126
127
128
129
двоичной системе с использованием простых дробей, что весьма неудобно для нас, привыкших к десятичной си ­ стеме счисления. Обычный человек, как правило, имеет дело с простыми дробями один раз в жизни - в начальных классах школы, и поэтому такой, например, вопрос "Что больше: 7/8 или 53/64?" у взрослого образованного человека может вызвать легкое замешательство. Однако англичанин или американец ответят на подобный вопрос с ходу, поскольку с детства имеют дело с дюймами и чисто умозрительно сопоставляют эти две величины. Но, понятно, использовать нагромождение простых дробей для обозначения высокоточных размеров, да еще с допусками, мягко говоря, затруднительно. И после того, как мир познал удобство десятичной метрической системы, англичане заимствовали подобное деление и для дюйма. Так что в машиностроении 1/64 дюйма - наименьшая простая дробь, а все более точные размеры приводятся в тысячных или даже десятитысячных долях дюйма. Обозначение футов и дюймов в английской системе мер аналогично обозначению долей углов в геометрии: фут - ('), дюйм - ("). Например: 1 м = 39,3701" или 3' 33/8". Переход промышленности каждой страны на метрическую систему мер сопровождался переводом всех дюймовых размеров в миллиметры. Вот почему, живя в "метрическом мире", мы не замечаем окружающие нас со всех сторон дюймы. Например, вворачивая электролампочку в люстру, вы зачастую даже и не подозреваете, что круглая резьба на ее цоколе имеет шаг семь ниток на дюйм. А те, кто ка ­ ждое утро ездит на работу в метро, могут и не догадываться, что рельсовая колея метрополитена - 60 дюй ­ мов, то есть ровно 5 футов (как, впрочем, и на всех остальных железных дорогах бывшей Российской империи и всех ее бывших колоний). Что касается автомобилей, то здесь счет дюймовых размеров идет уже на сотни. Автомобили ГАЗ, З ИЛ , УАЗ наиболее "дюймовые" из всех наших марок, так как представляют собой современные версии "фордовских" моделей 20-х годов. Начиная с модели ГАЗ-11 1937 года, любое заимствование американских конструкций сопровождалось переводом дюймовых размеров в миллиметры с округлением их числовых значений. Исключение представляли только сложные и точные детали (например, в ко ­ робке передач), которые делались на американских станках и проверялись американским поверочным инструментом. Окончание - в следующем номере журнала.1 26 ЗА РУЛЕМ 4/95ЗАПЧАСТИ ° ДЛЯ ИНОМАРОКЗапасные части - одна из самых больших проблем у владельцев иномарок. О том, что необходимо знать, чтобы купить или заказать и получить нужные для ремонта двигателя детали требуемого качества и по минимальной цене, рассказывает наш постоянный автор - технический директор фирмы "Иномотор" Александр ХРУЛЕВ.йоимишламиамериканском стандарте, согласно которому, зная код, легко определить по справочной литературе модель двигателя и год выпуска автомобиля. Модель уамериканских автомобилей означает округленный до целого числа объем двигателя в кубических дюй ­ мах. Например, число 305 будет означать, что перед нами 5-литровый двигатель: 305 следует разделить на 61 (число "целых" кубических дюймов в одном литре). Таким обраТаблица 1 Коды идентификационных номеров (VIN-коды) американских автомобилей с 1981 г.