110
111
112
(воимишламифОРСИРУЕМ ДВИГАТЕЛЬ МОСКВИЧА"РАБОЧИЙ ОБЪЕМРеальная перспектива увеличить рабочий объем открылась у владельцев "москвичей" недавно - с освоением на уфимском заводе двигателей УЗАМ-3317 (1,7 вместо 1,5 л), когда комплектующие к ним стали производить серийно. Конечно, спортсмены (и многие заводчане) и раньше ездили на "больших" моторах и, таким образом, накопили опыт доморощенного "гаражного" тюнинга. Сегодня любой владелец "Москвича" при капремонте (или не дожидаясь оного) может не просто перебрать мотор, но и немного "раздать" его, причем в некоторых вариантах без механической обработки деталей, только подбирая готовые узлы. То есть работа доступна и "чайнику".В редакционных планах этот материал вначале назывался "Увеличение рабочего объема двигателей УЗАМ". Но, собирая информацию, мы убедились, что те, кто желает пришпорить своего любимого скакуна-"Москвича", могут повысить мощност не только путем увеличения объема. Уже несколько фирм специализируются на различных способах форсировки уфимских двигателей - как нынче говорят, занимаются тюнингом. Об этом рассказывают Владимир БУЗИНОВ и Александр КРЫМСКИЙ, не раз выполнявшие подобные работы.ставшие такими, которые сейчас вы ­ пускает УЗАМ (подробно о них см. ЗР, 1995, № 2 и 1996, №2). Итак, дано: двигатель УЗАМ-331.10 от "Москвича-21412". Требуется: поднять мощность и крутящий момент. Для начала заглянем в таблицу, чтобы представить основные размеры (ходрейдя в следующую группу по ходу поршня - 75 мм. УЗАМ-0102 собирают уже года два и устанавливают на "москвичи" в Ижевске. По мнению конструкторов, это самый удачный мотор из всей уфимской гаммы - настолько точно совпали ожидаемые и реальные характеристики, довольно, кстати, высокие.038.65"078058,85" 26°+10**~ГТ"Рис. 1. Так дорабатывают (подрезают) поршни (красным цветом выделен удаляемый металл): а - двигателя УЗАМ-331.10 при установке коленвала с ходом 75 мм (вместо 70 мм); б - двигателя УЗАМ-412 или УЗАМ-331.10 с поршнями от "четыреста двенадцатого" при установке коленвала с ходом 75 мм; в -двигателя УЗАМ-3317 выпуска 1994-1995 гг. при установке коленвала с ходом 80 мм (вместо 75 мм).Одно замечание: о многих "тюнинговых" вариантах приходится судить по субъективным (и пока всегда положительным) впечатлениям авторов доводки - серьезных испытаний "подросшие" двигатели не проходили. Исключение составляют моторы, в результате каких - л ибо операций110 ЗА РУЛЕМ 5/96поршня и диаметр цилиндра) двигателей УЗАМ, общих по конструкции. Наш исходный мотор - объемом 1479 см 3 (ход - 70 мм, диаметр - 82 мм). Самый простой способ, рекомендуемый всеми специалистами для автолюбителя, сделать из УЗАМ-331.10 двигатель "0102" рабочим объемом 1584 см 3 , пе-Ддя этого покупаем коленвал от "сто второго" мотора с радиусом кривошипа 37,5 мм. Диаметры шеек у всех валов остались прежними, так что и вкладыши от полуторалитрового двигателя подойдут. С новым коленвалом поршень будет подниматься (опускаться) на 2,5 мм выше (ниже) - ведь его ход стал на 5 мм больше. Лучше всего установить и поршни от модели -0102 - они, кстати, внешне похожи на "четыреста двенадцатые", со сферическим днищем. Напомним, что поршни делят на пять размерных групп по диамет- ру юбки, и к гильзе поршень надо подбирать, как рекомендовано в книгах по ремонту. Если на гильзе есть износ, ее придется заменить, иначе "ступенька" повредит ком ­ прессионное кольцо. Теперь о методе, на который неодобрительно смотрят два завода УЗАМ и АЗЛК, но который, тем не менее, без известных отрицательных последствий применяют авторемонтники-профессионалы и любители. Если старые поршни в хорошем состоянии, можно сэкономить на комплекте новых, а