«^^-j ^ &____b~____*'"ОКТАН-БУСТЕР" И ДРУГИЕ^УЙЖелание автомобилистов улучшить ездовые качества машин или сэкономить топливо порой приобретает весьма причудливые формы. Не успели утихнуть страсти вокруг турбинок, сеток, вертушек, устанавливаемых во впускной коллектор, как появились новые возмутители спокойствия - присадки к бензинам. Наиболее отчаянные экспериментаторы пытаются получить АИ93, добавив к А-76 препарат типа "Октан-бустер", или вдохнуть жизнь в изношенный двигатель с помощью очистителя камеры сгорания. Что же могут дать присадки в действительности? Для начала из множества фирм, представленных на российском рынке, назовем те, чья продукция наиболее известна и заслуживает доверия. Это американские препараты STP и "Unocal-76", немецкие "Liqui Moly", бельгийские "Wynn's" и отечественные "AM", произведенные совместно с финской "Neste". По назначению добавки к бензину можно разделить на четыре группы. Очистители топливной системы (Water remover, Dry Fuel Plus, "Антилед"). Их фронт работ - участок от заливной горловины до впускного коллектора. Присадки этого типа предотвращают образование льда в баке, магистралях, бензонасосе и карбюраторе. Вытесняют конденсат, удаляют воду. Содержат ингибиторы коррозии, которые предотвращают образование ржавчины в баке и топливопроводах. Нередко обладают дополнительным свойством - способностью поддерживать чистоту в карбюраторах или форсунках систем впрыска. Очистители впускного тракта (Fuelinjector cleaner, Carburetor cleaner, Injection reiniger). Предназначены для обслуживания систем впрыска, карбюраторов и впускных коллекторов. Активно промывают или поддерживают чистоту каналов карбюраторов, жиклеров, дроссельных заслонок. Защищают от коррозии, восстанавливают нормальные характеристики распыления форсунок систем впрыска. Возвращают двигателям приемистость и плавность работы на холостом ходу. Препятствуют образованию отложений на внутренних поверхностях коллекторов и впускных каналах головок блока цилиндров. Очистители камеры сгорания (Combustion chamber cleaner, Valve cleaner, Ventil sauber). Их специализация понятна из названия. Они призваны удалять отложения с впускных клапанов, поршней и всех внутренних поверхностей мотора, куда поступает топливная смесь. Иногда способны устранить залегание поршневых колец. Регулярное применение препаратов предотвратит образование нагара в камере сгорания, возникновение калильного зажигания, снижение компрессии, не связанное с износом цилиндро-поршневой группы. Любопытно, что к этому классу добавок специалисты причисляют и составы для повышения октанового числа бензина (Octane Booster). Отметим, их основное назначение отнюдь не производство дорогостоящей "Экстры" из дешевых сортов топлива в домашних условиях, а устранение причин, вызывающих детонацию. То есть очистка камеры сгорания от тех отложений, из-за которых приходится повышать октановое число. Разумеется, они содержат и компоненты для прямого увеличения детонационной стойкости бензина - как правило, нетоксичную добавку МТБЭ (метил-третбутиловый эфир). Однако, залив в бак стандартную упаковку "Октан-бустера" емкостью 350 миллилитров, наивно ожидать прибавки октанового числа больше, чем на 1-2 единицы. При такой концентрации можно лишь скомпенсировать отклонения характеристик товарного топлива от стандартов, но никак не превратить А-76 в АИ93. Предупредим, что попытки "химичить" в обход инструкций изготовителей присадок приведут к поломке двигателя. Несколько слов о том, как пользоваться специализированными составами первых трех групп. Общая методика такова: разбив поэлементно топливную систему автомобиля, последовательно продвигайтесь по цепочке от бензобака к камере сгорания. Сначала воспользуйтесь очистителем магистралей, насоса и бака, потом приведите в порядок карбюратор или систему впрыска, а завершите работы очисткой камеры сгорания и впускных клапанов. Полный цикл обслуживания три заправки "под завязку". Причем при каждом заполнении бака заливайте в горловину лишь одну добавку. Смешивание препаратов не допускается. Универсальные очистители (Gas treatment, Complete fuel system cleaner, Tripleclean, Smog control). Комплексные составы, удаляющие воду и предотвращающие промерзание бензопроводов, очищающие карбюратор, систему впрыска, клапаны, впускные каналы, камеры сгорания, препятствующие коррозии. В зависимости от типа и фирмы-изготовителя одни свойства проявляются больше, другие меньше. Впрочем, об этом можно прочитать в инструкции на этикетке. Встречаются универсальные добавки двух типов поддерживающие чистоту и "ударные". Первые служат для регулярного применения - их подмешивают в бензин при каждой заправке. Вторыми пользуются периодически - один раз на каждые 4-6 тысяч километров пробега. Считается, что поддерживающие присадки - самый надежный способ профилактики загрязнений уже очищенных или новых систем питания, а конек ударных - экономия средств. Как видим, одной цели можно добиться двумя способами. Однако при нашем стихийном ценообразовании однозначно определить, какой путь выгоднее материально, достаточно трудно. Посмотрим правде в глаза - оживить уже "убитый" мотор или устранить механическую поломку присадки не помогут. А вот отодвинуть сроки капитального ремонта, сохранить заводские регулировки и даже восстановить некоторые параметры им вполне по силам. Короче говоря, топливные добавки - еще один шаг к цивилизованным способам обслуживания автомобилей. Вадим КРЮЧКОВЗА РУЛЕМ 8/96 43