Опыт эксплуатацииШь шАЗЛК-21412"Москвич" стал частым гостем на страницах рубрики "Опыт эксплуатации". Во многом этому способствуют усилия Уфимского завода автомобильных моторов, что ни год радующего потребителей новым двигателем для АЗЛК или ИЖа. Вот и сейчас нам не терпится поделиться впечатлениями о двухлитровом моторе УЗАМ-3320, установленном на редакционном АЗЛК-21412. За пять тысяч километров - совсем небольшой "возраст" для двигателя - наш УЗАМ-3320 не дал повода сомневаться в своей надежности или, упаси Бог, проверять ремонтопригодность. Уезжая из Уфы, где наш "Москвич" только что получил новый двигатель, мы услышали от главного конструктора УЗАМа В. Куванина на прощание: "С этим мотором будете ехать и отдыхать". Через пятьсот километров, после ночного перегона до Тольятти, готов был подписаться под этими словами. Кажется, разогнался на выезде из башкирской столицы, включил пятую передачу и только у ворот ВАЗа ее выключил. Многочисленные подъемы и обгоны не требовали "подтыкать" передачу пониже - даже высшая "ускоряющая" позволяла без напряжения завершать обгоны при появлении встречных машин: нажал на газ и неожиданно оставил позади себя колонну КамАЗов, непривычно легко взлетел на вершину холма... Порой приходилось даже сдерживать себя: ориентируясь по ощущениям (привычные ход педали, шум двигателя), нередко быстро набирал значительно большую скорость, чем предполагал. Вроде держишь законные 90 км/ч, глядь - а на спидометре стрелка уже за 110 перевалила. Интересно: когда привыкнешь к новому мотору, стиль езды меняется. Вспоминаю, как полтора года назад наш АЗЛК21412 получил 1,7-литровый мотор. Повышенный запас крутящего момента и мощности так и провоцировал демонстрировать преимущества мощного двигателя соседям по дороге. С перекрестка трогался, как стартовал, и только вырвавшись вперед, позволял ослабить нажим на педаль акселератора. Не было дня, чтобы тахометр хоть раз не показал пять тысяч оборотов в минуту. Естественно, с двухлитровым мотором я тоже принялся "пулять" со светофоров еще в Уфе. Но с третьего "старта" уже ехал в потоке вместе с остальными автомобилями. "Выкручивать" УЗАМ-3320 оказалось неинтересно: ну да, окажешься далеко впереди, и что? Не в этом прелесть двухлитрового мотора. Понравилось ехать в очень спокойном режиме, на каждой передаче доводя двигатель до 2-2,5 тысячи оборотов, не больше, и включая следующую. На четвертой машина уверенно, без провалов и дерганий, едет с 40-45 км/ч. Для разгона достаточно плавно нажать на газ, долго ждать достижения 90 км/ч не придется. Почему именно 90, а не больше? Потому что потом надо включать пятую передачу, если хотите ехать комфортно, с меньшим гулом от двигателя. Настоящий восторг испытываешь, полностью реализуя великолепную эластичность двухлитрового мотора, его готовность принять нагрузку с самых небольших, в районе тысячи, оборотов коленвала. В этом УЗАМ-3320 показался похожим на дизель. Эти заключения подтвердили и дополнили испытатели ВАЗа, которым мы не преминули похвастаться двухлитровым "Москвичом". Надо сказать, что их знакомство с автомобилем было довольно коротким и жестким. Любимый "Москвич" страшно ревел новым мотором (раскручивали его до "звона", до 5500-6000 об/мин), скрипел всеми четырьмя колесами, цепляясь за асфальт на крутых поворотах, раскачивался в интенсивной "змейке"... Испытание он выдержал с честью. Вердикт вазовцев удивил их самих: "Этот автомобиль похож на... "ФИАТ-Темпра". Вот-те на, сравнивать "Москвич" с иномаркой мы и не думали! А впрочем... почему бы и нет? У двухлитрового "Москвича" со снаряженной массой 1070 кг и мощностью 94 л. с. немало зарубежных одноклассников: "Ауди-А4 1,6" - 1195 кг, 101 л. с ; "Ситроен-ZX 1,8Г-1048 кг, 101 л.с; "Дэу-Нексия-GLX" - 1036 кг, 90 л. с ; "ФИАТТемпра-1,6" - 1075 кг, 75 л. с ; "Фольксваген-Венто-CL 1,8" - 1180 кг, 90 л. с... А еще вместе с испытателями мы пришли к заключению: вот каким должен был стать "Москвич" изначально. Наконец-то совпали его облик, просторный салон, управляемость и характеристики двигателя. Теперь это одно целое - автомобиль, занявший свою нишу (и по размеру, и по мощности) между моделями ВАЗа и ГАЗа. В то же время конструктор-двигателист ВАЗа, один из авторов "жигулевского" дизеля Л. Новиков, проехав на "Москвиче"около сотни километров, назвал его двигатель... "классным неандертальцем". Имелось в виду, конечно же, несоответствие большого рабочего объема низким показателям мотора (1945 см 3 , 94 л. с, 16,4 кгс-м). Действительно, литровой мощностью 48 л. с/л нашему двигателю хвастаться не приходится (зато крутящий момент на уровне аналогов). УЗАМ-3320 имеет большие резервы улучшения, а пока по сравнению с полуторалитровым "прародителем" УЗАМ-412 он прибавил только в объеме. Карбюратор ДААЗ-2140 ("Озон"), прерыватель-распределитель с прежними характеристиками не лучшим образом "обслуживают" два литра рабочего объема. Сейчас в Уфе работают с карбюраторами "Пекар" (бывший "Ленкарз"), имеющими больший диаметр диффузоров, нежели "Озон", адаптируют к мотору микропроцессорную систему зажигания из Новополоцка (завод "Измеритель"). Есть планы использовать распредвалы с измененным профилем кулачка (уже известной читателям фирмы "Мастер-мотор"), заканчивается работа по впрыску (ее ведет московское НПП ЭГА, где занимаются и системами питания авиадвигателей). Наверное, прибавит сил двухлитровому двигателю оптимизация ("настройка") систем впуска и выпуска, доводка кривошипно-шатунного механизма и поршней. Надеемся, и эти планы конструкторов УЗАМа станут реальностью. В январе "Москвич" неделю ездил по городу с расходомером. Если не торопиться и спокойно держаться в потоке машин, получается 9-10 л/100 км. При более резком стиле вождения расход бензина (вместе с прогревом после морозной ночи) составил 11,9 л/100 км. Эксплуатационная норма расхода топлива по "Справочнику НИИАТ" для АЗЛК-21412 - 12,1 л/100 км. Как видите, двухлитровый мотор уложился в показатели экономичности полуторалитрового. Напоследок - о производстве двигателей УЗАМ-3320. Ныне их собирают небольшими партиями в экспериментальном цехе завода на заказ, обеспечивая надлежащее качество. Если найдется массовый потребитель - мотор пойдет по конвейеру (качество уфимцы обещают сохранить). Поэтому хотелось бы повторить вопрос, заданный в ЗР № 2/96: "Кому двухлитровый?" Антон ЧУЙКИНЗА РУЛЕМ 4/96 97