увеличившийся рабочий ход компенсировать подрезкой днища и юбки поршня по приведенным эскизам (рис. 1). На юбке достаточно углубить на 2 мм "карманы" для противовесов коленвала. Почему это не нравится конструкторам? Во-первых, утончается днище поршня, а во-вторых, сокращается "огневой поясок", то есть расстояние от верхней канавки до днища, что снижает долговечность колец и поршня. Все сказанное о двигателе УЗАМ-331.10 справедливо и по отношению к УЗАМ-412. Допустим, "1600" мало. Нет проблем, еще немного увеличиваем ход поршня (до 80 мм) - и опять попадаем под осуждающий взгляд конструкторов. Пусть нас подбодрит опыт тех автолюбителей, кто так уже сделал. Поставив коленвал с радиусом кривошипа 40 мм, придется искать поршни - стандартные уже не подойдут никак. Надо либо подрезать (аналогично "четыреста двенадцатым") поршни от УЗАМ-0102 (1600 см 3 ), либо заказывать оригинальные на стороне. Ну, и уж совсем набравшись смелости, можно собрать самый длинноходный мотор - 85 мм. Для него ни коленвалы, ни поршни в Уфе не делают, а значит, рассчитывать на одобрение заводских инженеров нечего. Зато эти детали изготовляет в Москве НПП "Автотехнология", причем поршни двух типов - изотермической штамповкой. Один - с высокими ка ­ навками под кольца, применяемые на моторе ВАЗ-21083, второй - с узкими, под "родные", которые берет на комплектацию УЗАМ (из Мичуринска, Ильичевска, Болгарии). Это, пожалуй, все способы и варианты увеличения хода поршня в двигателе УЗАМ-331.10. Но ведь рабочий объем зависит и от диаметра цилиндра (справедливости ради отметим, в формуле объема есть еще число ТС, но его, как правило, не меняют). От исходного диаметра 82 мм легко перейти к следующему - 85 мм (особенно если цилиндры уже сильно изношены ис ними и так нужно чтото делать). Путь, знакомый всем владельцам "жигулей", - расточка цилиндров с последующим хонингованием применяется и для уфимских моторов, только вместо блоков растачивают гильзы цилиндров. Гильза внутренним диаметром 82 мм позволяет расточку до 85, но не больше. Конечно, потребуется и новый поршень диаметром 85 мм под тот коленвал, который вы собираетесь использовать. Здесь оп ­ тимальной представляется замена коленвала, чтобы получить моторы "1700" или "1800", для которых завод делает поршневые группы. Нужно обязательно учитывать соответствие головки блока переделанному "низу" мотора - мы еще подробно остановимся на этом. Гильзы не обязательно растачивать - можно заменить, купив комплект новых от двигателя УЗАМ-3317.Рис. 2. Так обрабатывают ("шарошаУ') камеры сгорания и каналы в головке цилиндров и коллекторах.Чтобы установить их в блок УЗАМ331.10, придется уменьшить посадочный диаметр (до 89 мм вместо 92), сняв лишнее на токарном станке. Можно, наоборот, расточить блок, но, во-первых, это требует более сложного специального оборудования, а во-вторых, не рекомендуется конструкторами. Таким образом, из полуторалитрового двигателя можно получить моторы с рабочим объемом до 1929 см 3 (см. таблицу - ход поршня на диаметр цилиндра 85x85). Что именно вам выбрать - решайте, сообразуясь с собственными потребностями, опытом, Возможные варианты увеличения кошельком. рабочего объема двигателей УЗАМ Подробно рассмотрев способы увеличения объеРабочий объем, см (модель двигателя) ма УЗАМ-331.10, коротко \ Ход \поршня, остановимся на других моN. МЫ торах из Уфы. Диаметр \Модель УЗАМ - 0 102 70 75 80 цилиндра, мм \ для ижевских автомобилей. 