не появилась коррозия - ни в порогах, ни на днище, ни на крыльях. Последним, кстати, очень помогают стеклотканевые подкрылки. К сожалению, очаги ржавчины начинают появляться на внешней, окрашенной поверхности кузова. Больше всего их на стыках листов металла. Вероятно, при сварке соединяемые поверхности не были защищены антикоррозионным составом, а слой краски, положенной сверху, не способен загерметизировать соединение. Очевидно, подошло время зачищать эти места и обрабатывать антикором с последующей окраской, иначе потом придется заделывать дыры. Внешне машина сохранилась довольно хорошо, если не смотреть на колеса. От краски на них давно и следа не осталось. Чтобы привести их в божеский вид, весной будем очищать диски от ржавчины (хорошо бы найти пескоструйку, руками - замучаешься), потом грунтовать и красить. Может, окажется дешевле купить новые колеса? Жаль, что завод со временем не улучшает качества своей продукции, применяя современные материалы и технологии, а, наоборот, ухудшает его. Помнится, на прежней нашей "Ниве" после двух лет эксплуатации с большим, чем ныне, пробегом, колеса имели вполне пристойный вид. Борис СИНЕЛЬНИКОВВАЗ-2106Едва появившись на свет, а было это ни много ни мало двадцать лет назад, "шестерка" быстро завоевала большое уважение в народе, стала символом достатка и благополучия. "Волга" была техникой малодоступной для широких масс автолюбителей и страждущих ими стать, а тут "Жигули", да еще какие! Сиденья с подголовниками, велюровая обивка, вставки "под дерево" на передней панели, тахометр. На фоне "четыреста двенадцатых" "москвичей", "за-50ЗА РУЛЕМ 3/96 Опыт эксплуатациипорожцев" и "ноль первых" все это выглядело очень внушительно. А двигатель - тяговитый, мощный! Недаром позднее, когда под капот "шестерки" стали ставить мотор объемом 1300 см 3 , создав таким образом "шестьдесят третью" модель, общественность восприняла это весьма неодобрительно. Но времена меняются, меняется и понятие о престижном и комфортабельном автомобиле. В табели о рангах ВАЗ-2106 уже не может претендовать на высокие места, но попрежнему сходит с конвейера и пользуется популярностью. Сегодня постараемся не мучить читателей длинным списком неисправностей и описанием возможных путей их устранения. Просто заново познакомимся с широко известным автомобилем и посмотрим, как изменилась машина за двадцать лет производства. Снаружи на первый взгляд все то же самое. Но трудно не заметить, что автомобиль в значительной мере утратил свой блеск. Причем в прямом смысле слова: исчезли блестящие молдинги с колесных арок, стали черными решетка радиатора и окантовка водосточных желобков на крыше. Здесь "шестерка" строго следует моде: хром на автомобилях теперь применяется в очень ограниченном количестве. Да и отверстия для крепления молдингов были лишними очагами коррозии. Присмотревшись, делаем грустное открытие: как и на многих машинах, на этой отсутствует обогрев заднего стекла. Интересно, не в знойной ли Африке планируется эксплуатировать такие автомобили? Ведь несмотря на глобальное потепление, морозы в России попрежнему довольно сильные. Уходят в прошлое колесные диски с круглыми отверстиями и хромированными колпаками: шины Бл-85 смонтированы на дисках от "пятерки". Что касается качества... Капот перекошен, двери неплотно сидят в проемах, так что на ходу через неприжатые уплотнители гуляет сквознячок. Если "прострелить" взглядом линию молдинга, увидишь "ступеньки". И здесь ВАЗ-2106 следует веяниям времени: качество сборки отечественных автомобилей, мягко выражаясь, разочаровывает. А в целом, внешних изменений немного - так, легкая ретушь. По большому счету, облик ВАЗ-2106 остался прежним.