T pVII MM §£f%P7№ - СВЕРХВЫСОКИЕ 1КШ1Шпервый взгляд: уже некоторые автомобили малого класса, а также их тюнинговые версии перешагнули этот скоростной рубеж. В 1995 году на мировом рынке шин 32% продаж пришлось на скоростные шины (в Европе - 41%). Уже 10 лет назад, в 1985 году скоростные занимали 16% рынка. Из нашей глубинки плохо видно, на чем ездят в других странах. Однако цифры говорят, что потребность в таких шинах велика и растет год от года. Сейчас в иностранной рекламе можно встретить словосочетания HP - High Performance (высокие показатели) и UHP - Ultra High Performance (сверхвысокие показатели). Так обозначают скоростные шины. Р7000 относится к группе UHP (допустимая скорость свыше 240 км/ч). Фирма "Пирелли" - лидер по скоростным шинам: ей принадлежит 25% европейского рынка шин UHP. Скоростные шины делать непросто. На вращающееся с большой скоростью колесо действует колоссальная центробежная сила - обычную шину просто разорвет. К тому же при движении колесо сильнее нагревается, поэтому материал должен выдерживать более высокие температуры. Но это не все: коэффициент сцепления с дорогой обязан оставаться стабильным, иначе при нагреве колес поведение автомобиля на дороге изменится. Согласитесь, что трудностей у разработчиков шин UHP много, но мы еще не все назвали. Опустим такую важную область, как поведение шины при поворотах, и некоторые другие моменты. Поговорим, пожалуй, о главном. Шинникам приходится решать поистине скользкие вопросы. На мокрой дороге при высокой скорости воздорогой, а это ухудшает поведение шины на сухом асфальте. Вспомните, гонщики ездят по сухой трассе на сликах - широких, без рисунка колесах. Найти разумный компромисс сложно. Конструкторы фирмы "Пирелли" применили сочетание стандартных и нестандартных решений. Посмотрите на рисунок протектора. Центральная дорожка 1 гладкая. Так сделано для лучшего сцепления с дорогой на сухом асфальте. Два канала 5 по ее краям - для быстрого удаления воды из пятна контакта. Углубления 2 - также для отвода воды и уменьшения риска аквапланирования - их работа напоминает действие шнека, винта Архимеда. Маленькие прорези 4 - для снижения шума. И, наконец, саблевидные каналы для отвода воды 3: их форма - результат кропотливых исследований специалистов "Пирелли". Стандартные скоростные шины с продольными кольцевыми канавками при боковых нагрузках деформируются, сцепление с дорогой ухудшается. Грубое сравнение: такая шина ведет себя как гармошка, но, конечно же, деформация не столь велика. Благодаря новому рисунку протектора Р7000 (кольцевых канавок только две) и жесткому корду удалось избежать деформации при боковых нагрузках. Систему, предотвращающую поперечный сдвиг элементов протектора, назвали PULSE (патентованный унифицированный элемент, обеспечивающий поперечную стабильность) - это ноу-хау фирмы "Пирелли". Добавим, что саблевидные прорези делают шину Р7000 легко узнаваемой. Проектировали новинку на компьютерах с помощью метода конечных элементов и сначала тестировали, используя виртуальную (компьютерную) реальность, а потом на стендах и треках. При изготовлении новых шин используют материалы, еще недавно применявшиеся только в аэрокосмической промышленности: кевлар, углеродное волокно.Знаменитый автодром в Монце, недалеко от Милана. На бетоне пластмассовыми столбиками размечена извилистая трасса. Брызгает вода из специальных фонтанчиков, но часть дорожки остается сухой. Надеваю шлем, усаживаюсь на штурманское место в темно-синюю "Субару-Импреза"с тремя желтыми "сигаретными" пятерками на борту. Эту машину часто показывали по телевизору в новостях спорта. За рулем - чемпион мира 1995 года по авторалли Колин Мак-Рей.Старт, автомобиль несется прямо в стену, но водитель вовремя сворачивает. Мелькают разноцветные столбики, трибуны автодрома оказываются то справа, то слева, то спереди, то сзади. Ноги раллиста на педалях - как пальцы пианиста на клавишах. Автомобиль летит со страшной скоростью, неожиданно Мак-Рей отрывается от дороги, поворачивает голову и спрашивает "О'кей?". Удивительно, но в этот момент мы не врезались в препятствие и не вылетели с дороги. Пора рассказать о цели поездки. Мак-Рей завоевал титул чемпиона мира, а марка "Субару" - первое место на шинах итальянского концерна "Пирелли". На автодроме в Монце гонщик демонстрировал возможности новой модели скоростных шин - Р7000. Вы никогда не задумывались, какими шинами оснащают автомобили, которые развивают скорость свыше 200 км/ч? Таких машин больше, чем может показаться на 44 ЗА РУЛЕМ 5/96Рисунок протектора "Пирелли-Р7000" (пояснения в тексте статьи). можен эффект аквапланирования - машина будет скользить по воде как глиссер, не касаясь асфальта, управлять ей водитель не сможет. Чтобы не произошло аварии, конструкторы шин пытаются повысить скорость, при которой начинается аквапланирование. На протекторе делают водоотводящие каналы, но тогда уменьшается площадь контакта протектора сШины Р7000 - бескамерные и по российским понятиям - для летней эксплуатации, рассчитаны на движение со скоростью до 270 км/ч. Профиль (отношение высоты к ширине) - от 35 до 55%. Максимальный посадочный диаметр аж 22 дюйма. Эти размеры говорят о спортивном, скоростном характере новинки. Шина с минимальным диаметром обода 205/50ZR15. Практичные читатели уже прикинули, что на "жигули" такие колеса не годятся - разве что на шикарный ГАЗ3105 или тюнинговые "волги". Автор надеется, что, несмотря на это, несколько омрачающее рассказ обстоятельство, новость с переднего края борьбы за скорость и "держание дороги" была интересной. Дмитрий ПОСТНИКОВ