1584 1649 82 1479 Те же варианты по колен(УЗАМ-412) (УЗАМ-0102) валам и только одно заме1702 1816 85 чание по поводу расточки (УЗАМ-3317) (УЗАМ-3313, -3318) блок можно обрабатывать под гильзы посадочного 1946 88 (УЗАМ-3320) диаметра 92 мм. А раз так,3то можно использовать новые гильзы от мотора УЗАМ-3320 с диаметром цилиндра 88 мм (этот двигатель отличается от моделей -3317, -3318 гильзами с тонкой стенкой, а посадочные диаметры в блоке и гильзе одинаковы). Найти гильзы "на 88 мм" пока нелегко, но можно расточить 85-миллиметровые от двигателей "1700" и "1800". Разумеется, их можно использовать ив первоначальном виде, либо в расточенном блоке УЗАМ-0102, либо уменьшив их посадочный диаметр, что проще. Двигатель УЗАМ - 3 317 можно "увеличить" до 1,8-литрового, проделав операции с коленвалом и поршнями. Вал - заменить на новый, с радиусом кривошипа 40 мм, а поршни подрезать (см. рис. 1). Поршни можно поставить и новые от двигателя УЗАМ-3313, что позволит перейти на "семьдесят шестой" бензин, или от УЗАМ-3318. Установка коленвала под ход поршня 85 мм потребует оригинальных поршней, а рабочий объем в этом случае составит 1929 см 3 . Расточив гильзы под диаметр 88 мм и раздобыв соответствующие поршни, получим двигатель УЗАМ 3320 (1946 см 3 ). Три оставшихся мотора - два объемом 1,8 ли один 2л - не рассматриваем, поскольку их пока очень немного, да, собственно, и "расти" им дальше некуда. Вернемся к таблице. Незаполненные клетки не означают, что такие сочетания хода поршня и диаметра цилиндра невозможны. Просто они требуют совершенно оригинальных деталей, выпуск которых пока не налажен (возможно, это не так - тогда мы будем рады связаться с производителями). Увеличение объема - далеко не весь тюнинг, который возможен для уфимских моторов. Чтобы завершить о кривошипно-шатунном механизме, советуем на разобранном двигателе проверить все зазоры, допуски, массы, балансировки. Наверняка придется их привести в норму. Нам попада-851861 1929ЗА РУЛЕМ 5/96 111 лись моторы, в которых шатуны различались на 40 г при допуске 4 г, а зазор между шатуном и поршневым пальцем превышал допустимый в несколько раз! На этих мелочах можно возвратить несколько лошадиных сил - поверьте, они не будут лишними. Кстати, это можно считать "тюнингом по-русски": "доводка" мотора только ликвидацией заводских огрехов.ным, не упомяни мы о доработанных "резвых" распредвалах. Недавно за ­ вершены заводские испытания двигателей УЗАМ с новыми валами, получены хорошие результаты, заслуживающие, пожалуй, отдельной публикации. А пока напомним ту, что уже была, - см. ЗР, 1995, № 4.ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕПодробно рассмотрев "низ" мотора, то есть блок и картер и их содержимое, поднимемся выше - к головке блока цилиндров, тем более что иногда ее конструкция ограничивает переделки мотора. С таких случаев и начнем. Не так давно УЗАМ серийно делал три мо ­ дели головок - на двигатели -412, -331.10 и -3317. Отличались они размерами и формой камер сгорания, конструкцией впускных и выпускных каналов, диаметром седел впускных клапанов. С осени прошлого года УЗАМ на все моторы объемом 1,6; 1,7; 1,8 и2л устанавливает унифицированную го ­ ловку блока с диаметром камеры сгорания 82 мм (как на двигателе -412), увеличенными впускными клапанами с диаметром тарелки 39,5 мм (как на двигателе -3317), модернизированными газовыми каналами. При установке новой головки на двигатели УЗАМ-331.10 иран ­ ние -3317 придется менять и поршни - на первый подойдут от мотора УЗАМ-412, на второй - новые, с усеченным конусом вместо "хитрых" выемок на днище. Если этого не сделать, двигатель выйдет из строя из-за удара поршней о клапаны. Сочетание старой головки и поршней новой конструкции возможно - это приведет лишь к снижению степени сжатия, например, для УЗАМ-3317 - до 8,2. В головке есть над чем поработать и головой, и руками. Суть всех операций - дать свободный путь рабочей смеси в цилиндры, а