121
122
123
боимийламиВЕСНА, КУЗОВ И КОСМЕТИКАСтоял ли автомобиль всю зиму в гараже или его нещадно гоняли - работ с кузовом ив салоне в том ив другом случае будет достаточно. Потускневшая эмаль, точки ржавчины, царапины, масляные пятна на сиденье и ковре наводят грусть. Конечно, можно оставить все как есть - "максимальную скорость" это не понизит. Но кузов наверняка прослужит меньше, чем мог бы. Да и цена автомобиля будет невысокой, если вдруг придется его продавать. Значит, машину лучше привести в порядок, размышляет Вячеслав СУББОТИН. а как и чем - об этомНыне есть два варианта выполнить эту работу. Первый - сделать все в специализированной мастерской, где машины "чистят и блистят". Удовольствие обойдется примерно в полмиллиона (100 долларов) - для большинства очень дорого. К тому же результат может быть неожиданным, если полировочный круг был замызган, а панель приборов натирали мебельным полиролем. К сожалению, такое приходилось наблюдать. Второй вариант - истратить 150-200 тысяч рублей (30-50 долларов) на чуть ли не годовой запас препаратов хорошего качества ив охотку заняться самому, выбрав погожий денек или заехав под крышу. Мне по душе второй вариант, думаю, вам тоже. Прежде всего машину необходимо вымыть, чтобы оценить состояние лакокрасочной поверхности и представить себе фронт работ. Чем мыть? Ни в коем случае не стиральным порошком или, не дай Бог, содой - смывают они грязь мгновенно, но содержащаяся в них щелочь разрушает краску. Только автомобильным шампунем и обязательно специальной губкой или щеткой, в которых песчинки задерживаются так, что не царапают краску. В магазине и на рынке предлагают два вида шампуней: с до ­ бавками воска и без них. Они содержат поверхностно-активные вещества, создающие густую пену, которая эффективно смывает (вытесняет) въевшуюся грязь, причем первые одновременно покрывают поверхность специальными защитными восками. Другие не смывают, а растворяют в себе, оставляя более стойкий слой восковой и полимерной защиты на кузове, к примеру, "Хот Вакс" (Hot Wax). По сути это шампунь и полироль в "одном флаконе", чем и определяется относительно высокая цена препарата. Но им особенно удобно пользоваться зимой ив непогоду осенью и весной, когда из-за низкой температуры (ниже 5°С) трудно наносить полироль. Впрочем, требовательный водитель может использовать его и летом, а дополнительная защита кузову никогда не помешает. Разумеется, можно мыть и другими шампунями - только обязательно требуйте у продавцов инструкцию по применению на русском языке (если, конечно, не владеете ино ­ странными). Неровен час, начнете мыть машину тормозной жидкостьюЫыSТестируемые полироли на качество блеска проверяли на темных автомобилях.из красивой бутылочки и будете весьма разочарованы результатами - такие случаи тоже бывали. Вообще, автокосметики сейчас в магазинах достаточно, и какую выбирать - дело вкуса. "Саймонайз" (Simoniz), "Сонакс" (Sonax), "Каплан" (Carplan), "Тертл Вакс" (Turtle Wax) и т. д. и т. п. Встречаются даже препараты забытого "Литбытхима". Какогото одного "магического" средства ухода за автомобилем вроде тех, что время от времени по несуразным ценам предлагают различные "телемагазины", не может существовать по определению - слишком разнообразен и сложен состав материалов современного автомобиля. Нельзя заставить блестеть краску капота автомобиля и возвратить черный цвет пластмассовому бамперу с помощью одной жидкости или пасты. Необходимы специальные препараты - каждыйдля своего. Тогда возникает вопрос о совместимости, поскольку мы хотим быть уверены, что разнообразные "припарки" будут работать не только по отдельности, но и вместе, дополняя, усиливая, а не мешая друг другу. Естественно, выбираешь фирму, предлагающую наиболее полную гамму препаратов при гарантированном качестве каждого из них. Замечу, что фирма "Тертл Вакс", по моему убеждению, здесь впереди. Впрочем, доверяй, но проверяй. Поэтому к вопросу о качестве мы еще вернемся. Пока же протрем только что вымытый кузов, чтобы располировать присутствующие в шампуне воски, а также предотвратить неравномерное высыхание, из-за которого возможно образование