СобытиеЬЕ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫПодал в отставку генеральный директор АвтоЗАЗа Степан Кравчун. Этот шаг он объяснил усталостью и разочарованием: "Я не вижу в нашем государстве желания развивать автомобилестроение". Но наблюдатели связывают его отставку с южнокорейским концерном "Дэу", который с 1994 года предлагает организовать в Запорожье совместное производство своих автомобилей. В уходе заслуженного директора, олицетворявшего дорыночныи стиль руководства, видят признак того, что проект "Дэу-АвтоЗАЗ" будет наконец сдвинут с мертвой точки.Я давно знаю и уважаю Степана Ивановича, вся трудовая жизнь которого прошла на Запорожском автозаводе (мое интервью с ним под названием "Другой жизни у меня не было" ЗР опубликовал в № 6 за 1995 г.). Он отлично понимал, что ни ЗАЗ, ни тем более Мелитопольский моторный не вытянут в новых условиях без мощного зарубежного партнера. Но относился к этому альянсу, как любящий родитель к браку единственного чада, то есть заведомо необъективно. "Кое-кто в высших эшелонах власти, - говорил он несколько месяцев назад, - склонен к крамольной мысли: отдать ЗАЗ какому-нибудь иностранному воротиле за бесценок. А какая, дескать, разница? Все равно предприятие будет работать, налоги будут взиматься, люди будут заняты. Вроде бы все правильно. Но забывают, что только налог с прибыли будет оставаться, а сама прибыль будет уходить... Отдать то, что досталось нам с таким трудом, какому-то заморскому промышленнику, не что иное, как государственное преступление". Подав заявление об отставке, Степан Кравчун выразился в адрес "Дэу" еще резче. "Если быть откровенным, у меня к этим инвесторам душа не лежит. Слишком уж экстремистские, какие-то целенаправленные действия ведет эта фирма в Восточной Европе". Его эмоции по-человечески вполне понятны. Но в столь ответственных переговорах им не место - необходим трезвый расчет. Предприятие будет работать, налоги будут взиматься, люди будут заня4 ЗА РУЛЕМ 4/96ты - это при нынешних экономических реалиях очень много. Тем более что АвтоЗАЗ находится в глубочайшем кризисе, уповает на деньги из бюджета и не может платить приличную зарплату 25-тысячному трудовому коллективу. "Прибыль будет уходить"? Но только та часть прибыли, которая положена партнеру. Неужели лучше нести сплошные убытки, как сегодня, лишь бы не дать "иностранным воротилам"заработать? Немудрено, что при такой позиции генерального директора переговоры с "Дэу" забуксовали. С момента их начала южнокорейский концерн успел войти в пять стран - от Узбекистана до Польши. К началу 1996 года сложилось впечатление, что он потерял интерес к АвтоЗАЗу. Но это, по-видимому, была лишь тактическая уловка. В середине февраля представители концерна вновь появились на Украине. Но не в Запорожье, а в Киеве, где были любезно приняты президентом Леонидом Кучмой. Через несколько дней Степан Кравчун подал в отставку - как утверждают в осведомленных кругах, вынужденную. Он сделал это за полтора месяца до своего 60-летия В день, когда эта статья готовилась в номер, новый генеральный директор еще не назначен . Министерство машиностроения Украины рассматривает несколь-ко кандидатур. Как отметил заместитель министра Вадим Лящов, это должен быть человек новой формации - рыночник и аналитик. СП "Дэу-АвтоЗАЗ Мотор" (одно из возможных названий) может дать украинским автомобилистам уже в этом году качественную и сравнительно недорогую отечественную иномарку. Да и та же "Таврия" станет совсем иной, если получит современный силовой агрегат и освободится от брака. Кстати, она удачно вписывается в нишу между двумя моделями концерна - "Дэу-Тико" и "Дэу-Нексия". Руководитель крупной украинской автомобильной корпорации сказал мне в . неофициальной беседе, что считает ны- I нешнюю ситуацию очень благоприятной для проекта "Дэу-АвтоЗАЗ". Он же добавил: "Альтернативой корейскому автомобилю из Запорожья мог бы стать российско-корейский автомобиль, но мы верим, что г-н Каданников надежно заблокирует ему дорогу..." Леонид САПОЖНИКОВ