98
99
ЕСЛИ "ТАВРИЮ"Двигатель. Трудовую жизнь моего мотора МеМЗ-245 можно разделить на две части - до переборки на 57-й тысяче и после. Поначалу я верил в чудодейственные свойства всевозможных добавок к маслу. Сразу после обкатки в двигатель залил "Десту-М", а еще через 20 тысяч - малоизвестный тогда "Аспект-модификатор". Кстати, оба препарата были представлены в свое время как достаточно полезные. И действительно, шум двигателя уменьшался, обороты холостого хода увеличивались. Правда, уже через 2-3 тысячи км все возвращалось на круги своя. На 35-й тысяче я вдруг заметил, что куда-то уходит масло - около 0,5 литра на тысячу километров. На маслосъемные колпачки не грешил: на 25-й тысяче заменил задубевшие черные на аккуратные французские коричневого цвета, упакованные в пластмассовую коробочку. После этого при перегазовках не появлялся голубой дымный выхлоп, как это было до замены черных колпачков. Компрессия тогда составляла примерно 11 кгс/см 2 , что мне показалось вполне терпимым. На 45-й тысяче на всякий случай залил в двигатель препарат фирмы "WYNN'S" для остановки течи масла через сальники и колпачки, но эффект оказался нулевой - слабая течь масла через передний сальник коленвала не уменьшилась и не увеличилась, расход масла тоже не изменился. (Вероятно, детали износились. Препарат восстанавливает свойства резины - ред.) "Что делать?" - подумал я и, следуя принципу "помирать — так с музыкой", залил четвертую присадку - "Ресурс-М", тоже положительно рекомендованную в периодике. Эффект оказался все же несколько неожиданным — компрессия действительно выровнялась по цилиндрам и даже чуть возросла, но через пару тысяч километров все стало постарому. "Надо менять кольца", - решил я. Купил югославские кольца, шатунные вкладыши и на 57-й тысяче частично разобрал двигатель: подвесил силовой агрегат и, отсоединив поперечину, снял поддон картера, потом - головку блока и вынул поршни с шатунами. Моему взору открылась незабываемая картина: толщина нагара на внутренней поверхности впускных клапанов была едва ли не в сантиметр (импортные колпачки оказались совершенно лысыми, но "зато" эластичными), а практически неизношенные поршневые кольца (тоже югославские) окружены таким количеством отложений, что почти потеряли подвижность. Нагар удалил, клапаны притер, поршневые кольца и шатунные вкладыши заменил (раз уж двигатель разобран), а колпачки поставил опять черные отечественные 98 ЗА РУЛЕМ 4/96"Езжу круглый год и большей частью как такси. На сегодняшний день пробег машины почти 150 тысяч километров и состояние - просто отличное!" - написал о своей "Таврии" москвич Юрий ЕЛИСЕЕВ. Естественно, это заинтриговало ведь за автомобилем закрепилась слава недолговечного. И вот заметки владельца - перед вами.в импортные я веру после этого потерял. И решил: больше никаких присадок не лить. Помолодевший двигатель я за пару тысяч километров аккуратно обкатал и далее каждые 10 тысяч летом и 7-8 тысяч зимой менял масло и фильтр. Два раза заливал хваленое журналом масло "Уфалюб" М5з/14Г, которое тогда появилось, остальное время - "Рексол универсал М" М6з/14Г (15W-40) летом и М53/12Г (10W-30) зимой. Оба продукта относятся к группе качества SF по классификации API. Я ожидал, что основательно "отравленный" двигатель после ремонта прослужит примерно половину ресурса нового, то есть еще тысяч тридцать, и к концу этого пробега снова будет канистрами "жрать" масло. Но расход его удерживается на уровне 0,5 л на 10 тысяч до нынешних 147 тысяч километров пробега! И внутри воздушного фильтра совершенно сухо. Кстати, на 136-й тысяче компрессия составила ни много ни мало 13 кгс/см 2 - на две единицы больше, чем у двигателя с пробегом 35 тысяч, в котором от души использовались присадки. Соответственно и мощность мотора как у новой машины - ведущие колеса визжат при резком троганье с места, и моя "Таврия" обходит "жигули" и тем более "москвичи", если их водители демонстративно хотят показать, "кто в доме хозяин". Максимальная скорость, как и раньше, - 145 км/ч, причем не по спидометру, который