78
79
гонщиков на отечественных машинах уже никто не числит в туристах. А насчет скорости КамАЗов - что правда, то правда. На некоторых этапах Московских ухитрялся приезжать в "десятке" абсолютного зачета, следом за специальными прототипами "Ситроена" и "Мицубиси". Иной просвещенный читатель вполне может возразить: к чему, мол, такая прыть, коль большинство участвующих в "Дакаре" грузовиков исполняет скромную роль техничек. Не скрою, это так. Например, ни один автомобиль из целой армады "мерседесов" не шел, как говорится, на результат. Однако, между прочим, и большинство участников в других категориях машин также не помышляли о чемпионских лаврах, ограничиваясь скромной задачей доехать до Дакара. Круг же претендентов на победу (плохо это или хорошо, другое дело) во всех этапах был по традиции весьма ограничен. В абсолютном зачете автомобилей - прототипы "Ситроена" и "Мицубиси", среди серийных и специ-ПУТЬ К ДАКАРУ ДЛИНбПомню, в год дебюта КамАЗов в "Париж-Дакаре", когда все советские машины сошли уже на первых этапах марафона, один из наших гонщиков рассказал мне, как веселились французские таможенники, увидев возвращающиеся в Европу не солоно хлебавши грузовики из Набережных Челнов. - Посмотри, это участники рейда "Париж-Дакар", - сказал один. - Да нет же, те еще едут в Сенегал, а эти ребята с марафона "Париж - Париж", съязвил другой. С той поры минуло шесть лет. И вот уже на финише "Дакара-96" в компании знаменитых Пьера Лартига из "Ситроена" и Эди Ориоли из "Ямахи", трех- и четырехкратного победителей этих состязаний, у Розового озера расточал улыбки фотокорреспондентам пилот КамАЗа Виктор Московских - первый среди тех, кто вел через пустыню грузовики. А из уст французских, нет, не таможенников, а некоторых гонщиков, считающих "Дакар" своей вотчиной, теперь можно услышать иные речи. "Не наТретий год подряд в абсолютном зачете "Дакара" побеждает француз Пьер Лартиг.стало ли время, - говорили они, - как-то разделить на трассе легковые и грузовые автомобили". КамАЗы, дескать, несутся так быстро, что от них еле успевают уворачиваться даже те, кто едет среди лидеров в своих зачетных группах. Не станем сейчас рассуждать на эту тему, которая больше касается организаторов рейда, бесспорно другое - нашихГлавным соперником "ситроенов" считался Бруно Саби, пока его "Мицубиси" не перевернулся в середине гонки.ально подготовленных серийных - та же "Мицубиси" и "Ниссан", у мотоциклистов КТМ, "Ямаха", "Каджива". Уверяю вас, соперничество КамАЗа и "Татры" отнюдь не уступало по своему накалу "битвам" более легких машин. К слову, и соперником у Виктора был многоопытный чех Карел Лопраис, выходивший на старт "Дакара", когда мы в России только мечтали о труднейшем африканском марафоне. Он-то и не давал Московских перевести дух, заставляя одессита мчаться во весь опор уже с самых первых этапов. Конечно, постоянно ехать на пределе собственных сил и возможностей машины - весьма рискованно. Однако, с другой стороны, Виктору необходимо было иметь солидный отрыв от главного конкурента на случай аварии или поломки - непременных спутников участников марафона. Кстати, если бы не задел в полтора часа, который78ЗА РУЛЕМ 4/96 успел создать Московских к середине рейда, не быть бы ему победителем. На одном из длинных спецучастков у его КамАЗа открутилась маслозаливная горловина, и из мотора начало хлестать масло. Воспользовавшись этой поломкой, Лопраис сумел сократить отрыв до 30 минут, но выйти на первое место ему в итоге так и не удалось. Уверенность в успехе Виктора появилась, пожалуй, только перед финишным спецучастком длиной всего 20 км. Отыграть здесь 17 минут, которые чех уступал к тому времени камазовцу, было практически невозможно. Но Московских не был бы одесситом, если бы отказал себе в удовольствии обойти на последнем скоростном участке главного соперника, который по праву победителя предыдущего этапа стартовал перед ним. И проделал он это в повороте на песчаной трассе настолько эффектно, что эпизод этот не раз прокручивали по разным телеканалам в заключительных репортажах о "Дакаре-96". Признаюсь, когда воочию наблюдалко дуэт во главе с Сергеем Лисовским на "Тойоте", доведенной, что называется, до ума во Франции. Ныне все шесть джипов были приспособлены