48
49
50
Если бы существовала только одна модель автомобиля и только одинединственный тип громкоговорителей, то даже в этом случае можно предложить сотни вариантов их установки. В действительности же количество возможных вариантов просто не поддается исчислению. Как выбрать приемлемый по цене и качеству? Это куда сложнее, чем подобрать подходящую магнитолу. Дело не только в том, как отличить хорошие динамики от плохих, подобрать соответствующие по мощности усилителю, но и как смонтировать, чтобы не загубить на корню их достоинства. Ведь грамотное расположение позволяет создать хороший звук при умеренных денежных затратах, и, наоборот, если не соблюдать правила, самая дорогая акустика может оказаться бесполезной.дисков ограничен 20 000 Гц, а кассетные магнитофоны при работе с пленкой типа I воспроизводят не более 15 000 Гц. Таким образом, мы сформировали требования к автомобильным акустическим системам они должны воспроизводить все частоты в диапазоне 16-20000 Гц и при этом звучать достаточно громко. Сразу скажем, построить подобную систему, ориентируясь лишь на встроенный усилитель магнитолы и два или четыре динамика, невозможно. Дело в том, что никакой, даже самый совершенный динамик не может воспроизвести весь слышимый диапазон (те, кто знаком с нотами, знают - это более 10 октав) с одинаковым уровнем громкости. Существует характеристика громкоговорителя - зависимость звукового давления от частоты. Диапазон, в котором спад звукового давления составляет не более 10 дБ от максимального значения, называется эффективно воспроизводимым (рис. 1). Поэтомуплохо, но поиск может стать чрезмерно дорогостоящим. Разумнее разделить частотный диапазон на полосы, соответствующие характеристикам громкоговорителей. Производители аппаратуры предлагают для этого разделительные фильтры. С их помощью достигается нужный эффект - на высокочастотный динамик поступает сигнал высокой частоты, на низкочастотный - низкой, а в среднем диапазоне частот оба работают вполсилы (рис. 2). Результат, помимо ровной характеристики, - меньшие искажения и более широкий диапазон воспроизведения. Для автомобилей предлагают двух-, трех- и четырехполосные системы - по количеству частотных диапазонов громкоговорителей. Чем больше полос, тем равномернее характеристика и полнее диапазон воспроизводимых частот. Число динамиков всегда пропорционально числу полос. Поэтому если в передней части салона установлена трехполосная система, а сзади двухполоснаяН АСЛЕДНИКИ ГРАТЕОРИЯУровень шума в автомобиле во время движения 60-90 дБ. Динамический диапазон (разница между самым тихим и громким звуком) музыкальных произведений достигает 90 дБ. Получается, что для воспроизведения атмосферы концерта в автомобиле необходим уровень звукового давления до 180 дБ. Примерно так звучит 122-миллиметровая гаубица, если во время выстрела подойти на метр к срезу дула. В машине для этого потребуются усилители мощностью в десятки киловатт, слушатель же будет тяжело контужен. Значит, качественное воспроизведение музыки в автомобиле невозможно? К счастью, человек может приспосабливаться^ шуму, и реально необходимо, чтобы музыка была громче него лишь на 30-40 дБ. Следовательно, уровень 105-110 дБ можно считать достаточным. И даже это на самом деле очень громко - как отбойный молоток. Но ничего не поделаешь - чтобы достичь качества, нужно воспроизводить громко. Принято считать, что диапазон воспринимаемых человеком частот составляет 16-20 000 Гц. Причем молодые люди, особенно дети, часто слышат и более высокие частоты - до 25 000 Гц, а в преклонном возрасте порог слышимости снижается приблизительно до 8000 Гц. Диапазон проигрывателей компакт48 ЗА РУЛЕМ 7/96100 90 80__1Уровень звукового давления^дБ^Уровень звукового давления, дБ^ \7060#й щ г*5Частота. ГцI45040hЧастота. Гц\Г3020T"NT7™'r Н " ! Д20 50 100 200 2000 200002050100200200020000Рис. 1. Частотная характеристика громкоговорителя. есть различные типы громкоговорителей для высоких, средних и низких частот. Однако если подключить параллельно несколько различных динамиков к выходу усилителя, результат сильно разочарует - полученная "суммарная" характеристика будет весьма далека от идеальной, а результат - неоправданное "выпячивание" одних частот и "провал" на других. Теоретически можно подобрать громкоговорители с такими характеристиками, что вместе они будут звучать не-Рис. 2. Частотная характеристика двухполосной акустической системы: 1 - характеристика низкочастотного громкоговорителя; 2 - характеристика высокочастотного громкоговорителя; 3 - суммарная характеристика без разделительного фильтра; 4 - суммарная характеристика с разделительным фильтром; 5 - характеристика разделительного фильтра. плюс сверхнизкочастотныи