12
13
14
15
Тюнинг°вДвое АОР°* е ' хот^е'на заказ под манеру езды конкретного, достаточно квалифицированного пилота. Отличается взрывным характером, менее тяговитым, но более резвым мотором, специально подобранной характеристикой подвески, эффективными тормозами. Кстати, несмотря на внешний лоск, пробег показанной машины перевалил за 70 тысяч километров. Чем не иллюстрация надежности грамотно форсированного двигателя. ВАЗ-2108 "Спорт" - чистокровный«вазов сопько Г^ос^иадиатьСтоит ли овчинка выделки? Не секрет, что в ценовой диапазон до 18 тысяч долларов попадают лишь недорогие семейные автомобили зарубежного производства. "Спортсменов" там не встретишь. Но многим любителям агрессивного стиля вождения мощные импортные машины не по карману, а обычные "самары" их уже не устраивают - остается обратить взор на тюнинговые фирмы. Здесь, как мы убедились, предложат "лады", умеющие ездить быстро. На первый взгляд, три специально подготовленных автомобиля, которые предоставила для теста фирма "Лада инжиниринг", отличаются от обычной "Самары" не так уж сильно. Четыре круглые фары, колесные диски из легкого сплава, низкопрофильные шины - вроде все. На самом деле за скромной внешностью ВАЗ-2108 скрываются разные машины как по конструкции, так и по "идеологии". Прежде чем описывать собственные впечатления от тюнинговых моделей, познакомимся с ними поближе. ВАЗ-2108 "Спортлайн" - пример того, как удается перенести опыт 12 ЗРЛМ 79 АУЕ /6подготовки гоночных автомобилей на товарные, правда, мелкосерийные машины. Прибавив в скорости, динамике, у стойчивости , "Спортлайн" сохранил простоту управления обычной "восьмерки". Обуздать его вполне по силам даже не слишком искушенному водителю. ВАЗ-2108 "Лада-инжиниринг" почти тот же вариант, но "подогнан"ВАЗ-2108 "Спортлайн". Двигатель: диаметр цилиндра и ход поршня - 84 х 74,8 мм; рабочий объем - 1657 см 3 ; система питания - два горизонтальных карбюратора "Вебер"; система выпуска - прямоточная "Джан спид". Трансмиссия: сцепление "Сакс"; коробка передач - 6-ступенчатая; главная передача - 4,5. Ходовая часть: амортизаторы и пружины "Сакс" спереди и сзади. Тормоза: вентилируемые диски увеличенного диаметра с четырехпоршневой скобой "Локхид" спереди, стандартные барабанные сзади. Колеса: диски - "Артек" 7Jx15, шины 195/50 R15 "Гиславед спид 306W".Ч=Ьл-щ Тюнинггоночный автомобиль, приспособленный для езды по дорогам общего пользования. Его собирали для известного раллиста Аркадия Кузнецова. На этой машине он добирается к месту соревнований и проводит тренировочные заезды по скоростным участкам раллийной трассы. Что касается стандартного ВАЗ21083, его роль в наших испытаниях служить точкой отсчета. Теперь несколько слов об условиях теста. Заезды проходили на спецдорогах автополигона НИЦИАМТ близ Дмитрова. Задачу получить сверхточные результаты мы не ставили. Основная цель раскрыть возможности тюнинговых моделей на фоне их стандартного прообраза, с одной стороны, и гоночного варианта ("Спорт") - с другой. Кратко прокомментируем результаты, представленные в таблице. Лучшую разгонную динамику продемонстрировал ВАЗ-2108 "Лада инжиниринг". Тренировочная машина "Самара-спорт", против ожиданий, немного уступила. Возможно, причина не в автомобиле, а в нас самих. Спортивный мотор с впрыском топлива приходилось "выкручивать" до срабатывания электронного ограничителя (тахометром машина не оборудована). Лучших мощностных показателей он достигает на высоких оборотах, оттого даже минимальная задержка при переключении передач приводит к неизбежному "провалу" в разгоне. "Спортлайн" - третий, что неудивительно. Он и должен был уступить более мощным модификациям "самар". Замеры максимальной скорости почти не повлияли на табель о рангах. Правда, из игры выбыл ВАЗ2108 "Спорт". Объективно он самый