показывает больше, а измеренная с помощью секундомера. Средний расход топлива в городе - 7-7,5 л/100 км. Уровень СО смущает даже гаишников - 0,3%. Выводы делайте сами. Вернусь к маслосъемным колпачкам. Черные, поставленные после переборки двигателя, прослужили недолго - около 10 тысяч и заявили о себе появлением масла на резьбе свечей. Тем временем в "За рулем" появилась статья о самарских фторкаучуковых колпачках "Резерв" (ЗР, 1994, № 7), которые я приобрел и установил. Они верно служат по сей день, то есть больше 70 тысяч (резьбовые части свечей сухие). По словам специалистов фирменной московской СТО в Ясенево, двигатель "Таврии" при хорошем уходе служит долго.Главное - ни при каких условиях не пользоваться низкооктановым бензином и почаще менять масло. Оказывается, на станцию чаще всего обращаются владельцы "таврий" с малыми пробегами, а машин, прошедших свыше 100 тысяч, там вообще не помнят, хотя на дорогах они есть. Вывод не нов: если хозяин сам не следит за своей машиной и приезжает на ремонт на буксире, не следует ожидать, что его автомобиль прослужит долго. Сцепление. Первый ведомый диск я поменял на 45-й тысяче. В раннем его износе был виноват сам - неправильно регулировал трос (без свободного хода). Естественно, выжимной подшипник тоже вышел из строя. Диск заменил на сервисной станции - это был мой первый визит туда. После того, как на моих глазах "профессионалы" уверенными движениями провернули сайлент-блоки на рычагах, а при сборке (ни о какой очистке картера сцепления и речи не было) не пожелали доливать в коробку пролитое масло ("все равно вытечет, командир"), я решил, что этот визит будет последним, и далее все делал сам. Второй диск прослужил 80 тысяч. Разборка показала, что начала стачиваться одна из заклепок. Поставил новый диск, а в вычищенный снаружи выжимной подшипник только добавил "Литола" (в щели между обоймами и защитными шайбами). Не пытайтесь по советам "умельцев" проварить подшипник в расплавленной смазке последняя от этого просто разрушается и при охлаждении становится жидкой, как моторное масло, и с осадком. Проварива- Глазами владельцаБИТЬПодвеска. Слабое место - подшипники передних ступиц, в среднем они служат 40 тысяч. Я, переменив за все время семь подшипников, экспериментировал с различными смазками. Прекратил это после того, как заложил смазку №158 ("карданную"): подшипники трудятся по сей день и один из них - обычный шариковый Волжского завода - прошел более 60 тысяч. Недавно появились роликовые подшипники с такими же размерами - напомню, что передние подшипники от "восьмерки" или задние от АЗЛК-2141 - это те же самые с маркировкой 6У-537907С17 (см. ЗР, 1994, № 8 ; 1995, №2). Передние амортизаторы у "Таврии" работают примерно 50 тысяч, задние около 100 тысяч километров. Распространенных дефекта два. Первый - разрушение корпусов и тарелок клапанов - бывает, если вовремя не заметить разрыв буфера сжатия. В этом случае на неровностях заметны чувствительные металлические удары по кузову. Второй - вытекание из амортизатора жидкости. Иногда возникает стук стойки следствие слабо затянутой гайки штока (в центре чашек под капотом). Специалисты СТО отмечают большой разброс сроков службы амортизаторов и шаровых - "все зависит от того, как ездить". Рулевое управление. Меньше всего в рулевом механизме служит пластмассовая втулка - около 20 тысяч. О своем износе она заявляет характерным стуком при переезде неровностей, который ощущаешь ногой на педали газа. Если после замены втулки и регулировки механизма стук не исчезает или при этом появляются заедания, меняйте еще и рейку, лучше вместе с шестерней. Одна рейка "переживет" не больше двух-трех втулок. Сайлент-блоки рулевых тяг обычно после 40 тысяч ослабевают, поэтому их лучше менять при "плановой" переборке рулевого механизма примерно раз в 30 тысяч. Тормоза достаточно надежны. Недостаток - малый ресурс передних колодок (10, от силы 15 тысяч), которые бывают сейчас трех типов. "Родные", с оцинкованным основанием и аккуратными зеленовато-коричневыми накладками, предпочтительнее остальных, хотя