КриминальныйавтомобильВ Москве за сутки происходит около 200 ДТП. Из них 20 отягощены человеческими жертвами: гибнут двое и получают ранение разной степени тяжести около 30 человек. Статистику дополняют 17 пешеходов, погибших под колесами автомобилей, и 60 водителей, задержанных ГАИ в нетрезвом состоянии. Что происходит в дальнейшем с водителями и пешеходами - известно. А вот судьба автомобилей, ставших средством, простите за каламбур, "подавления" граждан - суть тайна следствия: ведь ДТП со смертельным исходом или тяжкими телесными повреждениями подпадают под действие не административного Кодекса, а уголовного. В этой же компании - автомобили с криминальным прошлым. Понятно, что те и другие должны, в интересах следствия, находиться в неприкосновенности под бдительным оком милиции на специальных охраняемых стоянках. С одной из них мы решили познакомиться. Наивные, думали все просто. В беседах с начальством районного и городского уровня прошло двадцать дней. Наконец, на двадцать первый день разрешение было получено. Правду говоря, ничего необычного на охраняемой стоянке мы не увидели. Фотографии и подписи к ним вполне заменят краткий репортаж. Другое дело, что неожиданно мы выяснили: за "большой секретностью" скрываются большие проблемы хранения криминальных автомобилей. Пример. Сотрудник ГАИ "при достаточных основаниях полагать" решил задержать машину. Он должен оформить два протокола, доставить автомобиль на ОХРАНЯЕМУЮ СТОЯНКУ (!) и сдать "по описи". А охраняемых стоянок очень мало. Поэтому машины бросают на долгие месяцы возле очагов правопорядка (как правило - отделений милиции). Охранять, беречь для будущей экспертизы следы - едва заметные, но часто решающие чью-то 98 ЗА РУЛЕМ 5/96судьбу - никто не собирается. Вот и получается: машины разворовывают, они ржавеют, превращаясь в металлолом, не нужный и самому владельцу. Между тем платные стоянки растут как грибы - это выгодно отцам городов. Тем более что их создание легко представить как заботу о чистоте городских дорог и борьбу с нарушителями Правил. Штрафы ГАИ - сумма фиксированная, идет по назначению, а вот размер оплаты за перевозку, погрузку-разгрузку и хранение устанавливает местная администрация. Закономерно, что владеют стоянками некие АО и ТОО. При таком раскладе нужны ли кому милицейские площадки? Прибыли-то ноль, а кусок земли занимает. Это еще не все проблемы. Хотите знать о других - пожалуйте в сопровождении автоматчика за забор, с порванной местами колючей проволокой. Небольшая стоянка появилась на месте базы уборочных машин. Сюда привозят автомобили (примерно четыре в неделю), которые фигурируют в уголовных делах. От "хранилищ" возле отделений милиции стоянка отличается только забором и приданной единицей охраны. В остальном - то же самое. Разумеется, способ хранения идеальным не назовешь - следы аварии, а также колеса, запчасти помельче и магнитолы исчезают. К тому же стоянка платная - за сутки набегает 0,3 минимальной зарплаты. Дела тянутся долго, да и навестить иной автомобиль уже некому. Нередко покореженную и "почищенную" машину с набежавшими сотнями тысяч за "услуги" владельцы отказываются забирать. Правового механизма для реализации "отказных" машин до сих пор нет. Как и денег на содержание стоянки. Добавьте к этому хлопоты с возвратом владельцу найденной (пусть помещенной на стоянку) машины. Причем не только гражданам ближнего и дальнего зарубежья (с этими странами вообще нет необходимых соглашений).Пополняющийся в течение трех последних месяцев парк автомобилей "РВГ-банка", "неожиданно покинувшего" своих клиентов. Следствие по этому уголовному делу разыскивало по всей России принадлежащие банку 200 машин в качестве возможной компенсации обманутым вкладчикам. Пока найдено пять автомобилей (фото вверху слева). В припаркованную "Волгу" влетел милицейский автобус. Претензии предъявлять уже некому. "Рядовое" ДТП. Автомобиль оказался на стоянке по причине бегства водителя. На ветровом стекле след головы пассажирки заднего сиденья (фото внизу).Бывает и по-другому. Задержали престижную иномарку, угнанную в Бельгии. Сверили номера (тому, что автомобиль зарегистрирован и растаможен, удивится только наивный), передали дело, сообщили через Интерпол владельцу. Тот уже месяц как получил страховку. Теперь очередь компании: ехать в Россию, забирать машину, тратить кучу денег... Пусть катается! Описанная ситуация с хранением "подследственных" автомобилей, разумеется, далека от декларируемых пожеланий об укреплении правопорядка и защите интересов налогоплательщика. Об этом пока больше пекутся на словах, чем на деле... Дмитрий ЖЕРНОВ