относится к тормозам. Этот всплеск объясняется в основном желанием многих в последний момент проскочить техосмотр. ЛОХИ, ЧАЙНИКИ И ИМ ПОДОБНЫЕ Этой категории автовладельцев живется плохо и трудно. Практически на любой станции или в мастерской первейшим долгом считается их "лечение". "Лечат" по-разному, и если клиент при деньгах, но не "браток", то в ход идут самые изощренные методы - от "прогнувшегося (растянувшегося) клиренса" до "пластмассовых шестерен в коробке передач", которые стоят по 100 - 120 баксов за штуку. Особенно страдают "лохи" от электриков и карбюраторщиков. КАЧЕСТВО Что скрывать - это одно из самых наболевших мест не только в области обслуживания автомобилей. На станциях категории "А" вроде бы должно быть все "о'кей". Однако процент возврата по "той же причине" довольно велик. Несмотря на самое современное диагностическое оборудование, автомобилю могут поставить не тот диагноз и лечить его совершенно от другой болезни. Ведь обучение, которым часто гордятся фирменные станции, происходит формально и слишком кратко по времени для того, чтобы человек смог схватить соль предмета. К тому же монополизм подливает масла в огонь: фирменных СТО - раздва и обчелся. Хочешь ремонтировать "Мерседес" - всего три специализированные станции, БМВ - до недавнего времени одна. "Вольво" - одна и т. д. Имеются в виду "узаконенные" СТО, которые пользуются покровительством фирмы-изготовителя и ею непосредственно контролируются. Многие "дальнобои" жалуются на недобросовестное обслуживание грузовиков на фирменных же станциях при высоких ценах. Категория "В". Качество - как было "до революции", таковым и осталось. Хотя есть первые предвестники "светлых времен" - на некоторых станциях этой категории по ряду технологических операций наметились сдвиги в лучшую сторону. "С" по критериям качества можно разделить на плохие и хорошие. Их примерно поровну: главное - точно угадать с первого раза и не попасть к халтурщикам. "D" - ситуация примерно такая же, только возможности поменьше. В Питере есть несколько "законспирированных" мастерских, где заведен железный порядок, почище, чем за рубежом. В очередь на обслуживание сюда записываются за несколько недель вперед. Работают здесь истинные профессионалы - страстные любители своегочшятждела. Они не нуждаются в рекламе и используют принцип: если тебе понравилось обслуживание и качество ремонта приходи еще раз и приведи приятеля или хорошего знакомого. "Е" - на рынке услуг эта категория обеспечивает наилучшее качество работ, хотя берется выполнять наименее сложные виды ремонта. КАЖДОМУ - СВОЕ Если вы счастливый обладатель нового "Мерседеса-600" или "Вольво960(850)", то вы намертво привязаны к фирменным станциям категории "А" и для вас дешевле будет их регулярное посещение. В безвыходной ситуации можно, конечно, воспользоваться услугами "дяди Васи", но лучше все же не нарушать установленных производителем правил: регламентированно обслуживаемый квалифицированным мастером автомобиль, скорее всего, проживет дольше. Менее шикарную и подержанную иномарку, исходя из обширного опыта владельцев, имеет смысл содержать, используя комбинированный метод. Сложный и ответственный ремонт доверить "фирмачам", а текущий и не требующий специального оборудования - своим знакомым, но не из категории "В". Многие владельцы иномарок предпочитают консультироваться у доверенных механиков, а затем, следуя их совету, обращаться на станцию. В последнее время среди "крутых" принято ездить на ремонт в Финляндию. Ошибочно мотивируется это тем, что цены примерно те же, что иу нас, а качество якобы значительно выше. Конечно, красиво жить не запретишь. ИТОГИ Сегодня содержать автомобиль довольно накладно из-за неразберихи "зарплата-цены", которую с выгодой для себя использует автосервис. Отталкиваясь от некоего мистического среднего уровня доходов, цены на ремонт автомобилей устанавливают неоправданно высокие. К тому же они не всегда соответствуют качеству выполненной работы. В общем, некоторые операции с автомобилем лучше доверить либо "проверенным" и авторитетным мастерам, либо станциям с доброй репутацией. Перед тем как обратиться к кому-нибудь за помощью, не стесняйтесь собрать как можно больше информации. Тем более что в среде водителей не принято скромничать по поводу эпитетов и оценок по тому или иному поводу. И да продлятся годы вашего автомобиля! Игорь ЛАГУТИНи мшш/дщЕт...Московское издательство "Радио и связь" выпустило в свет русско-английский и англорусский словарь-разговорник "Люди, автомобили, дороги". Автотуризм все больше становится международным. Как же без общего языка? Застрянешь где-нибудь, а даже слова Winch (лебедка) не знаешь. И ведь таких ситуаций, где просто невозможно не объясниться, у путешественников-автомобилистов, наверное, больше, чем у кого бы то ни было другого. Поломалась машина нужен разговорник. Случилась авария - надо объясняться с полицией (ГАИ) и, не дай, конечно, Бог, с врачами. А спрашивать дорогу у прохожих? А сориентироваться на бензоколонке? А... Да, без языка лучше вообще на автомобиле в другую страну не соваться! Теперь таких проблем возникать не должно. Разговорник "Люди, автомобили, дороги", составленный В. Воробьевым, содержит 1400 наиболее употребительных выражений и терминов. Хотя, если быть придирчивым, можно найти и недостатки. "Кажется, я потерял ключи от автомобиля". "Ты искал их у себя в карманах?" - "Нет еще!" (любопытно, почему хозяин машины и его попутчик говорят на разных языках при помощи разговорника?). Или: "Где очередь за бензином А-92?", "Как долго копается дежурный бензоколонки!", "Этот парень хочет залить бензин без очереди". Или: "Всех этих деталей нет на складе", "Что же мне делать?", "Это уж на ваше усмотрение", "Сам понимаешь, нужно "дать ему на лапу". Чувствуется глубокое знание наших реалий. Оно же с болью прорывается в таких фразах: "Эта ржавая катушка зажигания, похоже, из древней гробницы!", "Скажите мне, где же в конце концов можно достать радиатор для ВАЗ-2108?". Есть и совсем грустное: "Боюсь, она умирает", "Помолитесь за меня Господу!" Так и видишь, как автомобилист, отходящий в мир иной, слабеющей рукой листает разговорник, отыскивая эти последние слова... В общем, "Они все погибли, но могло быть хуже" (тоже цитата). Вызывает сомнение и практический смысл фраз типа: "Каковы особенности рулевого управления этого автомобиля?" Ведь объяснение-то придется слушать на чужом языке! Но все это - мелочи, скорее привносящие в книгу комизм. Разговорник же в результате получился и серьезным, и не скучным, и полезным, и развлекательным. Так что, друзья-автомобилисты, теперь можно смело садиться за руль и, как говорится, full speed ahead! (полный ход вперед!). Have a qood journey! (счастливого пути)... Елена ВАРШАВСКАЯ ЗА РУЛЕМ 7/96 53