и противно визжат при торможении. "Кооперативные" с черными крашеными основаниями и накладками работают бесшумно, но вызывают этакий "полосатый" неравномерный износ тормозных дисков. Еще одни - с оранСлабое место кузова. Чашку передней стойки пришлось приваривать заново. ют лишь мотоциклетные цепи и иногда графитовые подшипники, причем только в графитовой же смазке, которая сама при этом разрушается, но частички графита попадают по назначению. Третий ведомый диск, к моему огорчению, вышел из строя всего через 3 тысячи километров - сместилась демпферная пружина и, задевая временами за лепестки "корзины", не давала сцеплению выключаться. Оказалось, заводской брак - гнездо под пружину разрушилось, так как ступица диска была не закалена. Проверять диски меня научил один продавец запчастей с рынка в Ясенево: достаточно поцарапать их ключами от замка зажигания. На закаленном металле царапин не остается, только видны следы, как от карандаша. Трансмиссия. Коробка передач нареканий не вызывала. Полуоси тоже вполне надежны. Главное - почаще следить за исправностью чехлов. Я "планово" менял смазку во всех четырех шарнирах и потрескавшиеся чехлы внутренних шарниров на 124-й тысяче. Применял только ШРУС-4 в жестяных банках со знакомыми шашками и надписями на русском и английском языках с разных сторон. Другие одноименные составы по внешнему виду и консистенции весьма далеки от заводской смазки, которая была внутри шарниров.жевым крашеным основанием и черными накладками с крупными вкраплениями медного сплава - вобрали в себя недостатки первых двух изделий и, кроме того, без дополнительной обработки наждаком не встают на места. Срок службы передних тормозных цилиндров - 50 тысяч. Столько же служат задние тормозные цилиндры, задние колодки и передние тормозные диски. Задние цилиндры в отличие от передних со временем не подклинивают, а подтекают. Не забывайте периодически обрабатывать все соединения тормозных трубок и шлангов "Мовилем", особенно на новой машине, иначе уже через год тормозная система станет неразборной. Кузов. На заводе не принято обрабатывать "Пластизолем" внутреннюю поверхность крыльев передних колес, а "Мовилем" - внутреннюю поверхность дверей. В остальном заводская антикоррозионная обработка достаточно надежна и долговечна. Нет нужды вместе с арками передних колес обрабатывать здоровое заводское покрытие днища - этим вы только ослабите его, особенно если будете пользоваться составом на основе сильных растворителей. Подкрылки не только защитят кузов, но и понизят в салоне шум от дороги. Распространенное явление - попадание воды под коврики передних сидений. Обычно она стекает из желоба на крыше по уплотнителю передней части двери и протекает в салон между недостаточно обжатым уплотнителем и выступом кузова. При появлении течи снимите переднюю часть уплотнителя (внутри него есть мягкая металлическая арматура), обожмите плоскогубцами и посадите на мастику. Чтобы пол не ржавел, я подложил под теплошумоизоляцию пластмассовые сетки от кухонных моек, а в коврике на полу сделал вырезы - теперь промокшие листы изоляции можно вынуть и просушить. Обратите также внимание на состояние осей, на которых спинка сиденья откидывается от подушки. Если не усилить его металлический каркас, приварив дополнительные пластины к основаниям спинки переднего сиденья, достаточно упитанный пассажир может запросто положить ее на подушку заднего без помощи рукоятки. Дорого ли ездить на "Таврии"? Срок службы деталей и узлов "Таврии" несколько короче, чем у "жигулей", но зато "таврические" запчасти в среднем дешевле "вазовских", особенно крупные узлы. Соответственно затраты времени на ремонт при прочих равных условиях несколько больше. Но разница невелика, особенно у автомобилей последних лет выпуска. Тем, кто считает "Таврию" капризной и ненадежной, отвечу: все зависит от владельца. Я, например, вставал на дороге только дважды: один раз засорился сетчатый фильтр карбюратора, другой - на морозе треснул фильтр тонкой очистки (оба ремонта заняли по 15 минут) - и все. ЗА РУЛЕМ 4/96 99