пятен. Рискуя навлечь гнев автогурманов, скажу, что пользоваться для этого натуральной замшей непрактично - она слишЗА РУЛЕМ 4/95 121 пострадала от коррозии - болезнь ком дорога и сложна в уходе. Лучше Осмотрев автомобиль после мойки, "пятерок" и "нив", обработку придется всего синтетическая - работает она вы заметите всевозможные (надеемся, повторить несколько раз, но резульничуть не хуже и при минимальном мелкие) повреждения: небольшие скотат будет положительным. Есть свои уходе прослужит не один год. Осолы, царапины, остатки прошлогодней препараты и для восстановления пербенно удобна специальная замша, грязи или свежих тополиных почек, бивоначального цвета пластмассовых поставляемая в пластиковом футляре, тума, консерванта и т.п. Их хорошо бамперов. Не забудьте очистить их например, от английской фирмы возьмут уже упоминавшийся "Трим жидкостью для пластиковых деталей, "Холброс" (Holbros). Достал, разверКлин" или составы для очистки мотора которая вбирает в себя всю грязь из нул. протер, свернул (разумеется, - "Энжин Клин" (Engine Clean). Хотя они шероховатой поверхности. Замечу, прополоскав в чистой воде), убрал ви предназначены соответственно для обрабатывать бамперы лучше после футляр и бросил в багажник до слепластмасс и двигателя, такое использотого, как закончили пользоваться по дующего раза. Кстати, в отличие от вание вполне допустимо и эффективно. лиролем. Его следы с бамперов легко всех других ее можно хранить во Для особо "упрямых" загрязнений можсмыть вместе с грязью и незачем де ­ влажном состоянии, поэтому она всено применить очиститель пятен. Но былать двойную работу. гда готова к употреблению. вает, что грязь въелась в краску. Тогда А вот салоном лучше заняться Отдельный разговор о стеклах и поможет специальная паста с абразиименно сейчас, чтобы потом лишний колесных дисках. Грязные, помутневвом типа "Колор Бэк" (Color Back). Нераз не "тереться" о машину. Вымыв шие после зимы стекла рекомендую смотря на присутствие микроскопичековрики и пропылесосив салон, можно обработать очистителем с полирующим ских абразивных частиц, ее действие без труда вернуть ему первозданный и защитным эффектом. Особенно впеосновано прежде всего на химическом вид с помощью следующих "внутренчатляет обработка внутренних поверхпринципе и совершенно безопасно для них" препаратов разных фирм, типа ностей стекол, так как удалить стойкую краски. К тому же без нее все равно "Трим Клин" (Trim Clean) и "Кокпит маслянистую пленку, табачный налет не обойтись, если машину полировали Шайн" (Cockpit Shine). Первый глубоко другими средствами, сколько ни бейся, "давно или никогда": она мягко снимет очистит все виды пластмасс, резины и не выходит. После обработки "Глас Поверхний "мертвый" слой краски, тогда винила. Второй укроет эти поверхнолиш" (Glass Polish) стекла можно "не полироль не "провалится", а ляжет сти блестящим силиконовым слоем, заметить". Если еще покрьпь внешнюю ровным слоем. который является к тому же и антиповерхность ветрового и боковых стеПеред заключительным этапом статиком, оставив в салоне приятный кол специальным составом из серии обработки - полировкой - может воззапах лимона, яблока, хвои и т.п. Дру"антидождь", а в бачок омывателя никнуть "технологическая пауза", если гая группа средств с высоким пенообплеснуть всесезонный очиститель, мир на кузове обнаружены следы ржавчиразованием вернет почти первозданиз салона автомобиля и вовсе предны. Места точечной коррозии хорошо станет в ином свете. обработать преобразоватеДаже самый мощный лями ржавчины типа "Раст шампунь не всегда возьмет Мастер" (Rust Master). Они, стойкие отложения из маскак правило, не требуют ла, тормозной жидкости и подготовки поверхности. грязи, которые скапливаХотя преобразование про ­ ются на колесах при езде исходит буквально на гла ­ по нашим дорогам . Для зах, все зависит от глубины этого используем специ ­ проникновения ржавчины в альный очиститель типа металл. Если точка заста"Уил Клин" (Wheel Clean). релая, лучше, следуя инстКак правило, это аэрозоли. рукции, повторить обработку Средство легко распыляетс интервалом в три-четыре ся из бутылки и столь же часа. И