12
13
14
ТИТУЛОВКакой автомобиль самый лучший? Если обратиться к итогам конкурса "Автомобиль года", получается, что лучше ФИАТа сегодня техники нет. В прошедшем году лаврами была увенчана модель "Пунто", в нынешнем - титул достался двойняшкам "Браво" и "Брава". Один из них - пятидверная "Брава1,6EL" - объект нашего сегодняшнего знакомства. Что ж, попытаемся понять, чем новый ФИАТ так приглянулся членам международного жюри. "ФИАТ-Брава" ("Браво") - модели-двойники, внешне отличаются оформлением задней части кузова и тем, что "Браво" - трехдверная, а "Брава" - пятидверная. Последняя оснащается одним из трех бензиновых двигателей (1,4; 1,6; 1,8 л) или атмосферным дизелем объемом 1,9 л. Коробка передач - механическая, "автомата" не предусмотрено. "Брава" (вместе с "Браво") пришли на смену далеко не самой удачной "фиатовской" модели "Типо" и начали свой путь с победы в конкурсе "Автомобиль года".Венценосный ФИАТ хотя и покрупнее прошлогоднего победителя - "Пунто", на роль престижной машины никак не тянет (Россия, с ее странной автомобилизацией, не в счет). У себя на родине, в Европе, ему придется толкаться локтями и пробивать место под солнцем в самом, наверное, тесном, так называемом "Гольф"-классе. Ведь почти все европейские и азиатские производители имеют в своей программе модель, близкую по характеристикам к "Фольксвагену-Гольф". Поэтому конкурентов в этой нише рынка всегда хватало. Конечно, давать оценку машине, уже получившей "высший балл", непросто, но не боги, в конце концов, горшки обжигают, да и взгляды на автомобиль там и тут пока еще несколько разнятся. Поэтому, не обременяя себя лишними сомнениями, сели в "Браву", и вот что из этого получилось. Напомним систему принятых нами оценок: 1 - неприемлемо; 2 - требуется доработка; 3 - удовлетворительно; 4 норма; 5 - отличные показатели. Кузов - 4 балла. Все знают, что Италия - Мекка автомобильных дизайнеров. Поэтому делать на Апеннинском полуострове некрасивые или просто заурядные машины как бы невозможно. И вряд ли у кого повернется язык упрекнуть "Браву" в отсутствии оригинальности и самобытности. Это, наверно, самое главное - иметь свое лицо. А уж кому оно понравится, кому нет - на всех не угодишь. Примерно то же самое можно сказать и об интерьере салона. С посадкой в машину никаких проблем 12 ЗА РУЛЕМ 6/96не возникло. Никто ни за что не цеплялся одеждой, не задевал головой о дверные проемы и не складывался втрое, чтобы пролезть на сиденье. То же ис погрузкой багажа. Пятая дверь открывается до бампера, а значит, груз не придется перетаскивать через высокий борт багажника. Последний имеет, правда, умеренную емкость - 360 литров. Но сложенное заднее сиденье увеличивает его более чем втрое, до 1165 литров. Оно может быть (за дополнительную плату) раскладывающимся по частям, что позволит широко варьировать загрузку автомобиля.Ну а теперь о том, что не позволило поставить высший балл по первому пункту. Если минимальный набор инструмента дело для зарубежных машин привычное и поправимое, то узкая запаска-блин допустима только для езды по центрам цивилизации или невдалеке от них. Для наших условий, согласитесь, это явный минус. Рабочее место водителя - 3,5 балла. К удобному в общем-то водительскому сиденью у всех сотрудников редакции, сидевших за рулем "Брава", одно и то же замечание - коротковата подушка. Диапазон регулировок (их четыре; продольная, наклон спинки, высота подушки и выпуклость поясничной части спинки) вполне приемлем. Основные органы управления - руль, педали, рычаг коробки - расположены, можно сказать, оптимально. То жеотносится ик подрулевым переключателям, и к управлению дополнительным оборудованием - все в пределах видимости и досягаемости, достаточно лишь пошевелить рукой. Нет замечаний ик панели приборов - привычно, лаконично, а значит, хорошо воспринимается. А вот регулировка руля по высоте вначале поставила в тупик. Почти все, примерявшие к себе "Брава", пользовались одним положением - крайним нижним. Поднятый руль казался явно "не на своем месте". Ситуацию разрешил водитель маленького роста, который, подняв вверх сиденье, поднял и руль. Драйверы же роста среднего и выше обычно сидят "внизу" и недоумевают, почему диапазон изменения наклона рулевой колонки такой странный. Так же показался слишком тугим рычаг указателей поворота. Кто-то метко заявил, что, дескать, усилия на нем и на рычаге переключения передач примерно одинаковы - коробка действительно отличается четкими и мягкими переключениями. Мелочей, так называемых блох, можно сколько угодно "наловить" даже в самом совершенном автомобиле. Серьезный