78
79
"ЭХ, ПРОКАЧУ!" пот;В кругах, близких к среднему достатку, уже стало доброй приметой: наступило лето - пора в Турцию. Поездка на берега Средиземного и Эгейского морей по нынешним меркам вполне доступное удовольствие. Тем более Турция - это заграница. И хотя цены, сервис, кондиционер и пиво мало отличаются от отечественных, отдых в этой стране имеет четыре неоспоримых преимущества: море, солнце, кофе и легкий налет восточной экзотики. Их испытал на себе Дмитрий ЖЕРНОВ.Восток - дело, как известно, кучерявое. Собираясь в Турцию, посетите пару раз самый большой рынок вашего города. "Вживание в образ" поможет в дальнейшем не портить себе отдых ис легкостью переносить просчеты принимающей стороны. Другое дело - экскурсии. Перед поездкой к историческим достопримечательностям нелишне побродить по окрестным улочкам и почитать рекламки. (После объявлений в отеле типа: "Вносить алкоголь в номера запрещается", "Находиться в бассейне после 17 часов запрещается" и т. д. любые русскоязычные плакаты на всем протяжении отдыха удивлять вас не будут.) Нередко услуги местных контор обходятся дешевле, чем берущей вас сразу в оборот принимающей стороны. Бывалые соотечественники, легко узнаваемые по ненормативной лексике и загару, - кладезь полезной информации. От них узнаете, что заказывать экскурсии в аквапарк (водные развлечения) бессмысленно. Проще и дешевле подъехать и самим купить билет. Разобравшись с первыми впечатлениями, накупавшись в море и обогревшись под немилосердным солнцем, не искушенный в праздном времяпрепровождении автолюбитель начинает скучать и тут замечает красочные плакаты, предлагающие автомобили в аренду и однодневное приключение под названием "Джип-Сафари". Последнее - для тех, кому в местных блюдах не хватает перца. Ранним утром вас посадят пассажиром к молодому разухабистому "инструктору" в "Сузуки-Самурай", раздолбанный предыдущими "сафари", и караван из десяти машин двинется по пересеченной местности. Программа путешествия проста: за 12 часов по единственной дороге подняться в горы, с разбегу форсировать пару мелких речек, принять порцию экзотической еды и вернуться живым. За все удовольствие - 70 долларов с носа, полу78 З РУЛЕМ 5/96 АУлица курортного городка близ Кемера. Справа - отели и горы, слева - прокат машин и море (фото слева вверху).У дорог через каждые 20-30 километров встречаются прекрасно оборудованные заправки.чив которые инструктора уже не интересуются, есть ли у вас "права". Любой желающий может порулить по бездорожью. А если вы бывалый водитель... Представьте: "козья тропа", слева - обрыв, справа - скала, машины открытые, свежий ветер ласкает лица только экипажу первого автомобиля - последнего вообще не видно в клубах пыли, а разгоряченный пивом "наставник" подбадривает: "Дарагой, абганяй ту дэвушку!" Но это еще не все. Вас ждут незапланированные привалы. Поскольку ремонт минимум двух машин в полевых условиях вряд ли увенчается успехом, кому-то придется возвращаться на буксире. Опыт показывает, что издержки турецкого "ДжипСафари" обратно пропорциональны количеству взятого с собой спиртного. Для нормального водителя сомнительное удовольствие. К тому же за помятый и поцарапанный кузов ответите вашим кошельком, не говоря уж о серьезных инцидентах. Так что же делать автолюбителю на турецких берегах? Дано: дорожная карта с описанием на русском языке исторических достопримечательностей (купленная в соседнем продуктовом магазине), конторки проката автомобилей (минимум две в пяти минутах от отеля) и 300 долларов вДаже вдали от населенных пунктов турецкие дороги не перестают радовать водителя отличным покрытием, разметкой и знаками. Единственное их отличие от проложенных вдоль моря курортных трасс - больше крутых поворотов.кармане. Варианты ответов: плюнуть и пропить, купить кошелек из кожи крокодила, взять автомобиль напрокат. Без сомнения, вы выберете последнее. Грех не использовать шанс покататься на иномарке по развалинам городов, построенных за тысячу лет до нашей эры. А карта с успехом заменит вам гида. При взгляде на нее кажется, что все побережье усеяно историческими памятниками. Выберите Автозарубежье/РЕЦКИинтересные лично вам. Например, древний город Перге, амфитеатр Аспендоса, водопады и соляные озера Моновгата, "горящую землю" в районе Кемера и т. д. Расстояния между достопримечательностями в среднем 20 километров, поэтому не составит труда проложить маршрут и на один день, и на неделю. На обдумывание у вас есть время, поскольку машину нужно заказывать за сутки. (Исключение - пятизвездочные отели, у которых собственный парк прокатных автомобилей.) Признаться, выбор машин небольшой - как правило, ФИАТы и "Рено" турецкого производства: от потомков знаменитого ФИАТ-124 (прообраза нашей "копейки") и "Темпры" до вариаций на тему "Рено-9". Стоимость суточной аренды 45-70 долларов в зависимости от модели и амбиций хозяина. Но никто не запрещает торговаться: попейте с хозяином кофе, поболтайте с приятным человеком о видах на урожай. Если повезет, собьете цену процентов на 10. Все машины без кондиционеров, электростеклоподъемников и прочих удорожающих штучек. Редкий прокатный автомобиль оборудован радиоприемником или