громкоговоритель, общее число их достигнет 11. Разумеется, за соответствующую цену. Разделительные фильтры бывают двух видов - пассивные и активные. Активные фильтры (кроссоверы) устанавливают до усилителя мощности. Они обрабатывают слабый сигнал с предварительного усилителя (линейного выхода) магнитолы. Их достоинство - высокая степень разделения сигналов различной частоты (до 24 дБ на октаву) и малый уровень искажений сигнала. Недостаток - на каждый частотный диапазон требуется пусть не очень мощный, но свой усилитель, поэтому стоимость системы резко возрастает. Пассивные фильтры разделяют сигнал, уже прошедший усилитель мощности; их устанавливают между ним (или магнитолой) и громкоговорителями. Они делают это хуже (6-12 дБ на октаву), но в целом система получается намного дешевле, так как разные частоты усиливают одним и тем же усилителем. Существует несколько вариантов акустики с пассивными разделительными фильтрами. Наиболее сложные и дорогие трехполосные с раздельными компонентами (все динамики и фильтр выполнены вРис. 3. Варианты монтажа динамиков передней панели: 1 - "на отражение"; 2 "на прямое излучение"; 3 - низкочастотный динамик.ДОФОННОИ ТРУБЫвиде отдельных блоков), что удобно для профессиональной установки. Двухполосные системы дешевле, но лишь немногим хуже по звучанию. Все компоненты могут быть собраны ив один блок (обычно высокочастотный громкоговоритель внутри низкочастотного, а фильтр в корпусе прикреплен к проводам). По конструкции такие системы бывают коаксиальные (оси громкоговорителей совпадают) и кроссаксиальные (они перекрещиваются). Самый простой способ расширить диапазон воспроизведенных частот у одного громкоговорителя - двойной диффузор. Один меньшего диаметра, изготовленный из более жесткого материала, расположен внутри основного. Он предназначается для более эффективного воспроизведения высоких частот. Это наиболее дешевый, но худший вариант акустической системы. Достаточно распространены и акустические системы, состоящие из нескольких (2-4) смонтированных на общем каркасе динамиков, но без разделительных фильтров. Характеристики их специально подобраны таким образом, что разделительные фильтры не нужны. На самом деле это отличные системы, но... их очень трудно правильно установить, а в некоторых автомобилях просто невозможно. Дело в том, что, помимо частотной характеристики, существует характеристика направленности. Звуки низкой частоты (ниже 200 Гц) хорошо распространяются в любом направлении и легко огибают препятствия, средние частоты (200-4000 Гц) сильно поглощаются мягкими элементами интерьера и обладают выраженной направленностью, хотя способны огибать препятствия внутри салона. Высокочастотные колебания (более 4000 Гц) распространяются практически по прямой узким конусом с углом около 30 градусов и неспособны обойти даже подголовник сиденья. Но именно они в основном и создают стереоэффект. Поэтому желательно установить отдельные высокочастотные динамики, особенно для передней части салона. Главное при их монтаже - помнить, что ось громкоговорителя должна быть направлена либо в область головы водителя (переднего пассажира), либо на ветровое стекло с расчетом, чтобы звук отражался в нужном направлении (рис. 3). польные. Они лучше воспроизводят сверхвысокие частоты за границей слышимости, придавая звуку "прозрачность", но "проваливают" в диапазоне ниже 8000 Гц, так что их лучше использовать в трехполосных системах или со специально подобранными низкочастотными (акустические системы с раздельными компонентами). Аудиофилы много спорят о материале диффузора. Распространенное мнение, что только бумага может передать все оттенки звука, не бесспорно, к тому же этот материал не любит высокой влажности и температурных перепадов. Поэтому рекомендовать динамики класса "Hi-End" ("Хай-Энд") - самый высший класс - мягкий синоним выражения "очень дорого", можно лишь тем, чья любовь к достоверному тембру звука сильнее практичности. Полипропиленовые более распространены в средней ценовой категории и отличаются водостойкостью и долговечностью. Главное для диффузора - быть легким и достаточно жестким, чтобы не вносить в звук искажений из-за собственного резонанса и деформации. Сторонникам бездефицитного бюджета лучше выбрать пусть несколько худшие, но долговечные громкоговорители. Стоит обратить внимание и на влагозащищенность звуковой катушки, особенно если собираетесь вмонтировать громкоговоритель внутрь двери. Соответствующая ЗА РУЛЕМ 7/96УСТРОЙСТВОИтак, зачем нужны разные типы громкоговорителей, мы разобрались. Теперь немного об их конструкции. Если динамик похож на конус, значит он диффузорного типа. Большинство громкоговорителей именно такие. Низко- и среднечастотные непременно выглядят