же, с во- Наше знакомствоННЫИ ФИАТдительскои точки зрения, недостаток у "Бравы" один - обзор. Если вперед его можно считать приемлемым, несмотря даже на очень "толстые" стойки, то сзади... Ширина стоек примерно равна ширине стекла, да и высотой последнее не отличается. А еще нижняя кромка его высокая, к тому же выступ под поводок стеклоочистителя точно посредине... Комфорт - 3,5 балла. На хорошем покрытии "Брава" - сама приятность, даже на высокой скорости заметно лишь легкое покачивание кузова. Но стоит появиться выбоинам и ямкам на шоссе, ФИАТ словно подменяют. На кузов передается заметная вибрация, подвеска становится на редкость "громкой": слышен каждый "бам" каждого колеса в каждой яме. Да, наши колдобины для "европейцев" отнюдь не дом стнадцатиклапанный двигатель объемом 1,6 литра любит, чтобы его хорошенько раскрутили, тогда он покажет, кто есть кто на дороге. Тащить машину внатяг он тоже может, но вряд ли такой режим по душе и мотору, и водителю - последний наверняка заметит, что ФИАТ стал слишком вялым и просит пониженную передачу. Если просит - надо включать, благо, как уже отмечалось, сам процесс переключения передач доставляет истинное удовольствие и на память сразу приходят четкие короткоходные коробки классических "Жигулей", читай ФИАТ-124, предка нашей "Бравы". Коробка сегодняшнего "итальянца" очень удобна в работе: ходы рычага умеренные, переключения четкие, рукоятка рычага хорошо "ложится" в руку. Создается впечатление, что мотор у машины стоит продольно и никаких длинных тяг в механизме переключения передач нет. Еще одно замечание по поводу трансмиссии: полуоси у "Бравы" разной длины. Так вот, на длинной правой установлен достаточно массивный демпфер крутильных колебаний. Его ли эта заслуга, но привычных для многих переднеприводников вибраций передка при старте отмечено не было. В рулевом управлении гидроусилитель - вещь очень удобная и полезная, особенно в городе. Но, что не менее важно, этот механизм не сделал руль "Бравы" "размазанным". Управление осталось острым: реакция машины на поворот руля практически моментальная. В поворотах "Брава" показала себя очень неплохо. Автомобиль уверенно держит дорогу (немалая заслуга в этом шин "Мишлен"), правда, кузов при этом заметно кренится, что в первый момент создает некоторую иллюзию неустойчивости. Ну и, наконец, тормоза: очень надежные, с мягкой педалью, которая как будто "залипает" в нажатом положении. Поначалу это несколько раздражает, но привычка приходит быстро и выясняется, что точно дозировать усилие очень легко, а это немаловажный фактор безопасности для скоростной современной машины, не оборудованной АБС. Дополнительное оборудование 3,5 балла. Базовая "Брава" обилием "примочек" не поражает. Из наиболее заметных модель "1,6 EL" имеет гидроусилитель руля, магнитолу, электростеклоподъемник передних дверей, кодовый ключ и центральную блокировку дверей. Наверно, этородной. Но и на ровном шоссе "Брава" тоже не тихоня - мотор в салоне слышно, и достаточно отчетливо. Но до чего же приятный звук - низкий, порыкивающий. Невольно подумаешь: пусть средств хватило лишь на относительно дешевый семейный ФИАТ, зато изредка можно вспомнить, что он хоть и дальний, но все же родственник "Феррари" или "Альфа-Ромео", например. Что касается отопления - верно оценить его эффективность, когда на улице "плюс десять", достаточно сложно. Система вентиляции очень мощная и позволяет быстро и без проблем "заморозить" сидящих сзади. Управление "климатом" затруднений не вызвало: доступные переключатели, общепринятая схема, привычные символы. Отделка достаточно банальна: пластик, тканевые вставки, серо-голубой тон. Пластмасса на первый взгляд немного грубовата, но зато не шуршит, как на большинстве отечественных автомобилей. Ходовые качества - 4 балла. Никуда не денешься, все-таки ФИАТ - итальянец, горячий, взрывной, темпераментный. Ше-Даже на больших скоростях управлять автомобилем достаточно легко. Шины "Мишлен" надежно "держат" дорогу.Оформление задка придает необычной машине еще большую оригинальность.