Номер разряда, определяющий год выпуска Код разряда, определяющий год выпуска Год выпуска: Фирма Номер разряда. определяющий модель двигателя Код разряда. определяющий модель двигателя Модель двигателя Определяется по справочной литературе в зависимости от кода Буквы от А до Z или цифры от 1 до 9 19..10 В 81 С 82 DЕ ! F 83 84 | 85 8G 86нJ IК | L МFord87 88 | 89 I 90 5N 91 92Р 93JeepR S 94 95General Motors, Chrysler4пример ЦG1GZ11HXMR1000011 Код модели двигателя Щ^ А Код года выпускаПрежде чем что-либо и где-либо покупать или заказывать, необходимо определить модель и год выпуска вашего двигателя. Наиболее просто это можно сделать на американских ав ­ томобилях, расшифровав идентификационный номер автомобиля - VIN (Vehicle Identification Number), з апи ­ санный под ветровым стеклом. Два знака (это буквы или цифры) номера кодируют год выпуска и модель двигателя. С 1981 г. в США действует единый стандарт, согласно которому 10-й знак 17-значного номера кодирует год выпуска автомобилей всех американских фирм (табл. 1). Интересно, что вообще все автомобили, выпущенные в других странах для американского рынка, имеют VIN взом, один и тот же номер двигателя может встречаться сразу у нескольких американских фирм, хотя это со ­ вершенно разные двигатели. В оз ­ можна также ситуация, когда один и тот же номер (или отличающийся на единицу) будет у двигателей разных схем, то есть с разным числом и расположением цилиндров (рядный L6, V-образные V6 или V8). Поэтому схема двигателя так же важна, как и год выпуска автомобиля. Некоторые машины только собираются в США из комплектующих, поставляемых, например, из Японии. Они могут иметь VIN, соответствующий японским автомобилям, модель двигателя в которых определяют, как описано ниже. Таблица 2 Неоригинальные запасные части, которые могут быть заказаны у различных фирм Детали и агрегатыПОДШИПНИКИ двигателяНовые из стран Европыиз США + +Восстановленные из стран из Европы СШАБУ из стран Европы из США++Поршневые кольца Поршни и поршневые группы Прокладки, сальники Ремни, цепи Клапаны Распределительные валы Толкатели, рокеры Насосы систем охлаждения Маслонасосы Бензонасосы Коленчатые валы Шатуны Головки блоков Блоки цилиндров Блоки цилиндров в сборе Узлы системы зажигания Форсунки подачи топлива Турбокомпрессоры Насосы высокого давления дизелей Двигатели в сборе+ +++++++14-+ + ++ + ++ +++ + + ++ + +++++++++ ++ + + + + + +++У многих европейских автомобилей, а также японских, предназначенных для европейского рынка, расшифровать VIN, чтобы определить модель и год выпуска двигателя, невозможно без фирменных каталогов запасных частей. Исключение составляют только некоторые марки (СААБ, "Фольксваген", "Ауди"), у которых, например, 10-й знак номера кодирует год выпуска по американскому стандарту. Модель двигателя автомобилей производства японских фирм чаще всего включена вмаркировку на крышке головки блока цилиндров или на площадке блока цилиндров, где нанесен номер двигателя. Обозначение представляет сочетание нескольких букв и цифр, которые и нанесены над номером двигателя или в одну строку с ним. Двигатели некоторых фирм не всегда легко поддаются идентификации. Так, встречается маркировка модели двигателя, отлитая на боковой поверхности блока цилиндров, где ее трудно прочитать. Некоторые двигатели удается идентифицировать только по следующим данным (в порядке важности): объему двигателя, указанному на маркировочной табличке автомобиля (бывает, с точностью до 1 см 3 ); числу и расположению цилиндров; году выпуска и модели автомобиля; типу привода распределительного механизма (цепь или ремень); другим данным, в том числе диаметру цилиндра, диаметрам шеек коленчатого вала и т. д. Иногда по этим сведениям удается определить модель двигателя с большей уверенностью, чем по первым, особенно у фирм с большим числом моделей двигателей, выпускавшихся одновременно. У части фирм объем двигателя в литрах может быть за ­ шифрован двумя цифрами в обозначении моделей - "Ниссан", "Сузуки", "Опель" (например, СА18 - 1,8 л, G10 - 1,0 л, 20SE - 2,0 л); одной цифрой у "Мазды" (ВЗ - 1,3 л, F6 - 1,6 л); тремя цифрами - у "Исудзу" (G180 - 1,8 л, С240 - 2,4 л). Следует также отметить, что, как и для американских автомобилей, у японских