быстрый, но сбои в работе мотора не позволили нам получить точный результат. Недаром говорят: впрыск хорош, пока исправен. К сожалению, ремонт или настройка сложной электроники в полевых условиях невозможны. А вот испытанные временем и несколькими поколениями гонщиков "веберы" - хоть и гоночные, но все же карбюраторы, которые намного проще ремонтировать. Замеры эластичности позволили оценить нюансы настройки двигателей. Быстрый ВАЗ-2108 "Спорт" проиграл даже серийной "восьмерке"! Его мотор способен проявить себя только на высоких оборотах - такова особенВАЗ-2108 "Спорт". Двигатель: диаметр цилиндра и ход поршня - 82 х 74,8 мм; рабочий объем - 1579 смз; система питания - распределенный впрыск топлива; система выпуска - прямоточная. Трансмиссия: сцепление "Сакс"; коробка передач - 5-ступенчатая; дифференциал повышенного трения; главная передача - 4,44. Ходовая часть: амортизаторы "Кони-спорт" спереди и сзади; пружины с переменным шагом витка спереди, стандартные сзади. Стабилизатор поперечной устойчивости спереди и сзади. Тормоза: вентилируемые диски увеличенного диаметра с четырехпоршневой скобой "Локхид" впереди, доработанные диски ВАЗ-2108 со скобой ВАЗ-1111 сзади. Колеса: "OZ" 6Jx15, шины - 195/50 R15 "Гиславед спид 306W".ность гоночного автомобиля. В споре моделей "Лада инжиниринг" и "Спортлайн" снова впереди слабейший. Так повлияли разные распределительные валы. Первый автомобиль по характеристикам ближе к гоночному, то есть "любит" высокие обороты. Зато второй имеет запас тяги во всем рабочем диапазоне двигателя. Он и стал чемпионом по эластичности. Чем динамичнее машина, тем эффективнее должны быть тормоза. Насколько отвечают этому принципу участники теста? Самая "тяжелая" педаль у победителя - ВАЗ-2108 "Спорт", ведь он лишен вакуумногоусилителя. Кроме того, вопреки всем правилам здесь в первую очередь блокируются на юз задние колеса. На гоночной машине тормоза служат не только для остановки, но и для управления ею в критических режимах это нормальный вариант настройки. А то, что "Лада инжиниринг" уступила "Спортлайну", скорее исключение из правила, обусловленное возрастом автомобиля - износом и дисков, и тормозных колодок. Дисковые тормоза для всех колес на самом деле эффективнее варианта "дисковые впереди, барабанные сзади". Что касается устойчивости, тоВАЗ-2108 "Лада инжиниринг". Двигатель: диаметр цилиндра и ход поршня - 84 х 74,8 мм; рабочий объем -1657 см3; система питания - два горизонтальных карбюратора "Вебер"; система выпуска - прямоточная. Трансмиссия: сцепление "Сакс"; коробка передач - 5-ступенчатая; дифференциал повышенного трения; главная передача - 4,3. Ходовая часть: амортизаторы - газонаполненные "Гродно" спереди, "Кони-спорт" сзади; пружины - серийные. Стабилизатор поперечной устойчивости - увеличенного диаметра. Тормоза: передние - вентилируемые диски увеличенного диаметра с четырехпоршневой скобой, задние - доработанные диски ВАЗ-2108 со скобой ВA3-1111. Колеса: "Артек" 7Jx15, шины-195/50 R15 "Гиславед спид 306W".ЗА РУЛЕМ 7/9613 Тюнингу стандартного ВАЗ-21083. Тюнинговые модели, панели обивки которых покрыты ворсистым материалом и плотно подогнаны, ведут себя значительно тише. Самая тряская подвеска на брусчатке у ВАЗ-2108 "Спорт", зато на шумосоздающей дороге, вызывающей высокочастотные колебания шин и колес, он вел себя, словно на асфальте. Золотой серединой оказался "Спортлайн". ВАЗ-2108 "Лада инжини-любая из представленных тюнинговых версий даст фору стандартному ВАЗ-21083. Характерный маневр "переставка", имитирующий объезд внезапно возникшего препятствия. На скорости, критической при выполнении этого упражнения на серийной "Самаре", все остальные машины справлялись с "переставкой" легко. Помогли грамотно настроенная подвеска и цепкие низкопрофильные шины "Гиславед". Наиболее