так, а высокочастотные динамики бывают и ку49 маркировка есть на упаковочной коробке. Несмотря на внешнюю простоту, конструкция громкоговорителей ведущих фирм отличается от моделей их начинающих конкурентов едва ли не больше, чем "Мерседес" от "Москвича". Новейшие материалы, компьютеризованное проектирование, анализ вибраций и возмущений магнитного потока не оставляют новичкам шансов догнать технический прогресс. Иными словами - выбирайте звук, который нравится, и фирму, которой доверяете. Однако доверяйте лишь тем, у кого в рекламном проспекте больше 20 моделей громкоговорителей. Пора приступить к выбору. Ассортимент сегодня огромен. В солидных фирмах есть стенды, где можно послушать некоторые модели, но не обольщайтесь понапрасну - в машине все нередко звучит совсем по-другому.акустика, но, во-первых, абсолютно негодная для хэтчбеков, а во-вторых, требующая тщательной установки. Они здорово звучат на стенде, где им подобран соответствующий объем корпуса, облицованного изнутри шумопоглощающим материалом с определенным образом рассчитанным фазоинвертором - отверстием, связывающим внутренний объем корпуса и салон. Вырезав два отверстия в задней полке, вы ослабите и без того жидкую ее конструкцию, а энергия низких частот будет расходоваться на бесполезное сотрясение ворсалитовой крышки. Попытки наскоро закрепить ее ус1 235464стема с хорошим "басом", не надейтесь на обычные динамики. Для качественного воспроизведения низких частот (ниже 120 Гц) служат специальные сверхнизкочастотные громкоговорители (сабвуферы). Однако установка их требует дополнительного усилителя, больших затрат труда и специальных знаний, поэтому если обращаться к профессионалам, хороший бас обойдется дорого. Желающие сэкономить могут довольствоваться активным сабвуфером (со встроенным усилителем) - они бывают различной формы и размеров и легко размещаются в салоне или багажнике хэтчбека, либо недорогим корпусным "батоном", к которому нужен дополнительный усилитель (рис. 4). Недорогой акт ив-ПРИМЕРЫ И ПРИЕМЫНужны два динамика к дешевой магнитоле (60-180 долларов США). Прикинув возможность их размещения в машине, выбирайте максимальный размер, небольшую максимальную мощность (хватит 50 Вт) и максимальную чувствительность. Эта характеристика показывает, каков уровень звукового давления на расстоянии 1м по оси громкоговорителя при мощности сигнала 1 Вт. В данном случае - чем больше, тем лучше. На диапазон воспроизводимых частот можно не смотреть. С высокими дела все равно плохи, а воспроизведение низких в большей степени заслуга грамотной установки. Нужен набор акустики к магнитоле среднего класса (180-400 долларов). Спереди можно смонтировать двухполосную акустическую систему с раздельными компонентами, сзади - коаксиальные динамики или с двойным диффузором. Но только не покупайте овальных, размером 240x160 мм двух- и трехполосных акустических систем - бесполезная трата денег. Это отличнаяпеха не приносят, а городить деревянную конструкцию и заделку щелей между багажником и салоном сил и умения хватит не у каждого. Тогда недовольные "басами" спешат купить дорогой усилитель, а приобретя оный, резонно недоумевают: лучше-то не стало! Свои достоинства динамики "шесть на девять" (как их называют по дюймовому размеру) проявляют лишь в седанах с жесткой задней полкой и хорошо изолированным багажником, но даже в этом случае они безнадежно проигрывают специальным сверхнизкочастотным громкоговорителям (сабвуферам). Впрочем, одно "достоинство" у "6x9" есть - от них нетрудно избавиться. Достаточно оставить машину в темном углу двора на пару часов. К дорогой магнитоле (свыше 400 долларов) или проигрывателю компактдисков лучше всего подойдет трехполосная система с раздельными компонентами и пассивным разделительным фильтром для передней части салона и коаксиальные динамики для задней. Правило - если нужна акустическая си-Рис. 4. Пример расположения громкоговорителей в автомобиле ВАЗ-2108: 1 - высокочастотный громкоговоритель на передней панели; 2 - среднечастотный громкоговоритель в передней панели (диаметр 100 мм); 3 - низкочастотный громкоговоритель в двери (диаметр 160 мм); 4 - коаксиальная акустическая система (130 мм); 5 - сабвуфер в запасном колесе "Пионер-TS-WXSO" - вариант монтажа; 6 - корпусной сабвуфер ("батон") в багажном отсеке - вариант монтажа.ный сабвуфер стоит около 150 долларов, а "батон" и усилитель - около 200. Кстати, о соотношении цены громкоговорителей и всей "музыки": 25% с "припуском" в большую сторону - норма, вне зависимости от класса аппаратуры и автомобиля. Тратить больше позволительно фанатикам, которых издержки не очень интересуют, меньше - значит не дать системе раскрыть свои возможности. Анатолий ФОМИН*-,,50ЗА РУЛЕМ 7/96W