конструкция двигателя и размеры отдельных деталей могли изменяться по годам выпуска при том же названии модели. Некоторые французские фирмы ("Ситроен", "Рено"), итальянские (ФИАТ, "Альфа-Ромео", "Лянча") и не ­ мецкие ("Фольксваген", "Ауди"), а также европейское отделение "Форда" используют довольно сложную систему обозначения моделей двигателей. Чтобы найти необходимые запасные части для них, помимо модели, желательно знать и другие его данные (объем, число цилиндров и т. д.). Четкое обозначение моделей имеют двигатели "Мерседес-Бенц", БМВ, "Опель", "Пежо", "Вольво". Оно, как иу других европейских фирм, обычно на ­ несено на площадке блока цилиндров вместе с номером двигателя. На некоторых автомобилях стоят двигатели других производителей. Например, моторы "Мицубиси" широко использовались фирмами "Крайслер" и "Хонда", двигатели "Мазда" устанавливались на автомобили "Форд" и "Киа", двигатели "Хонда" - на "Ровер", "Исудзу", "Шевроле", "Рено", "Вольво" и т. п. Практика показывает, что в подобных случаях нет смысла искать запасные части для двигателя, ориентируясь на марку автомобиля, нужен изготовитель двигателя. Рассмотрим второй аспект проблемы, связанный с тем, какие именно за ­ пасные части необходимы для данного двигателя, где и как их приобрести. Их можно разделить на несколько групп. Первую составляют так называемые оригинальные детали, то есть поставляемые в запасные части непосредственно фирмой-изготовителем автомобиля и имеющие маркировку этой фирмы. Такие детали обычно покупают (или заказывают) у официальных дилеров фирмы-изготовителя ав ­ томобиля. Это могут быть любые де ­ тали - от болтов и фильтров до коленчатых валов и блоков цилиндров, в том числе такие детали, как вкладыши коленчатых валов, поршни и поршневые кольца ремонтных размеров. При поиске номеров оригинальных деталей (с оригинальными номерами) обычно пользуются каталогами фирм-изготовителей автомобилей, записанными на микрофишах (евроТаблица 3Ориентировочные средние цены (в долларах США) отечественного рынка на неоригинальные запасные части двигателей Страны - производители автомобилей Число цилиндров Вкладыши шатунные Вкладыши коренные Поршень 1 шт. Кольца (комплект) Прокладка головки Маслосъемные колпачки (компл.) Передний сальник Задний сальник Прокладка впускного коллектора Цепь Ремень ГРМ Клапан впускной Клапан выпускной Распредвал Коленвал Короткий блок (блок в сборе) Головка блока Шатун ' Восстановленные детали из США. " Без поршневых колец. бензин. дизель 120 35 35 30 40 20 60 45 25 30 160 450' 2700600 80' 160 2x35 50 30 40 45 55 180 2x45 60 30 40 55 55 4 55 75 55" США 6 70 90 55" 8 80 100 60" 4 60 80 140 210 140 55 35 20 35 30 65 40 30 35 450 Европа 6 80 120 140 210 180 80 50 20 35 40 70 50 30 35 600 240 140 80 20 35 50 100 100 35 40 8 160 190 220 4 55 75 95 180 130 50 35 15 30 30 70 40 30 35 300 Япония 6 80 90 100 180 180 80 50 15 30 40 70 40 30 35 40025 30 230 600" 3200" 500* 80*25 30 280 700" 3500" 700" 80------ЗА РУЛЕМ 4/95 127 пейские, некоторые японские и американские) или в виде специальной компьютерной программы (американские, японские фирмы). Здесь ошибка при определении номера детали ма ­ ловероятна, поскольку используются идентификационные номера автомобилей и номера двигателей, содержащие всю необходимую информацию. Вторая группа запасных частей неоригинальные детали, выпускаемые различными специализированными фирмами (табл. 2 и 3). В основном это изнашиваемые детали, наиболее часто заменяемые при ремонте двигателей, - вкладыши, поршни, поршневые кольца, клапаны, п ро ­ кладки, сальники, ремни и т. д. Такие детали могут быть изготовлены той же фирмой, что и оригинальные, но не имеют соответствующей марки ­ ровки фирмы-изготовителя автомобиля. О