в любом случае легко смывается. Но опять производить подкраску не же - строго следуйте инстранее, чем через указанный рукции. "Выдержать на пов инструкции срок. верхности 60 секунд", к о ­ Если речь идет не о нечно, не значит, что над точках, которые можно подколесом надо стоять ссе ­ красить "из баночки", а окундомером , но все же... А мы-то думали, что просто водой вымыли начисто. Но. добавив немного шампуня, с более обширных заржавевОбычной окрашенной штамкузова сняли еще один слой грязи. ших поверхностях - ну, скаповке особого вреда не буж ем , прокатались зиму с дет, даже если и забыть возагрунтованным, но неоквремя смыть состав, да и не так ее ный вид сиденьям и любым тканевым рашенным крылом или порогом жалко. Но вот, скажем, на каком-ниповерхностям, оставив на них невидимол, по весне доделаю - лучше вы ­ будь шикарном американском хромимую защитную пленку от любой грязи брать другой препарат, тоже преоброванном диске экспериментировать и влаги. Правда, здесь можно и проразователь. В отличие от первого, не стоит. Одна-две минуты - и смыть. махнуться - купить такой баллончик, преобразующего ржавчину в специИначе хром может потускнеть. после которого сиденья намокнут, и альный антикоррозионный "грунт", надолго, да еще обесцветится обивка. Помня о том, что "гений - в детавторой растворяет до основания и Так что сначала попробуйте состав на лях", не забудем привести в порядок и смывает ее, оставляя прозрачную небольшом участке. Ну а для кожанобамперы. Если они алюминиевые или фтористую пленку - идеальную под го салона придется раскошелиться, к хромированные, берите специальные грунтовку, шпатлевку и окраску. примеру, на "Формулу 2001" (Formula составы - и за работу. Через не ­ Кстати, отправляясь к малярам, 2001). Подобные средства недешевы. сколько минут они блестят как новые, хорошо захватить и баночку шлифоВедь у них задача посложней - о т ­ да еще и покрыты водоотталкиваювальной пасты (есть и такие!) для мыть, защитить и восстановить больщей пленкой. Конечно, если поверхснятия потеков и границ подкрашеншую часть свойств, присущих коже. ность алюминиевых бамперов сильно ной поверхности.1 22 ЗА РУЛЕМ 4'95 Теперь, когда со всеми неожиданностями покончено, можно и "полирнуть", чтобы насладиться плодами своего труда, а главное, защитить их: с о ­ временные автопрепараты - это стойкая преграда агрессии внешней среды. Чем полировать? Чтобы выбрать достойный полироль, придется поломать голову - эта часть автомобильной косметики представлена наиболее широко. Мы решили провести небольшой тест и расставить оценки препаратам нескольких фирм, представленных на отечественном рынке. Критерии легкость нанесения, равномерность слоя, качество блеска, стойкость. Шкала - пятибалльная. Разумеется, результаты первых двух пунктов субъективны. Тем не менее сравнивать было не сложно. Для теста на качество блеска вы ­ брали два одинаковых (темных) автомобиля, которые обрабатывали различными полиролями. Осматривали одинаковые поверхности с одним и тем же освещением. Легкость нанесения, стойкость оп ­ ределяли на белом капоте, расчерченном на квадраты, на которые наносили сравниваемые препараты. Через 20 часов - таков оптимальный срок от ­ верждения полиролей - начинаем мыть капот, испытывая стойкость по ­ крытия к истиранию и моющему составу в экстремальных условиях. Для этого как нельзя лучше подошел стиральный порошок "Миф", раствором которого сделали 50 моек, что соответствует примерно году эксплуатации при еженедельной мойке автомобильными шампунями. Если на поверхности есть полироль - то вода быстро собирается в капли и мгновенно скатывается, если нет - на участке долго держится водяная пленка. "Пятерка" в графе "Стойкость" означает, что скорость стекания воды после 50 моек лишь незначительно изменилась. Соответственно, "двойка" - вода "встала" после 20 моек, то есть полироля либо не осталось, либо он перестал работать. Результаты свели в таблицу. Связь между легкостью нанесения, располировки и качеством блеска проявилась в нашем тесте особенно наглядно. Нанести синий (цветной) полироль на белый капот идеально ровным однотонным слоем удалось лишь "Колор Мэджиком" (Color Magic). Во всех других случаях (особенно по ­ казателен "Абро Колор" (Abro Color) картина напоминала разводы от ма ­ лярной кисти - ровно располировать чрезмерно загущенный состав нам так и не удалось. Действие цветных полиролей основано на заполнении микротрещин для исправления рассеянного отражения света, поэтому требования к пластичности ив то же время стойкости состава здесь особенно высоки.