72
73
О цене бензина справляться не надо - цифры видно издалека. Цены указаны в пфеннигах за литр (1 марка - 100 пф.). Самый дорогой этилированный (дань на большее загрязнение воздуха). го топлива, широкий спектр услуг: посты самообслуживания, мойку автомобилей, небольшой автосервис и так далее. Особенно удобны автолюбителям посты самообслуживания: Замена масла заняла не более двадцати минут. С помощью специального прибора, вынув масляный щуп и вставив вместо него тонкий зонд, старое масло было "вытянуто" из картера двигателя. Чисто, быстро и аккуратно, причем особо хочу отметить экологичность такого способа, ведь "отработка" осталась в чреве прибора и ни одной капли не упало на землю. Наши соотечественники, увидев такую штуковиМного ли можно сделать за полтора часа? Оказывается, немало, если машина в течение года поддерживается в исправном состоянии и регулярно "посещает" квалифицированных механиков на станции техобслуживания. Поэтому ни о какой переборке двигателя и замене важнейших узлов и деталей речи, конечно, не шло. А вот сменить масло в картере, вымыть автомобиль и двигатель, пропылесосить салон, навести порядок в багажнике, долить в бачок стеклоомывателя специальный состав, смывающий насекомых с ветрового стекла, и пополнить банки аккумулятора дистиллированной водой - это вполне можно успеть сделать и перед выездом. Причем "помогла" мне в этом... самая обычная бензоколонка, какие в германских городах встречают автолюбителя чуть не на каждом углу. Практически на каждой из них есть посты самообслуживания, где, заплатив небольшую сумму за пользование необходимой техникой (мои затраты составили около 15 марок, не считая стоимости масла, которое я приобрел заранее), вы можете легко и быстро "обслужить" свою машину. Почти все бензоколонки в Германии принадлежат нескольким крупным компаниям, поэтому между ними идет жесткая конкурентная борьба. В такой ситуации вполне понятно, что каждая из них старается привлечь клиентов, предлагая им, помимо продажи автомобильно72 ЗА РУЛЕМ 4/96щин: отвинтил колпачок, приставил штуцер и посмотрел на показание манометра. Если надо подкачать, нажимаешь на клавишу со знаком плюс, если наоборот, то со знаком минус. В резервуаре, как вы, наверное, уже догадались, находится сжатый воздух. От поста замены масла, уплатив восемь марок за пользование приспособлением для его откачки, переезжаю к другому посту, где установлены мощные промышленные пылесосы с длинными гофрированными шлангами, позволяющими добраться до любой точки внутри автомобиля. За одну марку можно пылесосить целых четыре минуты. Здесь же стоят контейнеры для мусора, которыми я тут же воспользовался, освободив багажник от множества ненужных вещей. Затем мойка - и тоже на специально отведенном, отгороОБЫКНОВЕННАЯ БЕНЗОКОЛОНКАДо отпуска оставались считанные дни, а подготовить автомобиль кдальнейпоездке все не было времени. Р оссийский автомобилист, отправляясь, с кажем , из Москвыктеплому морю, н епременнопотратил бы на это два-три отпускныхдня . Иначе в Германии. Все намеченные операции с машиной яс легким сердцем отложил на день выезда, рассчитывая потратить на них часа два. Не рассчитал : уложился в полтора... ну, вероятно, отнеслись бы к ней с недоверием. Мол, зонд маслото вытянет, но при этом оставит всю грязь на дне картера. Однако на фирменных станциях технического обслуживания многих ведущих автомобильных фирм, таких, как "Мерседес-Бенц", БМВ и других, масло в автомобилях меняют точно таким же способом. Почему же специалисты доверяют технике, а мы - нет? Итак, масляный картер пуст, а руки и одежда чисты, так как не пришлось лезть под автомобиль и разыскивать там пробку картера, по традиции затянутую намертво очередным "добросовестным" механиком. (Кто бы объяснил мне их стремление всегда затянуть пробку до предела?) А пока "умный" аппарат выкачивал отработавшее масло, я не терял времени зря и проверил давление в шинах моего автомобиля. Эта услуга бесплатная, а специальное приспособление - небольшой резервуар с ручкой и шлангом - есть, конечно же, на каждой бензоколонке (верхнее фото). На некоторых он даже не привязан цепью. Вещь очень удобная, делающая доступной данную процедуру даже для женженном посту. Сначала вымыл двигатель специальным пистолетом высокого давления, дающим очень сильную струю воды, смешанную со специальным моющим средством. Давление порядка ста атмосфер плюс моющее средство дают поразительный эффект: двигатель становится как новый, только что с конвейера. Такой же сильной струей отмыл диски колес и арки крыльев. На очереди - кузов. Переключаю режим работы пылесоса на положение "щетка плюс моющее средство", и прямо в щетку начинает поступать пена. Хорошенько намыливаю бока своему боевому коню - и снова использую пистолет высокого давления, но уже в другом режиме: смывка обычной водой. Удалив хорошенько моющее средство, снова переключаю установку на режим нанесения защитного покрытия - и в воду начинает подмешиваться вакса или, точнее, воск. Покрываю из того же пистолета весь кузов: теперь после дождя вода будет скатываться с него шариками. Но и это не конец. На последнем режиме мойки в водяную струю подмешивается специальное средство, которое Автозарубежьепредотвратит появление