РынокТот самый "Торус". И пан Салавила - на заднем плане, в плаще. продажи до выделения конвоя, готового сопроводить купленный автомобиль в любую точку Польши. Но чаще всего клиенты просят проверить, не украдена ли приглянувшаяся им машина в Польше или за границей. "Мы не можем гарантировать, что она не украдена, - уточняет работник агентства. - Можно лишь установить, что в данный момент она не числится в розыске". Разница, на первый взгляд, небольшая. На самом деле - огромная. Воры в Польше стараются красть автомобили в ночь с субботы на воскресенье. Расчет простой: пока владелец обнаружит пропажу, пока он заявит в полицию, пока информацию внесут в компьютерную базу данных, машину можно успеть продать на рынке, начинающем работать чуть свет. И она, естественно, выдержит компьютерную проверку. Кстати, у пана Салавилы именно так украли предыдущий "Полонез". Сверка с центральной базой данных, обновляемой каждые три часа, обходится покупателю в 50 злотых (20 долларов). Если добавить еще 80 злотых, специалист проверит с помощью дефектоскопа номера кузова и двигателя. "Почти все заказывают по минимуму, пожаловался мне работник агентства. - А скупой платит дважды. Один клиент в прошлое воскресенье "сэкономил": отказался от полной экспертизы, а номера "Лады" оказались перебитыми". Из толпы вынырнул с сияющими глазами пан Салавила и потянул меня смотреть "изюминку" сегодняшнего воскресенья - новую версию "Форда-Торус". "Здесь она впервые! 95 тысяч злотых!" он явно ждет моей восторженной реакции, словно коллекционер, демонстрирующий гостю редкий экспонат. Потом приглашает в одну из многочисленных кафеюшек согреться. Несмотря на мороз и обилие недорогой закуски, греются здесь не по-нашему - в ос-1 новном, чаем и кофе. Из более крепких напитков запомнился невероятный коктейль: "Пиво подогретое с соком" (!) Чистые скатерти, салфетки, ножи... Чувствую, еще немного - и меня скрутит жуткий приступ ностальгии. Пора искать знаменитую "русскую аллею". У начальника охраны рынка она, что называется, в печенках сидит: - Русские автобусы приезжают в субботу поздно вечером. И начинаются пьянки, скандалы, а то и драки. Этой ночью одному выбили три зуба. А еще оставляют после себя кучи мусора, хотя везде расставлены урны. - Что продают? Запчасти? - А что угодно. Как у нас в Польше говорят, "хлеб, мыдло и повидло". Но за право торговли (это 14 злотых с человека) платить не хотят. Должен признаться, по ходу разговора ностальгия как-то незаметно отступила... Леонид САПОЖНИКОВ Варшава-Сломчин Фото автораЪ тюле (Л/{[АА[ЛИЫЧто я увидел- "Собираешься уехать в субботу? Это несерьезно! - заявили мне варшавские коллеги. - Автомобильный журналист просто обязан побывать на крупнейшем авторынке Европы". - "Но это 60 километров от города, а я без машины". - "За тобой заедет пан Салавила". Носитель этой звучной фамилии - легендарная личность. Уже пять лет каждое воскресенье он собирает на "гелде" близ деревни Сломчин информацию о продаваемых автомобилях. Спустя три дня она появляется в свежем номере еженедельника "Ауто Базар", позволяя читателям ориентироваться в текущих ценах. Пан Марек умудряется скрупулезно описать каждый раз примерно полторы тысячи машин. Чтобы дать представление о размерах сломчинской гелды, призову на помощь цифры: здесь на площади 40 гектаров продается пять тысяч автомобилей. Зная по опыту, что завсегдатаи отечественных авторынков очень не любят попадать в объектив, я сначала делал снимки не без опаски. Но, как ни странно, не заметил ни одного мрачно настороженного взгляда. То ли здешние воры уже поголовно отсняты в профиль и анфас, то ли они менее мнительны и нервны, чем в Подмосковье. Вот только не надо думать, что на гелде их нет. "Просим соблюдать осторожность: возможны карманные кражи", - гремит базарное радио. Впрочем, главная опасность исходит не от карманников, а от продавцов краденых машин. Согласно полицейской стати46 ЗА РУЛЕМ 3/96на гелде "№ 199стике, в Польше каждые сутки исчезает в среднем 150 легковых автомобилей. При этом западные иномарки, как правило, перебрасывают на территорию бывшего СССР, машины же польского производства - "полонезы", ФИАТ-126 - остаются в стране и часто всплывают на авторынках. На сломчинской гелде работают представители четырех детективных агентств. Список услуг широк: от юридических консультаций при составлении договора куплиНекоторые цены, запрашиваемые на сломчинской гелде (в долларах США)Модель, двигатель "Ауди-80" 1,6 •Ауди-10О"2.О БМВ-3161 БМВ-3161 "Мерседес-1900" 'Фольксваген-Пассат' 1,6 D "Фольксваген-Гольф' 1.3 "Фольксваген-Жук" 1.3 "Опель-Астра" 1.6 "Форд-Эскорт" 1,3 "Форд-Эскорт" 1,3 "Форд-Скорпио" 2,4 "Вольво-440" 1.7 "Линкольн-Марк VII" 5,0 "Тойота-Камой" 2.0 D Тойота-Королла"1.3 "Мазда-323" 1,61 "Хонда-Аккорд" 2.0 ВАЗ-210431.5 ВАЗ-2107 1.5 ВАЗ-2108 1,3 ВАЗ-2109 1.3 "Москвич-214Г1.5 ЗАЗ-1102 Год выпуска 1991 1989 1990 1992 1990 1987 1991 1973 1993 1987 1993 1989 1989 1988 1990 1990 1993 1991 1991 1991 1991 1991 1992 1991 Цена, $ 9600 8800 9600 14000 11000 6200 7500 3100 10400 5400 10400 7100 7900 13600 7400 6700 11000 10400 4000 4300 4600 4500 3100 2900