Внутри нынешней "шестерки" тоже есть некоторые новшества, но и они в основном касаются не содержания, а формы. Исчезла псевдодеревянная вставка с передней панели. Она теперь траурночерная, довольно грубая, с перекошенной крышкой "бардачка". Того же "веселенького" цвета и обивки дверей. Хорошо хоть сиденья обшиты тканью, а не холодной и скользкой искусственной кожей. Прикуриватель, как и обогрев заднего стекла, перекочевал в разряд "дополнительного" оборудования, которое сам владелец должен приобрести и установить. А вот что "с потрохами" выдает возраст автомобиля - руль. Тонкий и скользкий, из твердой пластмассы - такой сохранился, пожалуй, только на ВАЗ-2106. Даже "Ниву" после модернизации комплектуют рулем от "семерки". Еще один пережиток прошлого - маленькое зеркало заднего вида, к тому же одно. Чтобы выяснить ситуацию сзади и сбоку, приходится покрутить головой. Зато "шестерка", в отделке которой минимум пластмассы, пожалуй, претендует на титул самого тихого автомобиля. В салоне ничто не дрожит, не скрипит и не похрустывает, как, допустим, в "девятке". На ходу "шестерка" с двигателем 1,6 л доставляла бы хозяину истинное удовольствие, если бы за последние годы нас не избаловали пятиступенчатыми коробками передач. Очень резвый, "злой" двигатель отличается еще и довольно громким, резким голосом. И после 80 км/ч начинаешь невольно искать несуществующую пятую передачу, хочется снизить обороты мотора. Хотя и "шестерка" с пятиступенчатой коробкой ныне не редкость. Это, пожалуй, самое серьезное усовершенствование за долгую жизнь модели. В остальном - обычная "классика". Особых хлопот по механической части пока не было, и это уже хорошо. Бывает, в самые первые дни приходится менять грохочущие (бракованные) шаровые опоры, разбираться с гудящим редуктором главной передачи или даже менять развалившуюся балку передней подвески (и такая "гарантийная" неисправность бывает!). Нас, к счастью, сия горькая чаша миновала. Но все не может быть слишком хорошо. Замучили электрические отк азы : регулятор напряжения выдаетчрезмерно большой зарядный ток - недолго угробить аккумуляторную батарею. В результате некачественной сборки (при полном отсутствии смазки) преждевременно скончался электродвигатель вентилятора отопителя. Сам отопитель ничего не обогревает, однако причина, по которой охлаждающая жидкость не циркулирует через его радиатор, пока не установлена. Малообъяснимый сюрприз преподнесли фары. Через несколько дней после начала эксплуатации рассеиватели ближнего света оказались треснувшими - без признаков механических повреждений. Опросы владельцев "шестерок" показали, что такой дефект встретился не только на нашей машине. Версия, объясняющая странное явление, такова: галогеновые лампы нагревают стекло рассеивателя до высокой температуры, а потом попутный (или встречный) лихач окатывает их холодной водой из лужи - вот и трещина. Все описанные неполадки проявились в первые 5000 км пробега. Теперь короткие выводы: "шестерка" все еще привлекает покупателя - потому, что она относительно дешева, ремонтники и опытные автолюбители знают "классику" вдоль и поперек; к тому же существует своего рода класс "жигулистов"-консерваторов, для которых ВАЗ-2106 - последний из могикан. Напротив, предпочитают "шестерке" другие Модели ВАЗа - потому, что она слишком консервативна (так часто бывает: и любят, и ругают за одно и то же), непрестижна (учитывая ее убогую комплектацию), плохо держит дорогу (привык народ к переднему приводу), качество сборки ее невысоко; наконец, выпуск ВАЗ-2106 скоро вовсе прекратится. Последний слух циркулирует давно, но "шестерка", устаревшая со всех сторон, продолжает сходить с конвейера. За двадцать лет она почти не изменилась лишь постарела и из разряда машин престижных перешла потихоньку в утилитарные. А с рабочей лошадки какой спрос. Едет себе, и ладно. Игорь ТВЕРДУНОВЗА РУЛЕМ 3/96 51