фициальные дилеры этих фирм не работают с неоригинальными деталями, поэтому их можно приобрести у фирм, поставляющих за ­ пасные части в нашу страну. Поиск неоригинальных запасных частей начинается с каталогов фирм - производителей запасных частей (или фирм, торгующих ими). Именно для этого необходимо знать модель двигателя, год выпуска автомобиля и, возможно, другие данные. Они должны совпадать с указанными в каталоге, после чего можно найти номер де ­ тали по этому каталогу. Основная сложность работы с неоригинальными деталями заклю ­ чается в том, что в каталогах фирм может не быть всей информации, н е ­ обходимой для идентификации дви ­ гателя. Кроме того, возможны ошибки при определении модели двигателя, года выпуска и т. д., также сильно затрудняющие поиск. Иногда в каталогах встречаются ошибки, приводящие к неверному определению но ­ мера детали. В конечном счете каж ­ дая такая ошибка ведет к получению ненужных запасных частей или к увеличению сроков поставки. Чтобы уменьшить вероятность ошибок при определении номеров де ­ талей, многие специализированные каталоги содержат, помимо информации о двигателе, дополнительные сведения о самой детали (размеры, внешний вид и т. д.). Однако этими сведениями удается воспользоваться, как правило, только тогда, когда де ­ таль снята с двигателя. Разница между оригинальными и неоригинальными запасными частями заключена в основном в их цене ика ­ честве. Так, оригинальные детали на 50 - 8 0 % дороже даже тогда, когда фирма-изготовитель оказывается од ­ ной и той же. Однако эмблема и марка автомобиля, нанесенные на оригинальные детали, гарантируют высокое128 ЗА РУЛЕМ 4/95качество. Но комплектующие для ре ­ монта двигателей выпускают и продают многие фирмы, поэтому существует определенный риск получить не ­ оригинальные запасные части до ­ вольно низкого качества с ограниченным ресурсом работы. Детали высокого качества - дорогие, поэтому крупные оптовые фирмы в своих ка ­ талогах предлагают несколько вариантов одной и той же детали, но изготовленных различными фирмами. Например, разница в цене и ресурсе поршневых колец может составлять 200-300%. Для других деталей двигателей (вкладыши, поршни и т. п.) различия в качестве и ресурсе не так очевидны и часто не столь велики, однако разница в цене сохраняется. Взвешивая все "за" и "против" (в том числе практические результаты), советуем покупать в основном неоригинальные комплектующие. При этом следует ориентироваться на продукцию всемирно известных фирм (табл. 4), чтобы обеспечить высокое качестворемонта и большой ресурс отремонтированного двигателя. К оригинальным комплектующим следует обращаться в случаях, когда нет возможности найти неоригинальные запасные части, н а ­ пример для совсем новых двигателей, либо когда необходимые детали из-за их сложности не выпускаются специализированными фирмами. Из какой страны лучше получать запасные части, чтобы выиграть вце ­ не и во времени поставки? Это в первую очередь зависит от марки имо ­ дели автомобиля. Фирмы, работающие на нашем рынке, обычно (но не всегда) могут уточнять наличие той или иной детали на складе у соответствующей зарубежной фирмы, однако на это уходит определенное время, увеличивающее срок получения детали. Учитывая это, при заказе запасных частей желательно придерживаться определенных правил. Для двигателей американских автомобилей неоригинальные запасные части лучше заказать из США поТаблица 4Некоторые известные зарубежные фирмы, производящие запасные части для двигателей (или торгующие ими) s (S газораспределительного кк механизмаЗЕ з:ДеталиФирмыt >= • m о ^ 5 f .50 a. с 1JXО)с с=^ оАЕ (Великобритания) ARVIDSSON (Швеция) AVT0LAIT (США) BECK ARNLEY (США) BERU (Германия) BOSCH (Германия) CARD0NE (США) CARTER (США) ELRING (Германия) ENGINE BEARING (США) FEDERAL MOGUL (США) FEBI (Германия) FEL-PRO(CUIA) GATES GLYC0 GOETZE (Германия) HASTINGS (США) KING (Великобритания) KOIVUNEN (Финляндия) KOLBENSCHMIDT (Германия) MAHLE (Германия) NATIONAL OIL SEAL (США) NAPA (Канада) ORBITRAID PERFECT CIRCLE (США) PIERBURG (Германия) QH (Нидерланды) REINZ (Германия) SCHOTTLE (Германия) SEALED POWER (США) STERLING PISTON (США) SWAG (Германия) TRW (США) TRUST (США)o Е,ЯTO eЕ,Я2 о iЙ roИ+ + += 8§ ! §- й с3 £а. о5 .sS X1s 1£о ш§ 3то • — о=£S Xфэ1о- о_ Р?