121
122
123
€шшшщНЕМНОГО ОБ УСТРОЙСТВЕМного ли нам нужно от холостого хода - работал бы мотор ровно, устойчиво, не коптил бы, выбрасывая и невидимую глазу окись углерода, пресловутую "цэ-о". Легко, без рывков или провалов переходил бы от холостого хода к нагрузке... Хватит? Да, если бы все так ибы ­ ло, стали бы вы ломать голову над устройством карбюратора и его ка ­ призами! Ан нет - чаще всего наш брат-автолюбитель сталкивается как раз с ненормальностями холостого хода... Причина на ладони: эти "фокусы" легче заметить. С чего начнем разговор? Во-первых, условимся, что система зажигания вашего лимузина в порядке, компрессия в цилиндрах нормальная, а фазы те самые, какими должны быть. Вовторых, разговор предполагает, что вы имеете хотя бы общее представление о&уаАвтолю6ителейПРОПАЛ ХОЛОСТОЙ ХОД?Влияние системы питания на основные показатели двигателя общеизвестно. Значительная часть традиционных жалоб на "нехватку" мощности, повышенный расход бензина, неустойчивую работу двигателя объясняется неполадками в системах карбюратора. Этот важнейший элемент системы питания довольно сложен, поэтому автор статьи Эдуард КОНОП сегодня рассмотрит только проблемы, связанные с режимом холостого хода.работе карбюратора - азы устройства должен знать каждый. Итак, вспомните основное назначение карбюратора - на любых режимах работы двигателя создавать однородную смесь бензина и воздуха, состав которой не должен выходить за некие, довольно узкие, пределы: слишком бедная или богатая смесь воспламеняться в цилиндре неспособна. Если на каком-либо режиме это произойдет, неизбежен сбой в работе двигателя, например провал, а там, глядишь, двигатель вообще ос ­ тановится. Если вы научитесь отличать обогащение смеси от обеднения - н а ­ ша беседа наполовину достигла цели. Остается найти причину. И тут ваш главный помощник - собственный ра ­ зум, учитесь "смотреть в корень"... Самые распространенные у нас карбюраторы - это "Озон" и "Солекс" в разнообразных мо ­ дификациях. Но принципы, на кото-Рис. 2. Так выглядит байпасный канал "Озона": 1-жиклер; 2-канал.рых строится работа любого карбюратора, одни и те же. Так давайте "поучимся", с кажем , на примере "Озона". Система холостого хода этого до ­ вольно сложного карбюратора схематически изображена на рис. 1. Ее называют автономной. Иными словами, эта система работает при полностью закрытой дроссельной заслонке 10 первичной камеры, когда главная до ­ зирующая система из работы выключена. Автономная система холостого хода - это как бы мини-карбюратор, встроенный в основной. К нему подводятся воздух и топливо, здесь создается необходимая смесь, которая всасывается в задроссельное про ­ странство, то есть во впускной колле-Рис. 1, Система холостого хода карбюратора "Озон": 1 - крышка карбюратора; 2 - корпус; 3 - воздушный жиклер холостого хода; 4 - топливный жиклер холостого хода; 5 - подстроенный винт; 6 - еинг качества; 7 - эмульсионный жиклер байпасного канала; 8 - винт количества; 9 - кольцевой распылитель; 10 - дроссельная заслонка первичной камеры; 11 - прокладка; 12 - главный топливный жиклер; 13 - эмульсионная трубка; 14 - воздушный жиклер главной дозирующей системы. А, Е-воздушные каналы; Б - топливный канал; В, Г- эмульсионные каналы; Д - сверления переходной системы.Рис. 3. Взаимодействие выходных отверстий переходной системы с кромкой дроссельной заслонки: а - заслонка закрыта; б - начало увеличения нагрузки; 1 - эмульсионный канал (В на рис. 1); 2 - отверстия переходной системы; 3 - дроссельная заслонка.