118
119
UEM СЖАТЬ Ш ПРУЖИНУ стойкиКак известно, пружина стойки передней подвески ВАЗ-2108 даже при вывешенном колесе сильно сжата. При разборке подвески пружину приходится еще больше сжимать. Если это делать примитивными способами (например, применяя ломик и ему подобные "приспособления"), работа оказывается трудной и небезопасной. Но можно оснастить свою мастерскую(воимий оими^иламиО том, как заменить задний амортизатор у ВАЗ-2108, речь шла недавно (ЗР, 1995, № 11). Несколько сложней эта задача в приложении к передней стойке, так как здесь требуется снять пружину подвески. С одним из приспособлений, предназначенных для этой цели, вас знакомит Росс ТВЕГ.диаметрами прутка, из которого изготовлена пружина, но также углами наклона оси пружины к оси самой стойки. Кроме простых пружин - цилиндрических, с постоянным по длине шагом, встречаются более сложные - с переменным по длине диаметром или шагом, а также с переменным сечением прутка. Разумеется, форма нижней опорной. 2*45° I 2 фаски 2,,ЗШ1ЩШ1ШШ!«30>5001с300.Рис. 5. Тяга (2 шт.).Рис. 1. Общий вид приспособления для сжатия пружины амортизаторной стойки.несложным приспособлением, которое к тому же оказывается практически универсальным, так как позволяет сжать пружину не только у ВАЗ-2108, но и на многих других автомобилях, в том числе иномарках. Амортизаторные стойки могут различаться не только наружными диаметрами пружин, числом витков,Рис. 3. Упрощенная конструкция опоры: 1 -тяга; 2 - опора; 3 - гайка.Рис. 4. Соединение тяги и зацепа: 1 - тяга; 2 - зацеп.Рис. 2. Конструкция опоры с подшипником: 1 - тяга: 2 - планка; 3 - опора; 4 - гайка; 5 - подшипник.чашки пружины тоже неодинакова на разных автомобилях, поэтому для достаточной универсальности приспособление должно обладать не только подвижными гайками тяг, но и двусторонними зацепами на последних. Так как положение тяги определяется формой и размерами нижней опорной чашки, плечо зацепа должноРис. 6. Опора (2 шт.).118ЗА РУЛЕМ 5/96 Рис. 7. Гайка (2 шт.).это учитывать. Например, у ВАЗ-2108 диаметры пружины и прутка - соответственно 151 и 10 мм, а на "Ауди100"-180 и 14 мм. Приспособление (рис. 1) включает в себя три узла. В первый, показанный на рис. 2, входят следующие детали: 1 - резьбовая тяга, 2 - планка, 3 - опора, 4 - гайка, 5 - упорный подшипник 8202 (размеры 15x32x12 мм). Эскизы деталей представлены на рис. 5, 6 и7 соответственно. При сборке этого узла в подшипник заранее закладывают смазку, после чего устанавливают его в гнездо гайки сРис.11. Планки с полукольцом в сборе (сварка).80l< . .10x45°•* *•М14016. 2отв&ЯШ I —-ИРис. 8. Полукольцо (2 шт. 15 30з.гРS6°05iЛ СМРис. 12. Зацеп (2 шт.).|<145»Рис. 9. Планка длинная (2 шт.)гз$ ) VS6 °° /5^дяв|йИДИИГ*~~f80Рис. 10. Планка короткая (2 шт.).внутренним диаметром 32,2 мм . Затем края цилиндрической части гайки загибают внутрь в трех местах (как это показано стрелкой на рис. 2) примерно через 120°, чтобы узел стал неразборным. Второй узел состоит из двух полуколец (рис. 8) и четырех планок (рис. 9 и 10), соединенных сваркой, как это показано на рис. 1 1 . Планки 2 должны устанавливаться в пазы опор 3 (см. рис. 2) плотно, что лучше всего обеспечивается их индивидуальной ручнойподгонкой. В конечном счете, первый и второй узлы создают нижнюю опору приспособления - при заворачивании гаек 4 (см. рис. 2) эта опора перемещается по резьбовым тягам вверх. На верхнем конце каждой тяги находится зацеп, показанный на рис. 12. Тяга, ввернутая в его резьбовое отверстие, фиксируется от проворачивания штифтом (проволокой) в отверстии диаметром 3 мм. Конструкция узла - плечи зацепа 20 и 30 мм по разные стороны тяги позволяет работать с пружинами разных автомобилей. Этот узел по ­ казан на рис. 4. Конструкция опоры (если нет подшипника) может быть упрощена (рис. 3). Но в этом случае при работе по ­ требуются дополнительные усилия на преодоление трения между деталями.ЗА РУЛЕМ 5/96 119