к условиям марафонской гонки в специальных мастерских "Раллиарт" и "Геко-рейд". Во-вторых, теперь некоторые наши гонщики не скрывали, что просто финиш в Дакаре их не устроит. В числе тех, кто искренне рассчитывал на относительно высокие места в своих зачетных группах, были экипажи экс-чемпиона России по ралли Михаила Нарышкина и москвича Евгения Шмыкова, который представлял Спортивный клуб армии... Узбекистана. В распоряжении обоих были джипы "Мицубиси-Паджеро", но у Михаила - группы Т2 (специально подготовленные автомобили), а у Евгения - Т 1 (серийные). Я не случайно уточнил принадлежность машин к той или иной категории. Ведь она определяет не только допустимые изменения, но и диктует стиль вождения автомобиля. Ну нельзя управлять серийной машиной словно спортпрототипом,В ШЕСТЬ ЛЕТКамазовцы на финишном подиуме у Розового озера. С караваем в руках Виктор Московских. как невозможно пришпоривать пони будто арабского скакуна! К сожалению, Евгений Шмыков пренебрег этой очевидной истиной. Темп, взятый им, явно превышал возможности автомобиля. Впрочем, на газетные полосы его имя все-таки попало, когда "Мицубиси" Евгения, прыгнув с дюны, завязла колесами в песке, а сорвавшийся кузов проехал самостоятельно еще несколько сантиметров. Такого на "Дакаре" еще не видели. Из-за поломки переднего моста вынужден был сойти с дистанции Нарышкин. Как, впрочем, и экипажи Григория Никишкина и Владимира Климова. До Дакара добрались два "мицубиси" группы Т1 Национального фонда спорта Александра Русинова и Игоря Зеленко. Поначалу они рассчитывали на место в абсолютной двадцатке, потом - тридцатке и, наконец, наученные горьким опытом со-отечественников, почли за благо оставить чрезмерные амбиции, финишировав соответственно 49-м и 51-м. В прошлом году Сергей Лисовский стал 47-м, чем, помнится, глава фирм ЛИС'С и "Премьер СВ" был несказанно доволен. Признаюсь, и я искренне разделял радость бизнесмена, приобщившегося к автоспорту. По поводу "доезда" экипажей НФС меня посещают, честно говоря, иные чувства. Может быть, у уважаемого фонда, именуемого национальным и столь любящего автоспорт, найдется другое применение своим средствам, чем финансирование участия в африканском приключении двух экипажей, проигравших победителю в своей группе тридцать с лишним часов. Например, не худо было бы помочь команде ВАЗа, располагающей прототипами "Лады-Самары", на одном из которых Александр Никоненко стал, между прочим, вторым в рейде "Париж-Пекин-95". На "Дакаре", к слову, об отсутствии тольяттинцев очень многие искренне жалели. Станислав НЕЧАЮК, главный редактор журнала "Автомотоспорт" специально для "За рулем" Фото агентства DPPIсхватку двух многотонных громадин в плотном коридоре восторженных болельщиков, невольно посочувствовал тем гонщикам легковых машин, которые на трассе обгоняли КамАЗы и "татры". И отнюдь не лишней показалась мне предосторожность менеджера Леонида Майорова, каждый день напоминавшего Московских номера джипов российских экипажей - дескать, ты уж там с ними, Витя, поосторожней. А наших на "Дакаре" становится все больше и больше. В нынешнем году - целых шесть экипажей легковых автомобилей плюс мотоциклист Александр Нифонтов, выступавший за фирменную команду "Каджива". Кстати, нынешний африканский десант из России принципиально отличался от прошлогоднего. Во-первых, год назад большинство наших участников в подготовке машин полагались на собственные силы и просчитались: до финиша добрался толь-ГР АН АДА - ДАКАР29 декабря - 14 февраля, 7579 км. Абсолютный зачет: 1. П. Лартиг/М. Перэн (Франция) - 64:44.38; 2. Ф. Вамберг/Ф. Галлахер (Франция/Великобритания, все "Ситроен-гХ-ралли-рейд") - отставание 1:11.54; 3. Ж.-П. Фонтенэ/Б. Мусмарра (Франция,"Мицубиси-Паджеро") - 1:42.13; 4. А. Ватанен/Ж. Пикар (Финляндия/Франция) - 1:49.53; 5. С. Сервия/Х. Пуиг (Испания, все - "Ситроен-гХ-ралли-рейд") 3:16.45; 6. X. Масуока/А. Шульц (Япония/Германия, "Мицубиси-Паджеро") 6:26.20; ... 14. В. Московских/А.Кузьмин/Н. Багаветдинов (Украина/Россия/Россия, КамАЗ-4х4) - 26:18.39; 15. К. Лопраис/Р. Стахура/Т. Томечек (Чехия, "Татра-8154x4") - 26:33.06; ...49. А. Русинов/А. Жилин -54:14.38; ... И. Зеленко/С. Барулин ( в се Россия, "Мицубиси-Паджеро") - 55:59.54.ЗА РУЛЕМ 4/9679