ЗА РУЛЕМ 6/96 121 ктор. На холостом режиме двигатель работает за счет мини-карбюратора. Основной путь воздуха в систему холостого хода - по каналу Е, в обход дроссельной заслонки. Некоторое ко ­ личество воздуха поступает также через сверления Д переходной системы (о ее назначении - позже!), так как при закрытом дросселе давление над ним выше, чем в каналах системы холостого хода В, Г, Д... Важнейшие детали системы винт количества 8с дозирующей иглой специального профиля и кольцевой распылитель 9, не случайно похожий на диффузор. В щели между его внутренней поверхностью и иглой воздух движется с высокой скоростью, а значит, здесь возникает разрежение. И через радиальные отверстия распылителя сюда всасывается и очень хорошо распыляется, смешиваясь с воздухом, топливно-воздушная эмульсия, поступающая по каналам В. Один из них можно "зарегулировать" винтом качества 6 со своей дозирующей иглой, другой (байпасный) - нерегулируемый, расход эмульсии через него ограничен жиклером 7. Так как количество воздуха, п о ­ требляемого системой, регулируется иглой 8, а топлива - винтом 6, друг от друга не зависящими, состав смеси на выходе из системы можно изменять в широких пределах. Кстати, зачем нужен байпасный канал? Без него трудней регулировать состав смеси, он реагирует на любуюнеточность в конфигурации иглы 6 или ее седла, вибрацию иглы, мельчайшие соринки и так далее. Реально байпасный ка ­ нал выглядит так, как показано на рис. 2. Он выполнен Рис. 5. Топливный жиклер устанавливается до упора в седло (а). Типичная ошибка - недовернутый жиклер (б): 1 - жиклер; 2 - воздушный канал; 3 - топливный непосредстканал; 4 - эмульсионный канал. венно на плоскости корпуса дроссельных выхлопных газах) почти не изменится. заслонок. При разборке карбюратора Особенно важно это для варианта важно не потерять эмульсионный жи ­ "Озона" с системой ЭПХХ, где игла при клер 1, иначе смесь "по непонятным изменении режима движения автомопричинам" станет очень богатой - и биля то открывается, то закрывается, "коптящий" двигатель не удастся оттоксичность выхлопа ив этом случае регулировать винтом 6 (см. рис. 1). не должна превышать установленную Итак, заворачивая винт 6 на пранорму. вильно собранном исправном карбюВернемся к топливно-воздушной раторе, вы обедняете топливно-возэмульсии. К винту 6 (на рис. 1) она душную смесь. Но есть приборы, напоступает по каналам В из зоны топпример 1111-1107010 для "Оки", у ко ­ ливного жиклера 4, где поток бензиторых винт качества управляет подана, поступающий по каналу Б из "кочей воздуха. Значит, в этом случае лодца" эмульсионной трубки 13 смедля обеднения смеси винт нужно отшивается в эмульсию с воздухом, поворачивать. ступающим по каналу А. То и другое На рис. 1 вы видите еще один редозируется своими жиклерами 4и 3, гулировочный (так называемый подпоэтому соотношение бензина и возстроечный) винт 5, с помощью котодуха в образующейся эмульсии ко ­ рого можно регулировать содержание леблется незначительно. воздуха в эмульсии, движущейся вниз Сразу запомните: главный топ ­ по каналу В. На ливный жиклер 12 первичной камеры корпусе карбюра- действительно главный! Если он за ­ тора этот винт насорится, мотор работать не сможет ходится с правой это касается и холостого хода. Возстороны в приливе можно, вам знакома ситуация: мотор и закрыт металудается пустить, несколько раз нажав лической заглушна педаль газа, то есть с помощью кой. Положение ускорительного насоса, он "подхватывинта установлено вает", а через мгновение глохнет! на заводе-изготоЗначит, засорен жиклер 12. Работа вителе, при регуже ускорительного насоса (надеемся, лировках карбювы это знаете) от состояния жиклера ратора в эксплуа12 не зависит. тации он, как правило, не используется. ОТ ХОЛОСТОГО ХОДАИногда нас К НАГРУЗКЕ спрашивают, о т ­ чего профиль иглы 8 такой сложный. Для чего нужны отверстия Д? Их Этот профиль поназывают переходными. Когда дрослучен после длисельная заслонка приоткрывается, тельных исследовозле этих отверстий возникает течеваний. Он интерение воздуха с высокой скоростью: сен тем, что вы сначала у нижнего, а потом иу верхможете в широких него появляется разрежение. Теперь уже не воздух подсасывается в сисРис. 