с;я: _ зе >> о 2CD 1-с1-О ТО С с; СО X> s •оSX X2 О) Q-оSо+ + ++ + ++++ +++ + ++ + + + ++ + + + ++ + +А, Е,Я А. Я EE А. Я А, Я Е,Я А, Я А. Я E А, Я E,A, Я Е,Я Е.Я А. Я Е,Я Е,Я ЕЕ А, Я А, Я Е А. Я Е Е,Я Е,Я Е.Я А, Я А, Я А, Я А. Я + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ++++++++++++ +++ + ++ + ++. + +++ ++++++++++ - детали или агрегаты, которые фирма изготовляет или которыми торгует. Е - страны Европы: А - США; Я - Япония. к аталогам основных фирм : TRW, FEDERAL MOGUL, SEALED POWER, BECK ARNLEY, PERFECT CIRCLE. He составляет большого труда зака ­ зать и оригинальные запасные части, а также довольно большую номенклатуру дешевых, восстановленных на ремонтных заводах деталей . Это объясняется тем, что в США хорошо развит компьютерный учет и существует единая компьютерная сеть, где записана информация о деталях, хранящихся на складах практически всех фирм. Если у данной фирмы не ­ обходимая деталь отсутствует, она все равно будет быстро найдена и доставлена в течение нескольких дней на соответствующий склад. Д о ­ ставляют детали из США в Россию обычно самолетами, средний срок поставки с момента оформления за ­ к аза - 10-12 дней. Для двигателей японских автомобилей неоригинальные запасные части могут быть приобретены как через американские , т аки европейские фирмы, если необходимые запасные части есть в каталогах этих фирм. Д о ­ статочно большая номенклатура за ­ пасных частей сконцентрирована на складах скандинавских фирм (ARVIDSSON, KOIVUNEN), причем срок поставки здесь сравнительно мал (в среднем 5-8 дней) и цены, как правило, невелики. Детали из Германии или Голландии идут обычно дольше, а цены могут быть выше. Кроме того, номенклатура деталей для ре ­ монта двигателя здесь меньше. Ограничена (но обычно шире, чем в Германии и Голландии) номенклатура японских запасных частей в США. Следует учитывать специфику американского рынка - из Японии туда по ­ ставлялось ограниченное число мо ­ делей, в основном с бензиновыми двигателями большого рабочего объема ис впрыском топлива. Большинство неоригинальных деталей из США для двигателей японских автомобилей оказывается дороже, чем, например, из скандинавских стран. При заказе деталей из США возможны случаи получения довольно дорогих оригинальных деталей по неоригинальным номерам каталогов различных фирм. Оригинальные запасные части для двигателей японских автомобилей могут быть присланы из европейских стран в основном через официальных дилеров фирм-изготовителей автомобилей. Это усложняет поставку оригинальных запасных частей, поэтому их и неоригинальные детали иногда приходится заказывать у разных фирм. В США, благодаря единому компьютерному учету, подобных проблем обычно не возникает, однако необходимо проверять, поставлялся ли туда автомобиль с данным двигателем (модель автомобиля, кстати,может иметь в США иное, нежели в Европе или Японии, название). Довольно трудно найти запасные части для двигателей новых японских моделей. Иногда их легче получить из США, в то время как поставка из европейских стран может оказаться проблематичной, особенно если на складе у европейского дилера соответствующей японской фирмы в данный момент нет