ярко индивидуальные особенности автомобилей проявились на тесной извилистой трассе ("змейка" и разворот), где требовалось быстро работать рулем. Владельцев серийных "восьмерок" можем огорчить. "Штормовые" крены кузова, боковой увод, подвернутые до обода передние шины Бл-85, вывешивание заднего колеса, не самый удобный руль и сиденье, которое совершенно не фиксирует тело водителя, - таков стандартный ВАЗ-21083. Машины "Лада инжиниринг" и "Спорт" порадовали отличной устойчивостью, минимальным креном, но потребовали при рулении значительных физических усилий. Так себя проявили самоблокирующийся дифференциал и конструкции подвесок. Так что не завидуйте жизни спортсмена - на трассе нужно трудиться до седьмого пота. Компромисс - чуть более склонный к крену, но цепкий и легкий в управлении "Спортлайн". Важно и то, что сиденья, доработанные специалистами "Лады инжиниринг", фиксируют тело достаточно надежно, а о гоночных "Спарко" (Италия), установленных в "Спортлайне", можно говорить только в превосходной форме. Правда, стоят они около 1000 немецких марок каждое. Из рулей вне конкуренции - двухспицевый14 ЗА РУЛЕМ 7/96кожаный "Персонал" - рабочий инструмент Аркадия Кузнецова. Покрытие дорог дмитровского полигона нетипично для российских магистралей - слишком гладкое. Пробуем растрясти автомобили на брусчатке и специальном шумосоздающем участке. Самый "музыкальный" салонринг" чуть хуже, но его шасси за долгую жизнь уже изрядно поработало. Подведем итоги. Вывести жесткий рейтинг этих автомобилей было бы некорректно. Хотя бы потому, что одним нужны более дешевые стандартные "самары", а другим - "индпошив". Причем каждому по своей мер-В задних дисковых торм применен суппорт от "Оки". Задний стабилизатор поперечной устойчивости и амортизаторы "Кони" улучшают устойчивость и управляемость автомобиля ВАЗ-2108 "Спорт". ТюнингРЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА ТЮНИНГОВЫХ ВАРИАНТОВ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ-2108 Время прохождения 1 км с хода, с (макс, скорость, км/ч) разгон от 40 до 80 км/ч на IV передаче, сшразгон от 80 до 120 км/ч на V передаче, с\ .ПараметрSЭластичность о =СО|1О- ГЦIа офс;« юо афсАвтомобиль ВАЗ-2108 "Спортлайн"\1-2 8.1CD - t -о tофо офо оф2 312422if1ОS X|го1 234о ФО 99 14 182 Р32,4 29,8 31,3 37,621,1 (170,6) 20,2(178,2) 21,9" (164,4) 25,4(141,7)ВАЗ-2108 "Лада инжиниринг" ВАЗ-2108 "Спорт" ВАЗ-210832 13410,5 12,5 22,1 16,31 24315,2(19,8)' 16,9 25.1 23,91 2434,9 5.0 4,4 5,12 314* На VI передаче. " Замер при сбоях зажигания.ке. Анализируя результаты теста, сведенные в таблицу, имейте в виду следующие соображения. Явный аутсайдер лишь один - ВАЗ-21083. Технический уровень "Спортлайна" и "Лады инжиниринг" примерно одинаков, разница в настройке. Но первый адресован широкому кругу водителей ив силу этого обстоятельства стал лидером. Второй - вариант для искушенных пилотов, которых не так много, и потому вряд ли станет всеобщим любимцем. ВАЗ-2108 "Спорт" на самом деле не хуже других. Он просто иной и отличается от остальных участников теста, как футбольные шиповки от цивильной обуви: ходить-то в них можно, но лучше использовать, как задумано. Мы попытались расставить автомобили по ранжиру с точки зрения среднего водителя. Но данная табель о рангах не беспрекословна. Каждый, оценив свои способности, навыки и ездовой опыт, вероятно, выстроит собственный рейтинг.Что ж - теперь благодаря золотым рукам механиков, которые раньше бескорыстно служили лишь узкому кругу спортсменов, всякий человек со средствами может получить в свои руки машину, которая по ездовым качествам заметно выше серийной. Остается пожелать ему распорядиться этим благом не в ущерб себе и другим... Вадим КРЮЧКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Владимира КнязеваЗА РУЛЕМ 7/96 15