4. Система холостого хода карбюратора "Солекс": 1 - электромагнитный пределах менять число оборотов тему холостого хода, а наоборот клапан; 2 - топливный жиклер холостого хода; 3 - воздушный жиклер холостого хода, эмульсия из системы. Параметры пехолостого хода; 4 - дроссельная заслонка первичной камеры; вращая винт 8, при реходных отверстий подобраны так, 5 - выходное отверстие (щель) переходной системы; 6 - выходное этом состав смеси что по мере открытия дросселя увеотверстие системы холостого хода; 7 - винт регулировки качества; (и, следовательно, личению расхода воздуха строго со ­ А - воздушный канал; Б - топливный канал; В - эмульсионный канал. содержание СО в ответствует увеличение расхода122 ЗА РЛМ 69 УЕ /6 эмульсии через отверстия Д - состав смеси на выходе из карбюратора остается оптимальным, разгон автомобиля или повышение нагрузки протекают плавно, без провала. Процесс перехода от холостого режима к нагрузке показан на рис. 3. На холостом ходу (рис. 3, а) дроссельная заслонка полностью закрыта. (Не допускается лишь жесткий упор ее кромки в стенку корпуса - исключает его винт-ограничитель (на схеме не показан). В начале открытия дроссельной заслонки (рис. 3, б) появляется поток воздуха через образующуюся щель, создающий разрежение у выхода нижнего отверстия. При еще большем открытии заслонки зона разрежения захватывает и верхнее отверстие. Нельзя не сказать вот о чем. Некоторые автолюбители, особенно если они когда-то ездили на "жигулях" с карбюраторами "Вебер", и на "Озоне" регулируют холостой ход винтом-ограничителем дроссельной заслонки, а не винтом 8. Иначе говоря, приоткрывают заслонку. Мотор работает как будто нормально, но на манипуляции винтом качества 6 почти не реагирует. Удивляться этому не приходится: теперь холостой ход обеспечивается работой переходных отверстий Д, т о ­ гда как доля работы "законной" системы холостого хода снижена: эмульсии через нее проходит меньше, разрежение за кромкой приоткрытой за ­ слонки снижено. Некоторые опытные автолюбители успешно находят правильное по ­ ложение закрытой заслонки... по из ­ менению шума карбюратора. При снятой крышке воздухофильтра на холостом ходу должен слышаться довольно сильный "свист закипающего чайника" или что-то похожее. Чуть приоткроете заслонку - шум начнет исчезать. Чем опасна регулировка по-дедовски, ограничительным винтом? В этом случае - в зависимости от ряда параметров конкретного экземпляра карбюратора - состав смеси холостого хода может стать обогащенным. Готовьтесь к тому, что у вас снимут номера за повышенную токсичность... Отрегулировать же ее вам вряд ли удастся - нечем!движется к винту качества 7, дополнительно подпитываясь воздухом, поступающим (при "холостом" положении дроссельной заслонки) из переходного отверстия 5. (Здесь оно имеет вид вертикальной щели.) Струя эмульсии, отрегулированная винтом 7, через выходное отверстие выбрасывается в струю воздуха, с большой скоростью проходящую между кромкой заслонки 4и стенкой корпуса. Винт количества, от которого зависит, насколько приоткрыта заслонка, на схеме не показан - это простой винтограничитель.