9 Мая - ДеньПобедыДальний свет включил, сигнал - вперед! И что же? "Мерседес" убрался с дороги, остальные тоже отстали. А однажды двое "пацанов"рэкетиров попытались было стребовать с Вонлярского "плату" за стоянку. Результат: один позорно бежал, а другой, со сломанной рукой, брошенный "дедом-водилой" наземь со словами "сейчас я тебя мочить буду", выл от страха. Вот вам и возраст. Но все-таки светлых сторон в профессии больше. Вот, например, недавно ехал Вонлярский на собственной легковушке по Москве. Увидел грузовик с ижевскими номерами. Капот поднят, водитель ищет, кого бы остановить - поломался, значит. Подъехал к нему Дим Димыч, объяснил, что такой же шофердальнобойщик, помог отремонтироваться на своем автокомбинате. Уехал ижевец, а немного погодя пришла посылка. В ней мед в сотах и записка с благодарностью. Среди кого еще найдешь такую взаимоподдержку? Словом, изменить профессию, а тем более уйти на пенсию Дмитрий Дмитриевич и не думает. "Подумали" за него другие. Комбинат, где Вонлярский проработал 33 года, продан. КамАЗ его ("хорошая машина, безотказная, а внутри вся ковровой дорожкой обита") тоже продали. И, уволив всех водителей, решили набирать тех, кому не больше 45. - Да я же крепкий еще! кипятится Вонлярский. - Хотите, попрыгаю? Его только вчера перевели из реанимации в общую палату: случился впервые в жизни сердечный приступ. Но ему уже не лежится. - У меня давление - 120 на 80, - убеждает Дим Димыч. При чем тут возраст? Как когда-то, 19-летним мальчишкой рвался на фронт, так сейчас стремится за руль ив рейс. Удержать его - значит подрубить под корень. Хотя не так-то это просто. Ведь моряки не сдаются, тем более такие. Вот только зачем опять толкать бывшего морского пехотинца, парашютиста-десантника в бой, на новые укрепления? В любом случае проиграет не он, а те, кто против него. Он и подобные ему УЖЕ выиграли. Елена ВАРШАВСКАЯiL•ШБ _^ЛШЕ^— : — X «з*г '** i^rfkwВ Великобритании Вонлярский встретился с Тэтчер (она - справа). вдруг стройку сделали секретг.нH^II^ 4I •1i5fe^x]Шной. Проверка кадров быстро выявила беглеца. Хорошо хоть в шпионаже не обвинили, дали десять лет по 58-й статье - и на Колыму. Но он и оттуда умудрялся удирать, пользуясь выучкой разведчика и морского пе-аи!мычхотинца. Раз остался вечером в карьере, вместо себя отправив в зону куклу (товарищи помогли обмануть "вертухаев"). Дальнейшее было делом техники. Правда, там долго бегать не удавалось - ловили. А в 1953 году пришла Вонлярскому амнистия. Однако награды вернули ив Москве разрешили жить только спустя шестнадцать лет. Он водитель - потому что все время в движении. Грузовика - потому что в характере сила и независимость, к тому же не нужно возить начальников. Дальнобойщик - потому что любит путешествовать: ведь в каждом городе - друзья, а еще из-за большей, чем у городского водителя, самостоятельности. Ну, раньше - понятно. Жизнь была спокойней, водительское братство прочнее, и на дорогах помогали, а не грабили, как теперь. К тому же возраст - "за семьдесят", уязвимей молодого здоровяка. - Как можно перед грабителями руки поднимать? - говорит Дим Димыч. - Никогда этого не сделаю! И не делает. Недавно вез особо ценный груз, и, видимо, бандиты об этом проведали. Потому что на дороге его КамАЗ вдруг начали "поджимать" несколько иномарок. - Я, конечно, не остановился, - рассказывает Вонлярский. - Они обогнали, и через некоторое время вижу: впереди "Мерседес" стоит поперек дороги, а на обочине - остальные. Нет, думаю, живым не возьмете! "Мерседес" буду сбивать, а потом развернусь - и по остальным, сволочам. Сам погибну, но хоть крови их, гадов, напьюсь перед смертью.К сожалению, это событие и впрямь превращается всего лишь в день. Пусть с большой буквы, но все-таки - день. Не покидает ощущение несправедливости - не только по отношению к ветеранам Великой Отечественной, о которых вспоминают по случаю праздника. Но и по отношению ко всем нам, забывающим собственную историю, лишающим себя прошлого, а значит, и будущего. А история пока еще живет с теми ив тех, кто делал ее полвека назад. Или доживает?.. Вот уж с кем - с кем, а с Вонлярским слово "доживает" не вяжется совершенно. Энергичности, жизнелюбию Дим Димыча, разведчика из бригады морской пехоты, позавидует и тридцатилетний. Начал войну в ноябре 1941го под Москвой, закончил ее в 1945-м в Чехословакии. Награжден пятью орденами (Красного Знамени, Отечественной войны Iи II степеней, Красной Звезды) и тринадцатью медалями. После войны - сталинские лагеря. В семьдесят пять лет продолжает работать водителемдальнобойщиком, не прочь приударить за красивой женщиной, да и они его вниманием не обделяют. О нем можно писать книги и снимать кино. Это будут авантюрно-героические романы или "крутые" кинобоевики. И в них, вероятно, найдется место таким сценам. В парашютно-десантный батальон добровольцев отбирали придирчиво. Требовались отличная подготовка, опыт прыжков с парашютом, смелость. Еето у Вонлярского было хоть отбавляй, а вот остальное... После тяжелого ранения под Москвой, с парашютом незнаком, да еще к приему в батальон здорово опоздал. - Где, когда и сколько прыгали? - строго спросил командир. - В Москве, с вышки в парке Горького! - и смех, и грех... И ведь приняли! Да еще, по недоразумению, сразу - на ночной тренировочный прыжок. Едва у ребят расспросить успел, что к чему, как оказался перед открытым люком. - Прыгай, - распоряжается командир. - Как? - перекрикивая шум, пытается выяснить Вонлярский. - Вставай на колени и пошел, так твою мать! - Есть так твою мать! - и вперед. Потом участвовал в морских десантах на Азовском и Черном морях, освобождал Керчь и Севастополь. Его сбрасывали с группой таких же десантников в тыл врага. Он знает, что такое рукопашный бой, когда стреляют в упор, пускают в ход ножи и даже камни. Он первым бежал на вражеские укрепления. Он знает, как берут "языка" - делал это столько раз. Пришлось Дим Димычу испытать и ГУЛАГ. Правда, сидеть в неволе он не мог никак. Первый раз сбежал за считанные дни до помилования, да еще пятерых "зеков" с собой увел. Скрывался пять лет! Прятали беглого боевые друзья. Помогли выправить новые документы. С ними он завербовался на стройку под Челябинск и даже преуспел в карьере, как64ЗА РУЛЕМ 5/96