117
118
боимибламиЗАМЕНЯЕМ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ° ВТУЛКИ КЛАПАНОВНЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОНСТРУКЦИИПри работе карбюраторного двигателя температура впускного клапана (в области тарелки) достигает 400°С, выпускного - 800°С. Впускному чуть легче - он обдувается топ ливно-воздушной смесью, выпускной же - раскаленными отработавшими газами с температурой до 1200°С, а порой и выше. Даже при этих условиях направляющие втулки клапанов должны прочно сидеть в головке блока цилиндров, отводя тепло от стержней кла-Не часто владельцу автомобиля приходится заменять направляющие втулки клапанов. Но все-таки и это случается. Например, вы решили заменить маслоотражательные колпачки и при съеме старых переусердствовали... Втулка сломана, нужно менять. Если же вы намерены зарабатывать ремонтом автомобилей, то освоить эти операции просто необходимо. Слово Валентину ГРИГОРЬЕВУ.Рис.3. Проверка величины зазора между стержнем клапана и втулкой.Рис. 1. Направляющие втулки впускных клапанов двигателей ВАЗ-2101...-2106.Рис. 2. Направляющие втулки клапанов двигателя автомобиля "Ауди-100" (латунь). Короткая - для впускного клапана.панов, обеспечивая должную смазку узла и выполняя свою основную функцию - направлять клапан так, чтобы последний правильно садился в седло - строго соосно, без перекосов. Поэтому требования к геометрии втулок, к характеру их сопряжений по наружному диаметру (D) с головкой блока и по внутреннему диаметру (d)со стержнем клапана строго нормируются (рис. 1,2). На рис. 1 представлены направляющие втулки клапанов двигателей ВАЗ. Втулки впускного и выпускного клапанов легко различить. Первая короче, а винтовая канавка в отверстии для удержания смазки сделана не по всей длине отверстия, что ограничивает поступление масла в камеру сгорания. Большая длина (47,5 мм) втулки выпускного клапана улучшает теплоотвод от стержня клапана. Из чего изготовлены втулки? В случаях, когда головка блока цилиндров выполнена из алюминиевого сплава, они могут быть из специального чугуна, как у двигателей ВАЗ (см. рис. 1), или -40 20 40 из латуни (рис. 2), как у in 5» 45° двигателей автомобилей N 1x45° "Ауди-100", "Вольво-440", 8 1,25, I «fr — W» -460, -480. Известны и втулки из других материа~;:;lr.;r.r.-.r.iZ3t лов, например алюминиесо S вой бронзы. 175 Втулки из сплавов цветных металлов обеспечивают более интенсивный отвод тепла от Рис.4. Оправка для запрессовки и выпрессовки направляющих стержня клапана и лучше втулок клапанов двигателей ВАЗ-2101...-2108, -21081, работают в условиях де -21083,-1111,-11112 и двигателей МеМЗ-245.фицита смазки. Поэтому они закономерно чаще применяются в более форсированных двигателях. Двигатель может иметь и чугунную головку блока цилиндров (например, на автомобиле "Опель-РекордЕ". В этом случае нет необходимости в специальных направляющих втулках - они выполнены заодно с головкой. Сравните втулки на рис. 1 и 2. Наружный диаметр втулок "Ауди" равен 12 мм, а не 14 мм, как у чугунных втулок ВАЗ. Усилие запрессовки латунных втулок в два-три раза меньше, чем чугунных, тем не менее их посадка в головке блока вполне надежна. Обратите внимание и на место посадки маслоотражательных колпачков (на этих двигателях они одинаковые, взаимозаменяемые). На втулку, показанную на рис. 2, колпачок напрессовывается без ударов, простым нажатием через оправку, и очень надежно здесь держится. Недостатки чугунных втулок известны - это необходимость посадки колпачка значительным усилием, при том, что такая посадка на втулке не всегда надежна. Каковы условия посадки втулок? Здесь взгляды двигателистов могут быть различными. Если втулки двигателей ВАЗ запрессовывают при комнатной температуре, то головку двигателя МеМЗ-969А рекомендуют перед этим нагреть до 190-210°С, го-СОЗА РУЛЕМ 6/96 117 20 1^45° 1,25/.