ЭТИ НЕРЕДКИЕ КАЗУСЫОднажды может случиться, что вас накажут за избыток СО в выхлопе, черная копоть за трубой подтвердит переобогащение смеси. Начнете крутить винт качества, а мотор на это - ноль внимания! Переходную систему вы не трогали , там ничто не должно было само измениться. В чем же причина? Не всякий (к сожалению) догадается: топливный жиклер холостого хода не довернут до плотной посадки в седло. Бензин в обход жиклера ручьем льется в систему холостого хода (рис. 5), поступая к винту качества в таком избытке, что получаемая смесь даже при завернутом до упора винте переобогащена. Доворачивая жиклер, не переусердствуйте! Он (особенно в "Солексе") не беспредельно прочен, а смявшийся нормально работать не сможет. В любом карбюраторе смесь топлива и воздуха может стать богаче и по другим причинам. Например, вследствие засорения (загрязнения) воздушного жиклера. Часто причиной неполадок оказывается негерметичность игольчатого клапана поплавковой камеры, о которой мы не раз говорили. С переполненной поплавковой камерой смесь чрезмерно обогащается. К нарушению работы на холостом ходу приводит и обеднение смеси. Например, из-за соринки, оказавшейся в канале Б перед входом в топливный жиклер. Соринка, плотно перекрывшая отверстие жиклера, остановит двигатель. Когда же она колеблется возле жиклера, изменяя расход бензина, двигатель работает неустойчиво. Такая соринка ухудшит работу двигателя и на переходном режиме (могут появиться провалы, неустойчивость). Как ее удалить? Для этого, как правило, нет необходимости разбирать карбюратор. При работающем двигателе от ­ верните жиклер на полтора-два оборота, чтобы через образовавшийся зазор между ним и седлом прошла злополучная соринка - дальше ей за ­ стрять практически негде. После этогонужно лишь не забыть вернуть жиклер на место. Бывает, что при неаккуратной разборке карбюратора теряют воз ­ душный жиклер. Из-за этого смесь станет бедной. В некоторых карбюраторах на стыке каналов между корпусами установлены уплотняющие ре ­ зиновые колечки - терять их тоже не рекомендуется. Не меньшего внимания заслуживают колечки-уплотнители регулировочных винтов количества и качества, так как они выполняют две функции: не дают воздуху просочиться через резьбу винта и не позволяют винту самопроизвольно вывернуться от вибрации. Наконец, на любом карбюраторе, имеющем электромагнитный клапан системы холостого хода (рис. 6), выРис. 6. Схема электромагнитного запорного клапана системы холостого хода: 1 - жиклер; 2 - запорная игла; 3 - уплотняющее кольцо; 4 - корпус; 5 - электромагнит; 6 - штекер питания.А КАК У "СОЛЕКСА"?Скажем так: это более простой, • современный карбюратор. Взгляните на схему системы холостого хода (рис. 4). Она очень простая, работает с участием дроссельной заслонки первичной камеры. Иными словами не автономная. Топливно-воздушная эмульсия образуется ниже топливного жиклера холостого хода 2. По каналу В онаможете столкнуться с нежеланием двигателя работать на холостом ходу из-за отказа клапана. Если при подаче электропитания на обмотку 5 клапана запорная игла 2 остается закрытой, топливо через жиклер 1 не проходит и двигатель не работает. "Оживить" его несложно. Достаточно немного ослабить затяжку клапана в гнезде, чтобы между жиклером и его седлом появился зазор, равноценный отверстию в жиклере (черного дыма не допускать)! И вы благополучно доедете до магазина, где купите новый клапан. Некоторые неполадки в работе мотора на холостом ходу бывают связаны с неисправностями системы ЭПХХ. Разговор о них отложим на будущее. ЗА РЛМ 69 123 УЕ /6