112
113
ЩОТОРНОЕ МАСЛО: i V1 КОЛИЧЕСТВО, ДАВЛЕНИЕ, РАСХОДО КОЛИЧЕСТВЕ...На рис. 1 показаны два типа щупов. Один, имеющий резиновую пробку, ПЛОТНО насаженную на стержень,SOHMHG оимичиламиизвестен владельцам многих автомобилей, в частности "вазовских". Жалобы на "отказы" этого щупа почти не известны. А рядом показан щуп, который однажды крепко подвел владельца ижевского "каблучка", - обратите внимание, как он сконструирован. Пробку прикрывает сверху металлическая крышечка, сваркой прихваченная к стержню щупа. По-видимому, дело было в низком качестве сварки: крышка отделилась от стержня и приобрела свободу перемещения вдоль него. Теперь при проверке уровня масла автомобилист, нажимая на щуп, незаметно для себя проталкивал его вниз. Когда случилась беда (заклинило двигатель с поломкой одного из шатунов), щуп показывал "максимум"О том, с какими маслами имеет дело российский автомобилист, журнал регулярно информирует читателей. На этот раз обратимся к механике. Как контролируется уровень масла в двигателе, общеизвестно: за последние 100 лет здесь немногое изменилось. Масляный щуп - "прибор" весьма безотказный: вынули, посмотрели - и все ясно! Но всегда ли так? Рассказывают инженеры Росс ТВЕГ и Эдуард КОНОП.Рис. 1.Два наиболее известных типа щупов: а-с резиновой пробкой: б-с резиновой пробкой и металлической крышкой.уровня, хотя масла в картере "Москвича" было не больше 1 литра. С маслом, находящимся в картере, случаются и другие казусы. У автолюбителя, которому несколькими днями раньше на СТО ремонтировали головку блока цилиндров "Жигулей", машина стала очень неохотно пускаться. Мотор работал плохо, с перебоями, за выхлопной трубой - белый 112 ЗРЛМ 49 АУЕ /5шлейф. Отсоединив от корпуса воздухофильтра шланг вентиляции картера, заметили, что мотор заработал гораздо лучше, прекратились перебои. Присоединили - снова плохо. Тут-то и возникла догадка. Посоветовали владельцу дать мотору денек постоять, а потом, не пуская, вывернуть сливную пробку масляного поддона. Он так и сделал. И увидел, что из картера вытекает вода, лишь потом ее сменило масло. Оказалось, что при "качественном" ремонте мастера повредили прокладку головки блока и вода (именно она была в системе охлаждения) стала попадать в масло, скапливаться на дне картера. Плотный водяной туман, попадавший через вентиляционный шланг в карбюратор, приводил к перебоям в работе. Почему двигатель, с мазываемый водно-масляным "коктейлем", не за ­ клинило, осталось загадкой. Видно, владелец был из числа везучих. Известно немало ситуаций, когда по той или иной причине в масло по ­ падает бензин, причем в таких количествах, что о работе мотора на та ­ ком "коктейле" лучше и не помыш ­ лять. Вот один любопытный случай. "Умельцы" ремонтники оставили на ночь ВАЗ-2106 на опрокидывателе в положении баком кверху. На другой день, закончив ремонт, опустили машину на колеса и перед пуском мотора проверили наличие масла. Последнее оказалось почему-то более светлым, жидким, а уровень вдвое превышал норму! Принюхавшись, о б ­ наружили в нем бензин! После чего проследили его путь: от бака самотеком к насосу, а оттуда, через игольчатый клапан карбюратора (на боку не работающий!) - в карбюратор и далее в двигатель... Итак, известно, что уровень масла должен быть где-то между отметками "max" и "min" щупа. Какой предпочтительнее? Допустим, у вас классический ВАЗ-2106, тогда взгляните на рис. 2. Максимальное количествомасла - 3,75 л, минимальное - 2,9 л. Отметка минимума выше сетки маслоприемника на 55 мм. Шатун своей нижней головкой до "зеркала" масла доставать не должен - здесь запас по высоте около 18 мм. Опытные автолюбители давно заметили, что в жаркие летние дни допустимо поднять уровень масла еще на 10 мм - это увеличивает время его "оборачиваемости" в двигателе, а отсюда - охлаждение последнего. При этом очень полезно заранее очистить двигатель, особенно масляный картер, от наелоИатун в НМТ|Щуп(О^V// /* х^ /•^•3.54 .3.33 • 3 11*"'•л_А г~J , ,\ -L2.90Рис. 2. Примерное положение масляного щупа в двигателях "Жигулей".ений грязи, что улучшит теплоотдачу. Зимой вполне достаточно иметь минимальный уровень масла - это существенно ускоряет его разогрев до рабочей температуры.О ДАВЛЕНИИ...Практически во всех случаях важно не допускать, чтобы контрольная лампа давления масла загоралась. Скажем, при очень малом уровне масла (на кончике щупа) не стоит слишком резко маневрировать - масло отливает в сторону, оголяя маслоприемник. В систему проникает воздух, пока этот "пузырь" не пройдет через нее, условия смазки двигателя нарушаются, а контрольная лампа горит, указывая на падение давления. То же самое возможно и при движении автомобиля по косогору с большим креном. Но может случиться, что и при нормальном количестве масла однажды загорится контрольная лампа! Даже если через несколько секунд она погаснет, у вас есть более чемРис. 3. Место присоединения масляного фильтра на "Жигулях": 1 - канал подвода масла к фильтру: 2 - штуцер: 3 - канал для смазки втулки привода маслонасоса.