отработавшим газам - в глушитель, то есть снизить сопротивление на впуске и выпуске. Как? Подровнять соединения коллекторов и головки, убрав почти всегда оказывающуюся там ступеньку; точно по проходному се ­ чению подрезать отверстия в прокладках; сгладить впускные и выпускные каналы и, возможно, расширить их, удалив лишние наросты металла. Подобные операции вы ­ полняют ив камере сгорания (рис 2). Сравните обработанную и обычную, снятую с серийного мотора, головки блока цилиндров (рис. 3). И, конечно, обзор "тюнинговых" работ по "Москвичу" был бы непол112 ЗА РУЛЕМ 5/96СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ И ЗАЖИГАНИЯКонечно, изменение таких серьезных параметров двигателя, как рабочий объем, фазы газораспределения, требуют корректировки характеристик систем топливоподачи и зажигания.жигания (МПСЗ). Ее выпускает новополоцкий завод "Измеритель" в вариантах для любого рабочего объема. Среди достоинств системы, уже отмеченных журналом (ЗР, 1994, № 1), назовем главные - надежность, четкая корректировка момента искрообразования в зависимости от нагрузки на мотор, высокая энергия искры. Карбюратор, по нашему опыту, лучше ставить "Солекс", но не тот, к о ­ торый предназначен для "Самары", а от модернизированной "Нивы" (ДААЗ21073-1107010). Придется, конечно, приспособить его к "Москвичу", заглушив штуцер обратного слива топлива в бак, поставив новый блок управления ЭПХХ, помудрив с приводом заслонок. В последнее время в продаже появился карбюратор, тоже типа "Солекс", который встает под капот "Москвича" как родной, без переделок, и совсем неплохо (уж лучше "Озона" точно) работает с большеобъемными моторами. Его обозначение - Д ААЗ - 2 1041 1107010-10. Желательно поставить воздушный фильтр в сборе от ВАЗ2108, доработав его корпус по месту.НЕМНОГО ЭКОНОМИКИО ценах, в силу их изменчивости, с уверенностью говорить нельзя. Поэтому назовем вилку, в которую попадает доработка уфимского мотора. Итак, в "условных единицах", то бишь в долларах, распредвал "повышенной резвости" стоит $120 (с установкой - 200). Переделка двигателя 1,7 лв двухлитровый (85x85 мм) обойдется вам в Москве на специализированной фирме в $1350 (коленвал и поршни - 420, распредвал - 120, карбюратор - 100, МПСЗ - 140, работа - 350, доработка головки блока цилиндров - 120). Сами по себе работы несложны, но если вам не хочется тратить время или негде работать, выбирайте ис ­ полнителя из нескольких фирм, занимающихся тюнингом "Москвича", - их объявления вы найдете в рекламном блоке этого номера журнала.Рис. 3. Доведенная (а) и серийная (б) головки.Вернемся к самому простому и предпочтительному варианту увеличения объема - переделке полуторалитрового мотора в 1,6-литровый. Специалисты УЗАМа дают такие рекомендации по поводу карбюратора: либо в прежнем ДААЗ - 2 140 1107010-50 поменять местами главные воздушные жиклеры первичной и вторичной камер, либо установить карбюратор ДААЗ-2140-1107010-20, лучше соответствующий "выросшему" мотору. Распределитель зажигания 47.3706 желательно заменить на Р147А или хотя бы несколько увеличить угол опережения зажигания. Советуем вовсе отказаться от традиционного "трамблера", установив микропроцессорную систему за ­От редакции. Некоторые из описанных приемов тюнинга мы опробуем в деле, благо, мотор увеличенного объема (УЗАМ-3320) у нас уже есть. Ждите рассказа о МПСЗ и распредвале, а пока приглашаем поделиться своими методами форсировки "Москвича" и автолюбителей, и профессионалов. Надеемся с вашей помощью поведать читателям о доработке трансмиссии, ходовой части, кузова "сорок первого", ведь поле для тюнинга он предоставляет обширное. К о ­ нечно, если варианты будут одобрены конструкторами.