ства уровень комфорта. Шины низкого давления разработаны фирмой "Трекол", о шестиколесном вездеходе которой журнал сообщал в № 10 за 1995 год. Необычна схема трансмиссии. Двигатель ВАЗ-21213 состыкован с пятиступенчатой коробкой передач от ВАЗ-2108, дифференциал которой заблокирован. Один выход пока заглушён, но предполагается использовать его для привода вспомогательных агрегатов, лебедки например. Вместо второго привода установлен карданный вал, передающий момент на "нивовскую" раздаточную коробку, которая распределяет его на ведущие мосты от ульяновского вездехода. Кстати, дифференциалы переднего и заднего мостов могут оснащаться механизмом самоблокировки, который позаимствован у военной колесной техники. Столь сложная трансмиссия обеспечивает большое передаточное число (две главные передачи - "восьмая" и "уазовская") и делает необычной схему переключения передач. Поскольку коробка ВАЗ2108 расположена продольно, передачи включаются не вперед-назад, а вправо-влево. К такому новшеству быстро привыкаешь, как ик тяжелому рулю. Тем более что планируется установка гидроусилителя. Что по-настоящему досаждает, так это шум. Гудят шины, гудит трансмиссия. Но ведь специальный вездеход - не сверхкомфортабельный легковой автомобиль. Экологический вездеход заинтересовал как серьезные организации нефтяников, газовиков, так и частных лиц. Построено уже несколько таких машин. Большой интерес к машине и наличие заказов вселяет уверенность, что мелкосерийное производство ее будет развернуто в ближайшее время. Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Сергея Иванова«БРОНТОВАЗ-21218. Внешние отличия - оригинальный "кенгурятник", надстройка на крыше, длинная дверь.ПОДРОС!Сюжет одного из популярных в недавнем прошлом фильмов начинал раскручиваться с того, что где-то на просторах Америки шайка грабителей захватила броневик с ценностями... Зритель, искушенный и внимательный, сразу понимал, что его водят за нос, поскольку роль броневика исполнила "Нива", грубо закамуфлированная под бронированную спецмашину. А такой машины в природе нет и быть не может. Время показало, что сделать можно все, в том числе и броневик из "Нивы". Были бы только потребность и желание. Сегодня "вазовский" вездеход с V-образным ветровым стеклом и зеленой полосой на борту (а только этим с первого взгляда отличается спецмашина от обычного автомобиля) стал техникой привычной, особенно для жителей крупных городов. "Нива"-броневик, которую уже более двух лет выпускает фирма "Бронто" в Тольятти, нашла свою нишу на рынке "броненосцев". Машина используется для перевозки относительно небольших (по объему и весу, но вовсе не по стоимости) ценностей или как автомобиль сопровождения. Все бы неплохо, но проблема малой вместимости, хорошо известная владельцам "Нивы", в броневике встала особо остро, и решено было базовую машину удлинить. Идея отнюдь не нова. О длинных "нивах" ВАЗ-2129, -2131 и их модификациях журнал рассказывал не раз. Удлиненный броневик занял как бы промежуточное положение между стандартной ВАЗ21213 (база- 2200 мм) и той, что делают в Опытно-промышленном производстве (база - 2700 мм). База "БРОНТОзавра" увеличена на 300 мм и составляет 2500 мм. Лишние тридцать сантиметров заметно увеличили объем салона и облегчили посадку на заднее сиденье. Ведь весь прирост пошел в дверь. Ее длина - 1200 мм как у "восьмерки". Теперь, когда основой для броневика стала не конвейерная машина, а ее удлиненный вариант, появилась возможность делать и небронированные удлиненные машины. Такая "Нива" носит индекс ВАЗ-21218, ее бронированный собрат-ВАЗ-212182. Начнем с базовой машины. Внешних отличий немного - обычная "Нива", только вроде менее кургузая. Лишь присмотревшись, замечаешь изменившиеся пропорции. Скрадывает длину машины "надстройка" в задней части крыши. Кроме декоративной функции она несет и смысловую нагрузку. Потолок салона над задними сиденьями и багажником заметно приподнят. Так что "горб" - это не фальшивая накладка, а настоящая крыша. Многие ВАЗ-21218 комплектуются оригинальной защитной решеткой - "кенгурятником", выполненным из прочного композита. Выглядит он намного элегантней привычного каркаса из труб и создает ЗА РУЛЕМ 4/96 9Такие горки нам не помеха. С тем, что называется геометрической проходимостью, у этой машины проблем нет.Огромные шины низкого давления оказывают малое давление на грунт. Запасное колесо увеличенной размерности не умещается под капотом. Оно перекочевало на задний бампер.свой облик "БРОНТОзавру". Колеса на всех машинах из легкого сплава (их выпускает тольяттинская фирма "Слик") обуты в покрышки "NOKIA HRC". Такая комплектация не только дань моде. Сочетание это успешно зарекомендовало себя на бронированном варианте автомобиля. Стандартные шины для заметно потяжелевшего броневика оказались слабоваты, а стальные диски не позволяли уверенно ездить на них. Пусть это не покажется абсурдным - для спецавтомобиля, перевозящего ценности, возможность продолжать движение при повреждении шины просто необходима. Еще одно достоинство трехспицевого литого диска также проявилось на более тяжелом бронированном автомобиле. Это лучшее охлаждение тормозов благодаря хорошей вентиляции. Вообще же на "штатскую" машину с броневика перекочевали не только колеса. Например, кондиционер и система пожаротушения - стандартная комплектация инкассаторского автомобиля - по желанию заказчика могут быть установлены на любую "Ниву". В салоне ВАЗ-21218 изменений немного. Передняя часть его полностью сохранена от ВАЗ-21213 - стандартная передняя панель, "нивовские" сиденья. Заднее теперь не зажато между колесными нишами. Мягкий диван от ВАЗ-2107 создает ощущение высокой посадки, при этом головой в потолок не упираешься - крыша-то приподнята. Несколько больше стал объем багажника - ведь заднее сиденье продвинуто вперед. Садиться назад в самом деле намного удобней, чем в обычной "Ниве". Пассажир не из толстых может пробраться на заднее сиденье, даже не откидывая переднего. Дверь сначала кажется огромной, но на самом деле проблем на стоянке создает не больше, чем в "восьмерке", где, как уже говорилось, дверной проем такой же длины. От этой же модели позаимствованы и дверные петли, способные выдержать большую, чем стандартные "нивовские", нагрузку. А увеличенная масса двери становится заметна, когда закрываешь ее изнутри за переднюю ручку. Да, внутренних ручек на двери две: одна - для водителя или переднего пассажира, другая - для обитателей заднего сиденья. По своему поведению на дороге автомобиль ближе, скорее, к длиннобазным ВАЗ-2129 и ВАЗ-2131, чем к серийной короткой "Ниве". Почти не заметна продольная раскачка, "потяжелел" руль. А броневик еще и более мягок на ходу. Как-никак 430 кг лишнего веса. Пружины подвески из прутка увеличенного диаметра, специальные амортизаторы. Вес спецмашине добавляет не только броня, но и различное дополнительное оборудование: кондиционер, система пожаротушения, система вентиляции салона, аккумулятор для автономного жизнеобеспечения. Сама броня по мировым стандартам отно-Увеличенный дверной проем облегчает посадку в машину.Удлиненный броневик ВАЗ212182.Стандартная комплектация бронеавтомобиля:слева от двигателя компрессор кондиционера, красный цилиндрик на передней панели рядом с сиреной - система пожаротушения.