136
137
КуЬАв] о лю ,6и телеитоД ЕСЛИ НЕ РАЗБИРАТЬ?"Не тянет. Ж му - ж му на газ, а она не разгоняется", - нередко можно услышать в разговорах водителей. Что требует ремонта - д вига ­ тель, трансмиссия? Или, может быть, подклинивают тормоза? И вообще, виновата ли неисправность или во ­ дитель просто требует от своего че ­ тырехколесного друга невозможного, скажем, догнать "Порше"? Чтобы прояснить ситуацию, н е ­ плохо измерить максимальную ско ­ рость машины. Такой прием давно известен - инструкции к отечественным автомобилям нередко даже указывают то значение максимальной скорости , которое говорит о плохом техническом состоянии. Но вот конкретного ответа - что же не ­ исправно, вы нелолучите.Тот, кому для диагноза проще разобрать двигатель, может эту статью не читать. Остальным же наверняка будет интересно, что методы и приемы диагностики, в общем-то известные давно, перестают быть искусством. Интуиция и опыт поколений автомастеров позволили создать группу приборов, которые называют мотор-тестерами. Об основных идеях, воплощенных в этих приборах, рассказывает Аркадий АЛЕКСЕЕВ.легко найти геодезически горизонтальный участок шоссе и т. п. Инженеры фирмы "Бош", например, поступили по-другому - соединили компьютер и беговые барабаны и смоделировали этот тест. Сперва автомобиль, установленный на ба ­ рабаны, интенсивно "ускоряется" на прямой передаче, при этом определяют развиваемую на колесах мощность. А затем выжимают педаль сцепления, и машина какое-то время "катится по инерции" (речь идет об инерции колес, валов и т. д.), п о ­ степенно замедляясь. При этом оп ­ ределяются потери мощностив трансмиссии. Складывая обе эти ве ­ личины, получают мощность на ко ­ ленчатом валу двигателя (рис. 1). Например,"Вольво-240" показал на беговых барабанах мощность 78 кВт при 5400 оборотах коленчатого вала в минуту. Это 92% от паспортной величины. Маловато. Но вот мы определили, что двигатель уже не укладывается в назначенные параметры. Возможно, плохо работают свечи. Или карбюратор. Не исключена и механическая поломка или царапины на зеркале цилиндра. И опять-таки можно провести диагностику, не разбирая мотор. Вначале измеряют компрессию в цилиндрах, выясняя состояние ци линдро-поршневой группы. Затем определяют вклад каждого цилиндра в мощность двигателя на холостом ходу, поочередно отключая цилиндры и измеряя тахометром обороты дви ­ гателя на работающих цилиндрах. Скажем, проводили испытания "Ауди80" 1983 года выпуска. Были установлены обороты холостого хода 1100 об/мин. При поочередном отключении цилиндров обороты падали соответс твенно ' д о 900; 800; 1000 и 850 об/мин. Понятно, что наихудшие по ­ казатели - у третьего цилиндра. И действительно, при разборке двигателя обнаружилось, что здесь сломано одно из поршневых колец, которое поцарапало зеркало цилиндра. При проверке лучше не сдергивать высоковольтные провода, а воспользоваться простейшим при ­ способлением (рис. 2), "закорачивая" соответствующий провод на "массу". В общем, если при отключении какого-то из цилиндров обороты почти не меняются, значит, в нем что-то не в порядке. Самодеятельному механику остается только поставить за ­ ведомо исправную свечу и повторить эксперимент. А вот дальше ему придется вступить на путь версий идо ­ гадок, если разбирать двигатель все еще не хочется. С хорошим оборудованием таких проблем не возникнет. В порядочных мастерских, кроме опытных мастеров, имеют также автомобильные тестеры (или мотортестеры), несколько моделей кото ­ рых предлагается на рынке - итальянские, минские или, как идеал, "бошевские".Мощность на колесахОбороты коленчатого вала, об/мин Потери мощности в трансшРис. 1. Мощность автомобиля, определенная на беговых барабанах.Ответить на этот вопрос можно, если определить выбег автомобиля. Для этого на некоторой (иногда даже указанной в инструкции) скорости выключают сцепление и измеряют длину пути до полной остановки ав ­ томобиля. Затем эксперимент по ­ вторяют на нейтральной передаче. Если результат нормальный, а максимальная скорость маловата - дело в моторе. В противном случае виновата коробка передач (в норму укладывается только второе испытание) или тормозная система, подвеска, подшипники ступиц колес - если оба пути невелики. Понятно, что рассмотренный выше прием дает довольно-таки неточные результаты. Вмешивается погода (ветер и т. д.), н е 136 ЗА РУЛЕМ 8/96Рис. 2. Приспособление для отключения цилиндров: 1 - проводок к "массе", 2 - тонкое шило.