потеков и пятен при высыхании автомобиля. Само собой разумеется, после такой обработки не надо вытирать автомобиль замшей. Еще раз проверяю уровень масла и вспоминаю, что перед поездкой нелишне было бы обзавестись картой автомобильных дорог. Делаю это в маленьком магазинчике прямо в павильоне бензоколонки. Здесь есть все предметы первой необходимости, которые могут понадобиться автолюбителю: автомобильные лампочки, щетки "дворников", приводные ремни, автокосметика, канистры, баллонные ключи, автоаптечки, свечи и так далее. Кроме этого - свежие газеты, журналы, сувениры, безделушки. Широко представлены напитки, причем не только безалкогольные, консервы, бутерброды в упаковке, рядом - автомат, который выдаст в любое время суток стаканчик горячего кофе или какао. О том, что при каждой бензоколонке имеется чистый туалет, упоминать даже как-то странно. Туалет, конечно же, бесплатный, но он закрыт на ключ, который хранится у кассира. Казалось бы, зачем? Оказывается, закрытый туалет - вынужденная мера: не забывайте, что на внешне чистом и благополучном Западе есть свои бомжи, наркоманы и прочие сомнительные элементы, которые могут использовать это стерильное заведение явно не по назначению. На "трассовых" бензоколонках вы встретите платные душевые кабины и всегда — маленький ресторанчик или кафе, этакий рай для автотуриста. Но не спешите радоваться: цены на все товары, продаваемые на любой бензоколонке, заметно выше, чем в магазинах. А в уютном кафе или ресторане стакан обычной кока-колы, тем более плотный обед, могут больно ударить по вашему карману. Чем еще может удивить немецкая бензоколонка? Конечно же, здесь можно набрать воды, иногда бесплатно, иногда за марку. Есть специальный аппарат, готовящий для двухтактных двигателей специальную смесь в любой пропорции. "Двухтактников" уже очень мало, но все же еще есть. Пожалуй, больше всего удивляет то, что сначала вы заливаете бензин в бак, а затем идете платить. Я умышленно подчеркнул, что все это делает сам автои скрывается. Полиция, как правило, опаздывала на вызовы, хотя, бывало, стычки с грабителями заканчивались перестрелками. Именно в целях безопасности с 23 часов вход в здание бензоколонки прекращается до пяти часов утра и обслуживание покупателей и "заправляющихся" осуществляется через маленькое окошко, причем устроенное так хитроумно, что деньги и купленный товар не передаются из рук в руки. На больших бензоколонках, особенно на автобанах, ночью дежурят специальные группы хорошо натренированной и вооруженной охраны. Теперь несколько слов о бензиновом бизнесе в Германии. Как уже было упомянуто выше, львиная доля бензоколонок принадлежит крупным иностранным компаниям: "Эссо", "Шелл", "Бритиш Петролеум" и другим. Национальная гордость немцев "продана" иностранному капиталу за немалые деньги: за каждый проданный литр германская казна получает от иностранных компаний "дань" в размере около одной марки налога - и это при отпускной розничной цене бензина примерно в полторы марки! Неплохой "гешефт", не правда ли? Не так давно, проезжая мимо одной из знакомых бензоколонок компании "Эссо", я с удивлением обнаружил на въезде огромный щит: "Извините, мы реконструируем для Вас!". Расспросив рабочих, копошащихся за забором, я узнал, что изменились требования безопасности (колонка расположена в непосредственной близости от жилых домов) и для продления лицензии Сенат Берлина потребовал реконструкции оборудования бензоколонки. Помимо новых резервуаров для хранения топлива здесь будут установлены бензораздаточные пистолеты новой конструкции, с принудительным отсосом паров бензина прямо от носика пистолета. Это сделает заправку более безвредной и безопасной. Напрашивается сравнение: а что же у нас? Когда же у нас?.. Приятно отметить, что теперь есть, по крайней мере, что сравнивать. Появились и на российских АЗС первые "ростки" сервиса. Хочется верить, что удобное и дешевое самообслуживание станет доступно российскому автомобилисту в недалеком будущем. Михаил ГОРБАЧЕВ Фото автораЗА РУЛЕМ 4/96Здесь можно не только вымыть, но и хорошо защитить кузов.Проверить и отрегулировать давление в шине - дело нескольких секунд.Отработавшее масло не сливают, а отсасывают из картера.мобилист. Германия - не Америка, здесь вы не увидите мальчика, который протрет вам стекло, проверит уровень масла, зальет бензин за несколько центов чаевых. Здесь демократия, потрудитесь все сделать сами. А что касается доверия к клиенту (имею в виду систему "сначала залил потом оплатил"), увы, здесь не все гладко. Особенно плохо с оплатой в восточных землях (бывшей ГДР). Здесь, как грибы, выросли новые "западногерманские" бензоколонки. И тут началось! Не захотели многие бывшие "гэдээровцы" платить: заправившисьпод завязку , прыгали в автомобиль, "ударяли по газам" и были таковы. Владельцам бензоколонок пришлось искать выход - и он был найден. Все осталось попрежнему: заправился - заплати, да только уехать не получится, пока служащий колонки не нажмет кнопку и не поднимет шлагбаум на выезде. Не так просто, как с мелкими воришками бензина, обстоят дела с налетами на бензоколонки. Врывается грабитель, часто средь бела дня, размахивая оружием, кладет персонал и посетителей на пол, забирает выручку73