магнитолой. Наиболее популярной машиной здесь стал упомянутый "Сузуки-Самурай". Допустим, вы выбрали достойный экземпляр. Хозяин машины мельком посмотрит ваши "права" и, бывает, требует оставить на хранение загранпаспорт. Ни в **§^ч коем случае - никакие правила залог документов при аренде машины не предусматривают! Если владелец настойчив, а идти в другой прокат лень и автомобиль уж очень понравился, то сойдет какое-нибудь удостоверение или проездной билет, лишь бы с вашей фотографией. Далее заполните арендную карту. Если собираетесь рулить по очереди с супругой или приятелем, обязательно впишите туда их фамилии и номера паспортов - пригодятся при встрече с полицией. Затем вы "обмениваете" деньги на ключи и техпаспорт, после чего выйдите с хозяином к машине и проверьте ее исправность. Кстати, в отдельной графе указана стоимость проката, которая состоит из суточной платы плюс десять долларов так называемой страховки. Что это такое, необходимо предварительно выяснить увладельца прокатной конторы. Международные нормы (ответственность пользователя только на сумму до 100 долларов) действуют лишь в многозвездочных отелях. Мелкие собственники устанавливают свои правила. Верхом вашей дипломатии будет написанная хозяином на арендной карте фраза о пресловутой сотне долларов, причем обязательно заверенная подписями. Забудете поинтересоваться страховкой и возвратите машину с помятыми боками - не удивляйтесь, если окажется, что данный транспорт - единственный источник пропитания многочисленной семьи со времен прадедушки. Соответственно и компенсацию от вас потребуют - не менее тысячи "зеленых". Конечно, после долгих и шумных торгов ("Восток - дело...", помните! "Попейте кофе...") отпустят, удовлетворившись парой сотен, но отдых будет подпорчен. Будем надеяться, что вас минует чаша сия. Как и встреча с дорожной полицией. Вообще турецкая "ГАИ" не больно церемонится с иностранцами. Правда, останавливают только "по делу" и в очень редких случаях - для проверки документов. В первую очередь заглянут в ваш загранпаспорт с визами, а уж потом в "права", техпаспорт и арендную карту. Постарайтесь, чтобы все номера, подписи и фотографии сходились - не то угодите в местную КПЗ (кофе здесь не подают), пока полицейские созвонятся с отелем и иммиграционными службами. Что касается нарушения Правил, то уравновешенному водителю налететь на штраф достаточно трудно.дить по дорогам и искать другие впечатления - например на заправках. Как и положено в уважающей себя стране, вдоль дорог тут и там - целые сооружения с эмблемами всех известных нефтяных компаний. Под огромным навесом - десяток колонок с любыми видами топлива. Цена за литр у каждой фирмы своя. На интересующий нас бензин "Нормаль" (аналог АИ-92) цена колеблется в пределах 75-90 центов за литр. Заправить автомобиль можно самостоятельно. Но оплативший недельный тур российский бездельник имеет право подогнать машину к колонке, оставить ключи в замке, хлопнуть дверцей и пойти пить кофе. Обслуживающий персонал зальет вам полный бак, быстро помоет машину и отгонит ее в тенек. Вместе со счетом за кофе вы получите счет за бензин и услуги. Последние обойдутся долларов в пять, но удовольствие... Если памятники и заправки надоели есть другой повод покататься на машине. Узнав, где находятся самые роскошные отели, можно заявиться в гости. Вход на территорию свободный, а там наверняка есть собственный аквапарк и разнообразные аттракционы для ваших детей. За вход (непосредственно в зону развлечений) возьмут долларов десять, зато весь день в вашем распоряжении. Только не удивляйтесь, что отдыхающий контингент пятизвездочного отеля состоит из соотечественников. Просто российское желание быть круче всех даже в Турции освобождает тихие и уютные трехзвездочные отели бережливым немцам.Машина дарит свободу. А настоящий автолюбитель, он ив Аф..., простите, в Дороги близ курортных зон обычно Турции - автолюбитель. Ему доступны не имеют по одной полосе в каждую сторону только памятники и музеи, но и маленькие - чтобы обогнать, нужно выехать на городки с их деревенской кухней и настовстречную. Выжидая момент, к вам в ящим турецким кофе, пустынные пляжи и хвост пристраивается местный гонщик. впечатления, о которых нежащийся на Как только появится "дырка" в потоке топчане сибарит даже не смеет мечтать. встречных машин, он давит на клаксон (в А солнца и моря - хватит на всех. сумерках еще ослепит дальним светом) и начинает обгон. Подобные действия Фото Даниила Балашова здесь не считаются оскорбительными, а ваше дело - не мешать. Движущийся Моя импровизация на тему "Джип-Сафари" закончилась на не торопясь "Мерседес" первых ста метрах подъема в гору. Автомобиль застрял в гусвсегда услужливо притом кустарнике, казавшемся снизу безобидной зеленью. жмется к обочине, если сзади "заголосит" старенький ФИАТ. Дело житей ­ ское - человек спешит. Катаясь на вседорожнике, можете захотеть забраться в горы. Безнадежная затея. Конечно, где-то есть дорожки и тропы, но найти их очень тяжело. Попытки подобраться к вершине напрямик закончатся в густых и колючих кустарниках у подножия, причем борта машины будут изрядно исцарапаны. Так что в Турции лучше езЗА РУЛЕМ 5/9679