необходимых запасных частей. Для двигателей немецких автомобилей поставка запасных частей из Германии достаточно хорошо отлажена многими нашими фирмами. Это связано с тем, что, во-первых, н е ­ мецкие автомобили широко поставляются на экспорт и доминируют на отечественном рынке, а во-вторых, в Германии находится большое число известных фирм, производящих детали для двигателей, в том числе для немецких автомобилей. Более сложная ситуация с запасными частями для двигателей английских, французских и итальянских ма Таблица 5 Ориентировочные средние цены (в долларах США) отечественного рынка на некоторые оригинальные запасные части для двигателей Страны производители автомобилей Число цилиндров Коленчатый вал Короткий блок Головка блока: бензин дизель Шатун": бензин дизель 180 250 180 250 180 220 180 220 1200 1600 1500 2000 1400 1800 4 1600 4100 6 2100 5500 4 1700 4600 6 2200 5900 Европа Япония-• "Фольксваген". "Ауди". "Пежо". "Рено". "Альфа-Ромео", "Лянча".шин. Только небольшая их часть по ­ ставлялась в другие страны, поэтому запасные части для их двигателей в таких странах, как Германия, Голландия или Финляндия, весьма ограничены по номенклатуре, а по некоторым моделям вообще отсутствуют. В то же время, малочисленность отечественного парка этих автомобилей в определенной степени затрудняет (и за ­ медляет, делая их не слишком выгодными) поставки запасных частей из этих стран-производителей. Поэтому для двигателей многих моделей английских, итальянских и французских автомобилей часто не удается получить запасные части так же быстро, как, например, для немецких. В некоторых случаях приходится использовать не новые, а восстановленные или даже бывшие в употреблении (БУ) детали. К ним относятся коленчатые валы, блоки и головки блоков ци ­ линдров, а также другие дорогостоящие детали. Для многих старых автомобилей покупка новых крупных деталей (коленчатого вала или головки блока) экономически нецелесообразна, так как цена их оказывается сопоставима с ценой всего автомобиля, а то и больше (табл. 5). Отработанная система восстановления старых деталей и узлов двигателей существует только в США. Оттуда можно получить восстановленные дорогостоящие детали для двигателей подавляющего большинства американских и некоторых японских автомобилей, включая блоки цилиндров в сборе (с коленчатым валом, шатунами, новыми поршнями, вкладышами, кольцами). Восстановленные коленчатые валы идут в сборе со вкладышами, а головка блоков - в сборе с клапанами, пружинами и маслоотражательными колпачками. Обычно восстановленные запасные части дешевле но ­ вых на 20-40%. Еще дешевле детали БУ (в 2-3 раза), однако их состояние далеко не всегда удовлетворительное и не у всех поставщиков их можно за ­ казать и получить. На некоторые модели двигателей, в основном автомобилей немецкого производства, определенную номенклатуру запасных частей можно найти в отечественных фирмах или магазинах в крупных городах (где есть достаточно большой парк этих автомобилей). Вполне вероятно, что вкладыши ко ­ ленчатых валов, поршневые кольца, прокладки, сальники, клапаны и прочее лежат на прилавках. Однако вряд ли следует рассчитывать на покупку тут же таких деталей, как, например, поршни - и з - з а высокой цены их обычно поставляют только на заказ. По мере уменьшения популярности марки и модели автомобиля падает вероятность того, что можно будет просто купить в магазине запасные части для ремонта двигателя. В подобных случаях лучше не тратить зря время на поиски в магазинах полного комплекта необходимых частей для двигателя, например, французского или итальянского автомобиля. Лучше сразу сделать заказ той фирме, которая предложит более приемлемые цены на поставку деталей из-за границы.ЗА РУЛЕМ 4'95129