114
йоимишламиГ ЩЕ РАЗ О ПЕРЕГРЕВЕПринято считать, что перегрев "Запорожца" - неизлечимая болезнь, с которой никакими мерами не справиться, остается мириться, как с судьбой. Показательно, что считают так в основном люди, на "запорожцах" не ездившие. А владельцы явно делятся на две категории. Одни приняли перегрев запорожского движка без доказательств и никаких мер против него не предпринимают, другие же успешно борются, не без оснований заявляя, что... "Запорожец" не должен перегреваться вообще. Кто из них прав, однозначно ответить трудно. С одной стороны, конструкция машины вроде бы сама "напрашивается" на перегрев. Но куда в таком случае смотрели конструкторы? И не слишком ли много требуется от владельца машины, чтобы со ­ держать ее в рабочем состоянии? С высоты пятилетнего опыта "борьбы" с "Запорожцем" смею заверить: вовсе не так страшен этот "шедевр техники". Ни дневать-ночевать под капотом, ни колдовать над различными доделками, усовершенствованиями и модернизациями мне не пришлось, равно как не довелось испытать и настоящего перегрева. Единственное, что делал регулярно (быть может, чаще, чем предписывает инструкция), так это наводил чистоту под капотом. А потому и не ви ­ дел необходимости в дополнительных "охлаждающих" устройствах типа крыльчаток, надставок-воздухозаборников и др. Надставку, правда, купил - как раз в то время, когда промышленность, повернувшись лицом к потребителю, начала выпускать то, что пользовалось спросом. Аккуратная пластмассовая штучка выглядела во всяком случае симпатичнее, чем кустарные поделки, и в общем-то не портила непритязательного дизайна автомобиля. Увы, эффект ее применения оказался нулевым. В жаркий летний день при скорости около 100 км/ч температура масла в двигателе достигла положенных 90°С - да так и застыла на этом "рубеже". Снял воздухозаборник - та же картина. И с ­ пытания изделия в других режимах (езда на низких скоростях по плохим дорогам, "толкотня" в пробках) принесли тот же результат. Температура масла колебалась в положенных пределах - не выше и не ниже нор114 ЗА РУЛЕМ 5/96Перегрев двигателя считается явлением "из ряда вон" и требует немедленного принятия мер "скорой помощи", а также устранения неисправности, приводящей к перегреву. Иначе печальные последствия не заставят себя ждать: коробление деталей, нарушения сопряжений, необходимость дорогого и трудоемкого ремонта. Как бы особняком от этих проблем стоит двигатель "Запорожца". О некоторых аспектах перегрева этого автомобиля размышляет Андрей ЛАДЫГИН.(ШИШ llliмы. В итоге воздухозаборник был снят и надолго поселился у заднего стекла (вдруг понадобится?!). И те ­ перь, наблюдая на шоссе, как пыхтит в гору подчас новый "968-й" с ог ­ ромным самодельным "забралом" на капоте, сразу вспоминаю свой экс ­ перимент и думаю: увы, брат, когда мотор захочет перегреться, эта штука тебя не спасет. Откуда такая уверенность? Догадаться нетрудно, но лучше обратиться к специалистам. Опубликованная в ЗР (1996, № 2) статья "Стоит ли ставить спойлер?" подтвердила мою давнюю догадку: над капотом "Запорожца", равно как и над багажником любого автомобиля с передним расположением двигателя, нет прямого набегающего воздушного потока, а есть лишь беспорядочные завихрения. Поэтому вероятность попадания в воздухозаборник сильного, направленного потока воздуха (даже при высокой скорости автомобиля) весьма мала. Для того, чтобы направить такой поток воздуха к двигателю, воздухозаборник следовало бы установить над крышей автомобиля или на переднем бампере. В нынешнем же виде он "засосет" не больше воздуха, чем мощный вентилятор системы охлаждения. Справедливости ради скажу, что однажды довел-таки свой автомобиль... нет, не до перегрева, но до заметного повышения температуры масла - выше 100°С. Дело было в эпоху масляного дефицита, и в двигатель было залито нечто "зеленопахуче-противное", при этом слесарь с автобазы, продавший мне это "нечто", заверил: "У нас все на этом масле ездят, даже начальник на своей "Волге". В ответ на вопрос о марке масла или хотя бы показателях вязкости тот просто обиделся. Поначалу все выглядело неплохо. Но однажды в жаркий летний день, двигаясь с большой скоростью по шоссе на загруженном "под за ­ вязку" автомобиле, заметил, что температура масла неуклонно растет и, наконец, переваливает за сотню градусов. Прежде такого ни разу не случалось! Остановились, слушаем мотор - он работает ровно, без надрыва, после выключения заглох без дерганья, а затем легко пустился. Трогаемся в путь - и снова температура численно равна скорости: сбросишь до 90 км/ч - немного снижает-