Впрочем, у каждого полироля есть, разумеется, и свое более узкое назначение - иначе зачем было бы его выпускать. Бесцветные полироли идеальны для новых или "почти новых" автомобилей. К примеру,"Тертл ВаксРезультаты теста автомобильных полиролей Критерий легкость Препарат нанесения. равномерность слоя TURTLE WAX PLUS TEFLON CARPLAN AUTO FINISH STP FINISH 2001 (TURTLE WAX) COLOR MATCHCOLOR MAGIC (TURTLE WAX) CARPLAN COLOUR WAXHOLT'S POLISH COLOUR' SONAX POLISHSWAX' COLORCOTE BY AURT ABRO COLOR5 54545 53 45 35 44 5 45+ 4 444 45 34 блеск стойкость5+1 5 35 525•Цветообогащенные полироли (цвет - синий).тертости - к этому разряду относится до 90% дефектов верхнего слоя краски. Следует только помнить, что цветной полироль не краска ив случае глубоких и, главное, широких царапин заменить ее не может. Под конец провокационный вопрос: а стоит ли? Может, ездить, пока ездит, благо ГАИ к внешнему виду особенно не привязывается? Как-то мне пришлось увидеть телерекламу моторного масла французской фирмы "Тоталь". В кадре раскидистый рыдван красно-ржавого цвета с обаятельной юной парочкой на борту. При соприкосновении сне ­ ровностями дороги резвый ветеран теряет эмблемы, крылья, двери, к а ­ пот, пока не остается лишь рама да идеально чистый, "как новый" двигатель. Понимая, что так путешествовать неудобно, галантный водитель заруливает в некий салон, где машину буквально за пять секунд "одевают" в супермодный кузов цвета английской лужайки в тон платью очаровательной пассажирки. Мораль: если применять хорошее масло, достаточно время от времени "просто заменить кузов". Ну а двигатель хлопот не доставит. Двигателю действительно нужно хорошее масло, возможно и "Тоталь" - не знаю, не пробовал. В этом сегодня убеждать никого не надо. Вот если бс кузовами все было так просто... В реальной жизни дело обстоит как раз наоборот. Ремонт двигателя стоит от 100 до 500 долларов. И восстанавливать его можно чуть ли не до бесконечности. Заметьте, это практически никак не отражается на рыночной стоимости машины. Иное дело с "товарным видом", а это прежде всего состояние лакокрасочной поверхности, обивки салона, словом - "косметика". По времени и деньгам такой ремонт кузова может на порядок превысить расходы на слесарные работы любой сложности. А главное, реставрация вряд ли останется незамеченной и заставит серьезно "подвинуться" в цене при продаже. Тут и призадумаешься, стоит ли экономить на средствах ухода для становящегося все бо ­ лее дорогим четырехколесного друга. Ведь эффективные автопрепараты доступны сегодня, можно сказать, во всех отношениях. Не говоря уже о другом. Ездить в чистой, ухоженной машине просто приятно. Такие автомобили реже попадают в аварии - такова статистика. Связано ли это с тем, что сам водитель более спокойно и уверенно ведет машину, которая не раздражает его слоем пыли и копоти на дорогостоящем лаковом боку, или другие участники движения начинают относиться к нему с большим уважением, не знаю. Только факт остается фактом.ЗА РУЛЕМ 4/95 123На капоте "сорок первого" "Москвича" оценивали стойкость автополиролей. Лучшим был "Финиш 2001" компании "Тертл Вакс".плюс Тефлон" (Turtle Wax plus Teflon) благодаря тефлону и полимерам сверхскольжения чрезвычайно легок в нанесении и отличается глубоким блеском. Содержащий уретан " Ф и ­ ниш 2001" (Finish 2001) обеспечивает еще и высокую стойкость благодаря химическому соединению с уретаном, который входит в состав большинства современных автомобильных эмалей и лаков. Если автомобиль хорошо "походил", естественно предпочесть цветные полироли. Впрочем, цветообогащенные составы годятся и для новых автомобилей, испещренных мелкими рисками от неправильной мойки. Они скроют микроцарапины и мелкие по ­