Вообще, мотор-тестеры - это осциллографы, приспособленные для работы с автомобильными приборами. История их начинается с пятидесятых годов. Сейчас, к онеч ­ но, уровень возможностей гораздо выше, поскольку большинство приборов создано на базе компьютеров, в память которых можно " з а ­ грузить" стандартные данные любой модели машины. В чем отличие работы с тестером? По сути, программа проверки соответствует только что рассмотренной. Однако точность диагноза безусловно выше благодаря тому, что приборопределяетгораздо большее число параметров ( с ка ­ жем, минский - около пятидесяти). Кроме компрессии и равномерности работы цилиндров, измеряются па ­ раметры искры - напряжение про ­ боя, напряжение и длительность дуги (рис. 3). По этим данным про ­ грамма определит не только состояние системы зажигания, но исо ­ став смесив районе свечи . При дальнейшем испытании, когда за ­ жигание в цилиндрах поочередно блокируется, выясняется вклад ци ­ линдра в общую мощность, а если к системе присоединен газоанапизатор, то и токсичность выхлопа каж ­ дого цилиндра. Это позволяет уз ­ нать состав смеси в цилиндре, что особенно важно при диагностике систем с распредепенным впрыском - вычиспяется состояние каждой форсунки. Н еобычна идея определения компрессии мотор-тестером. Д ви ­ гатель здесь, как и обычно, вращают стартером. Но только никаких манометров вы не увидите . Все проще - как известно, в зависимости от сопротивления вращению стартер вынужден развивать разную мощность. Колебания ее нетрудно определить по величине потребляемого тока, которая и характеризует компрессию! Диагностика карбюраторных мо ­ торов - вещь удобная, но не обязательная. В конце концов, можно судить о состоянии систем двигателя по каким-то косвенным признакам. Другое депо - впрыск с электронной системой управления. Здесь приблизительно две трети памяти устройства занято диагностической программой. Современные системы управления таковы, что даже случайный сбой записывается и затем может мешать работе двигателя. Приведу пример. По какой-то причине мотор короткое время работал с повышенным содержанием СО в выхлопных газах. Это, конечно же, определил лямбда-зонд. А дальше управляю-Длительность искры Время, мсРис. 3. Параметры искры на экране мотортестера.щии компьютер, считающий , что так нарушать экологическое равновесие не стоит, переходит на запасную программу: "придушивает" д ви ­ гатель ровно настолько, чтобы не ­ спешно доехать до ремонтной станции. Даже если весь переполох был вызван неисправным зондом, его заменой дела не поправишь, пока с помощью специального устройства сканера - код неисправности не будет удален из памяти. Сканер использует, так сказать, внутренние диагностические ресурсы системы и сигналы автомобильных датчиков, при этом он присоединяется к специальному разъему. Обычный мотор-тестер также может быть подключен к этому разъему или непосредственно через переходники к соединительным проводам. Конечно, комплект таких переходников (а выбор их огромен) стоит приблизительно столько же, сколько и самый дорогой мотор-тестер. Очень большой выбор переходников у тестеров фирмы "Бош", которые адаптированы, по сути, ко всем применяемым системам. Цены мотор-тестеров высоки это ведь профессиональное оборудование. В то же время владельцу автомобиля стоит обратить внимание, есть ли подобные устройства в мастерской, куда он сдает свою любимицу. Безусловно, это скажет ему об уровне сервиса, о том, чего можно ожидать в результате ремонта. Нельзя забывать ио следующем любое, даже самое прекрасное оборудование не будет работать без грамотного квалифицированного персонала."ЗА РУЛЕМ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭЛЕКТРОННУЮ БАЗУ ДАННЫХБаза данных Издательства "За рулем" - это ежемесячно обновляемое, надежное и удобное электронное издание на CD-ROM, центральная тема которого - автомобиль. База данных включает в себя следующие основные разделы. Каталог легковых автомобилей - подробные технические и регулировочные характеристики по 2800 отечественным и иностранным автомобилям, а также их фотографии. Автомобильные фирмы - общие сведения, название, адрес, изделия и услуги. Представлены как производители, так и продавцы автомобильной продукции и сопутствующих товаров. Личности в автомобильной индустрии - общие данные, дата и место рождения, семейное положение, образование, жизненный путь, а также другие сведения и фотографии. Библиография - информация о печатной продукции Издательства "За рулем" и других издательств, выпускающих автомобильную литературу. База данных Издательства распространяется по годовой подписке ив розницу. Ознакомиться с ней, получить исчерпывающую консультацию, оформить подписку или приобрести в розницу вы можете, посетив наш стенд на 4-й Московской международной автомобильной выставке МИМС-96 21-25 августа 1996 г. в "Экспоцентре" (Краснопресненская наб., 14). Контактный телефон: (095) 207-10-58 факс: (095)207-16-30