не так уж и плохо: цена "голого" автомобиля относительно невелика, а то, что нужно дополнительно, покупатель может выбрать сам из довольно обширного списка, сообразно своим пожеланиям и толщине кошелька. Какие-то позиции этого списка для российских дорожных условий просто необходимы: антиблокировочная система тормозов, обогрев зеркал заднего вида. Другие - полезны, как, например, разЗА РУЛЕМ 6/96 13 Наше знакомствоВ верхней части панели, правее комбинации приборов, установлена оригинальная магнитола. Похитить ее можно, но куда сбывать. Разве что установить на другую "Браву", а там она уже есть - стандартное оборудование. Пресса о "Браво-Брава" "ФИАТ-Брава" никого из журналистов не оставил равнодушным, но это не значит, что автомобиль года получил только восторженные отзывы. Английские журналисты в первую очередь отметили великолепный внешний вид автомобиля и только потом хорошую вместимость салона, управляемость, удачный механизм переключения передач и "удовольствие от вождения". Зато далеко не лестные оценки заслужили подвеска, пропускающая вибрации от плохого дорожного покрытия на кузов, грубая пластиковая отделка салона, "дефицит" крутящего момента при низких оборотах двигателя и шум на высоких. Общая оценка такова: блестящей внешности уровень техники не соответствует, но это не означает, что автомобиль плох - по своим характеристикам он выше среднего уровня. Менее подверженным обаянию форм немцам понравились вместительный салон, управляемость и динамика. Более всего их разочаровали работа подвески на коротких волнах покрытия, неудобные передние сиденья и довольно высокий расход бензина. Справедливости ради отметим, что он оказался всего на 0,5 л/100 км больше, чем у "Гольфа". А вот шум их не потревожил, так как проведенные замеры показали, что "Брава" даже на 2-3 дБ тише самого популярного немецкого хэтчбека. Тем не менее прагматики уверенно отодвинули его на следующее после "Гольфа" место - совсем неплохо для импортного автомобиля в Германии.Резвая шестнадцатиклапанная "четверка" установлена в моторном отсеке поперечно. Такая компоновка типична для переднеприводных автомобилей такого класса.дельные задние сиденья. Для желающих добавить машине солидности - окраска "металликом", литые колесные диски, кондиционер. Последний, кстати, не только атрибут красивой жизни, но ив какой-то мере средство безопасности. Если придется жарким летом ездить по глухим улочкам на этом очень привлекательном автомобиле, можно не открывать окна. Теперь о цене. Самая дешевая "Брава" с мотором 1,4 лв скромной комплектации "S" стоит в Москве около 19000 долларов (для сравнения в Германии - 21500 марок). Базовый автомобиль с мотором 1,6 л обойдется россиянину почти в 20000 долларов. Учитывая новизну машины, это, может быть, и немного, но одним из козырей ФИАТа всегда была относительная дешевизна - и в той же Европе "Брава" стоит дешевле, чем у нас. Но это не вина, а, скорее, беда российских продавцов. Эксплуатация, сервис - 3,5 балла. Заявленный производителем расход топл ива - величина очень умеренная, и по нашим, самым грубым прикидкам близкая к реальности. Потребность в неэтилированном высокооктановом бензине вряд ли испугает жителей крупных центров, но не перевелось еще на свете жулье, выдающее невесть что за высококачественное дорогостоящее топливо. Гарантийное и послегарантийное обслуживание берет на себя продавец, правда, разветвленной сетью фирменного сервиса по всей стране не может похвастать пока ни одна зару14 ЗА РУЛЕМ 6/96бежная фирма (и отечественные порой тоже!). Гарантия на "Браву" самая обычная один год, а сколько успеешь наездить никого не волнует. Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Сергея Иванова Техническая характеристика автомобиля "ФИАТ-Брава-1,6ЕЬ" Размеры, мм: длина - 4178; ширина 1741; высота - 1413; база - 2540; колея колес спереди/сзади - 1451/1453. Масса, кг: снаряженная - 1050 кг; полная - 1630. Трансмиссия: коробка передач - механическая, шестиступенчатая; передаточные числа: I передача - 3,902; II - 2,238; III 1,520; IV - 1,156; V - 0 , 9 71 ; главная пара 3,353. Подвеска: передняя - Мак-Ферсон, задняя - на продольных рычагах со стабилизатором. Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные, с усилителем. Размер шин -175/65 R14. Двигатель - четырехцилиндровый, рядный, клапанов на цилиндр - 4, с впрыском топлива; диаметр цилиндра х ход поршня - 86,4x67,4; рабочий объем - 1581 см 3 ; степень сжатия - 10,1; мощность - 103 л. с./76 кВт при 5750 об/мин; максимальный крутящий момент 144 Н-м при 4000 об/мин. Общие данные: максимальная скорость - 180 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 11,5 с; средний расход топлива - 7,4 л/100 км; объем топливного бака - 50 л.Резюме. "Браве" куда ближе хорошие дороги, чем разбитые переулки, езда с ветерком, чем ерзанье в пробках, перевозка пассажиров и небольшого багажа, чем вывоз стройматериалов на дачу. И, конечно, сильная сторона автомобиля - ни с чем не сравнимый, по-итальянски проработанный до мелочей стиль, порой, правда, превалирующий над функциональностью. Это грациозный скакун, но уж никак не ломовая лошадь.