ЩИ,> - - -35 юо-40 5x45°,5Ч175I"i'."~.::"-::::;:;":СО1х 45°СОНакатка / R8,со SШШтжт»\ т ::::::::::'::::::::..: .„.„„.„,,,..„...._5Ш«16fujLri>|«|Рис. 5. Оправка для запрессовки и выпрессовки направляющих втулок клапанов "Ауди-100".Рис. 8. Гайка верхняя.,со S16.О5. i58'1 7. CD :sРис. 6. Оправка для запрессовки направляющей втулки клапана двигателя на автомобилях ВАЗ, ЗАЗ: 1 - стержень от изношенного клапана; 2 - оправка. ловку двигателя МеМЗ-245 - до 165-175°. Головку блока цилиндров БМВ нагревают до 50°, зато чугунные втулки охлаждают до минус 150°.Рис. 9. Оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов ВАЗ.CN СП,16,О5" 6,2,ю см" 8 шКОГДА ВТУЛКИ ПОРА МЕНЯТЬ?О поломках не говорим. Но и те втулки, что служат вполне благополучно, в конце концов изнашиваются,8и S,зРис. 10. Оправка для запрессовки направляющих втулок клапанов "Ауди-100". зазор между втул5 кой и стержнем R8 клапана увеличиV вается. Как опре ­ / со Iг делить величину {< \ зазора? Измерить в диаметр стержня клапана несложно, но как быть с диаметром отверстия во втулке? Здесь показал Рис. 11. Гайка нижняя. свою эффективность следующий способ. Зазор в сопряжении стержень-втулка можно оценить косвенно, как это показано на рис. 3. Клапан приподнимают над седлом (рис. 3,а) и в этом положении с помощью индикатора часового типа измеряют перемещение клапана S (рис. 3,6). Пересчет действительного зазора в косвенный для автомобилей ВАЗ дает следующие величины. Для новых впускных клапанов при монтаже до ­ пускается S=0,7...0,8 мм. Предельно допустимый износ дает S=1,3 мм. Для выпускных клапанов монтажное значение S=0,5...0,7 мм. Максимально допустимое при износе - 1,0 мм. Меньшая "качка" выпускного клапана объясняется более длинной втулкой. При таком же подходе к двигателям автомобилей "Ауди-100" п ре ­ дельно допустимые значения S для впускных клапанов составляют 0,9 мм для двигателя рабочим объемом 2,0 ли 1,0 мм для двигателя 2,2 л. Для выпускных клапанов эти величины, с о ­ ответственно, 1,1 или 1,3 мм. Если окажется , что зазоры больше нормы, первым делом принято заменять клапаны, что совершенно оправданно (это более простая работа), а стержень его часто изнашивается весьма ощутимо. Но вполне вероятно, что этого окажется мало. Тогда придется сделать второй, более ответственный шаг - з а ­ менить втулки. Последние, вообще говоря, довольно долговечны, н а ­ пример, у классических двигателей ВАЗ замена втулок порой не требовалась даже при пробеге 200-300 тысяч километров. Кажущаяся простота втулки пусть вас не обманывает. Требования к точности ее изготовления очень жесткие. Прежде всего это строгая соосность наружной посадочной поверхности (в головку) с отверстием для стержня клапана. Втулки, поставляемые в продажу как запчасти, очень часто совершенно не отвечают этим требованиям - несоосность поверхностей может быть такой, что видна невооруженным глазом. Если попробовать использовать такую втулку, клапан правильно не сядет в седло, а исправить отверстие невозможно ничем. ^—I |*к'|30Т8CVJА-А оCNJБ-Б57 85S \jfooft*•"' *"*i>Но, допустим, вы сумели приобрести фирменные втулки. Как заменить ими старые?ИТАК, МЕНЯЕМ...Обычно рекомендуется выпрессовывать старые втулки оправками, показанными на рис. 4, 5. Их же используют и для запрессовки. Тем не менее последнюю операцию лучше делать с помощью оправки, представленной на рис. 6. В такой конструкции применен стержень изношенногоРис. 7. Запрессовка направляющей втулки клапана без применения ударов: 1 - гайка верхняя; 2 - оправка; 3 - направляющая втулка; 4 - шпилька; 5 - упор в седло клапана; 6 - гайка нижняя.118ЗА РУЛЕМ 6/96