веский повод для поиска причин, ибо это - явление не нормальное. Если ехать "без давления", то максимум через 5-6 километров вы рискуете заклинить двигатель.ОТЧЕГО ЖЕ ИСЧЕЗАЕТ ДАВЛЕНИЕ?Частая причина - разрушение привода масляного насоса. На "Жигулях", например, как правило, оказываются изношены (срезаны) шлицы в отверстии винтовой шестерни (ее благодаря форме многие называют "грибком"). В некоторых случаях перед полным отказом привода вал кратковременно проскальзывает в шлицах шестерни, лампа загорается на 10-15 секунд, а потом гаснет. Это должно вас насторожить: готовьте новую шестерню. Кстати, износ этой детали резко ускоряется при пусках "промороженного" двигателя на застывшем масле нагрузка на шлицы колоссальная! Как показал опыт, эту шестерню лучшезаранее (при пробеге 100-150 тысяч километров) з аме ­ нять новой. Деталь не дорогая, да и работа не сложная. Давление в системе смазки мо ­ жет упасть (но полностью не исчезнет!) при попадании посторонних частиц под редукционный клапан насоса. В этом случае контрольная лампа все же гаснет, но это происходит лишь при 2-2,5 тысячах оборотов в минуту и выше, что уже неприемлемо. На "Жигулях" удалить соринку несложно. Взгляните на рис. 3. Так выглядит место, куда устанавливаетсямасляный фильтр - он навертывается на штуцер 2. Масло к фильтру поступает по каналу 1 (большему), меньший же канал 3 служит для смазки втулки шестерни привода насоса. Если отверстие 1 закрыть пальцем и включить стартер, все масло из насоса пойдет через редукционный клапан, полностью его откроет и унесет посторонние частицы. Следующая (и частая) причина падения давления масла - засорение сетки маслоприемника из-за произвольного смешивания различных марок масел (при этом возможны химические реакции, завершающиеся "свертыванием" масла, выпадением осадка в виде хлопьев). Тут уж, сняв масляный картер двигателя, очищают и промывают сетку маслоприемника и внутреннюю поверхность картера. Нередко падение давления бывает связано с ударом картера о неровность дороги, при котором он сминается и повреждает маслоприемник: в лучшем случае на нем появляется трещина, в худшем - происходит поломка. К внезапному и резкому падению давления приводит потеря заглушки хотя бы одного из каналов, соединяющих коренную и шатунную шейки ко ­ ленчатого вала, - и такое порой случается. В этом случае нужно вставить на место новую заглушку 2и закрепить сваркой (рис. 4). Могут быть и другие причины падения давления масла - в любом случае при горящей контрольной лампе ехать нельзя. Разумеется, давление в системе смазки зависит и от таких факторов, как марка применяемого масла (точнее, его вязкости при рабочей температуре, а также от самой температуры). Если двигатель перегрет, давление масла снижается. Наоборот, при пуске холодного двигателя во время сильного мороза масло, утратившее текучесть, не успевает заполнить "воронку" около сетки маслоприемника, из-за чего через 15-20 секунд тоже может исчезнуть давление, - двигатель нужно выключить, иначе повреждения деталей неизбежны.картере до значений, при которых масло начинает "выгоняться" через малейшие неплотности, двигатель как бы "потеет" маслом. Эти потери немалые. Например, двигатель ВАЗ-2103 при указанных выше условиях у нас терял до 150 см 3 масла на каждые 100 километров, что превышало расход на "угар" в несколько раз! Следует помнить, что исправный двигатель снаружи должен быть сухим. Даже возле отверстия для масляного щупа потеков масла быть не должно. Расход масла "на угар" зависит от ряда эксплуатационных и конструктивных причин. Первые: марка масла, соответствие его температурным условиям, скорость движения автомоби-Рис. 4. Давление может "исчезнуть" из-за потери заглушки: 1 - коленчатый вал: 2 - заглушка.ля, нагрузка, периодичность разгонов и торможений и так далее. Вторые: качество поршневых колец (некоторые из отечественных "кончаются" после пробега 5-40 тысяч километров, даже последние цифры неприемлемо малы!), маслоотражательных колпачков на клапанных стержнях, износостойкость блока цилиндров, стержней клапанов и направляющих втулок. Показатель значительного "угара" масла - синий дым в выхлопных га ­ зах, превышение нормы расхода масла. А что считается нормой? В таблице приведены некоторые данные для двигателей ВАЗ.О РАСХОДЕ...Расход масла складывается из прямых потерь масла через неплотности прокладок и сальников (результат неквалифицированной сборки двигателя и неправильной эксплуатации, приводящей к повреждениям) и "угара" масла в работающем двигателе. Очень часто прямые потери резко увеличиваются из-за элементарной причины - недостаточной вентиляции картера. Неэффективная вентиляция (например, из-за отложения шлаков и смол в соответствующей магистрали, включая каналы в карбюраторе) оборачивается повышением давления вРасход масла на автомобилях ВАЗ-2101... -2107 Пробег, км Расход масла. л 100 км Пробег(км)с расходом 0.85 л (от "max" до "min") 0-2000...3000 Уменьшается примерно до 0.009 до 50000-60000 Постоянный около 0.009 свыше 50000-60000 Растет ДО 0.089 10000-1000 10000-Замеры выполнялись при пробеге не менее 500 км со скоростью 50-80 км/ч.ЗА РУЛЕМ 4/95 113