105
106
Лет 20 тому назад мне попалась на глаза статья на тему "Какую машину лучше купить ? " . Подробно взвесив все "за" и "против", автор советовал инженерам копить на "Запорожец", труженикам села - поискать "Москвич", а всем остальным - купить "Жигули". Любители автомобилей "Волга" не были удостоены внимания. Так и по сей день существует "Волга" полулегально; пишут о ней по-прежнему мало. Адресую свои заметки тем, кто довольствуется умением заливать в бак бензин, подкачивать колеса, а также открывать капот, проверяя, там ли мотор. Обидного слова "чайник" использовать не хочу: художники и врачи вовсе не обязаны с ходу отличать жиклер от стартера, а карбюратор - от конденсатора. Т акначинаетрассказо своей "Волге" москвич Михаил КОЛОДОЧКИН. Июль 1987 года. Затерянный на окраине столицы, где-то в Силикатных проездах склад новеньких "волг". Вон та светло-серая красавица, такая дорогая, величественная и недоступная, отныне - моя! Имя богини ГАЗ-24-10, а любимое лакомство - "76-й" бензин. "Хозяин гарема" по-восточному солидно захлопывает капот и распахивает передо мной ворота. Пытаюсь сделать королевский жест и протягиваю герою труда червонец. "Ты чего? - презрительно морщится джигит, - боТынки купил или "Волга"? Удачи тэбэ не будет!" Пророчество джигита не сбылось. Прошло девять лет, а широкий нос моей "Волги" все так же солидно рассекает пространство. Но за это время случалось всякое. Новую машину я сразу отогнал "на антикоррозионку". Мужики свои деньги заработали честно: покрытие держится по сей день. Возможно, на вашей "Волге", как былона моей, ни одна гайка не закручена до конца. Поэтому сразу же постарайтесь найти профессионала, который уделит подвеске и двигателю машины пару часов. Но если он полезет в мотор без динамометрического ключа - значит, ваш выбор был опрометчив. "Волга" очень любит, когда ее шприцуют. Бывалые "волгари" делают это при всяком удобном случае, и вам советую. О масле. Однажды я решил побаловать свою любимицу и купить ей летний "Кастроль" вместо привычного "двенадцатого". Не сочтите за дешевую рекламу "буржуйских" продуктов, но мотор с "Кастролем" стал работать гораздо тише. С тех пор экономить на масле перестал. Пробовал заливать в мотор ив задний мост присадки "Молиприз", но, честно говоря, ничего не почувствовал. На душе, правда, стало спокойнее. Дребезг пластмассовых деталей просто невыносим. Пришлось проклеить декоративные решетки динамиков и панель приборной доски поролоном. Крышка перчаточного ящика довела меня до того, что разобрал ее и набил изнутри губчатой резиной. Уплотнители дверей через пару месяцев эксплуатации дали усадку и дружно отклеились в верхней части дверных проемов. Отодрал их совсем и посадил на "88-й" клей, увеличив зазор снизу. На подлокотники лучше не облокачиваться, пока не поставите в них, по совету ЗР, винты с удлиненными головками. В багажнике после дождя можно утонуть. Попытки отрегулировать замок и подогнуть отбортовку кузова ничего не дали. Пришлось по периметру крышки багажника приклеить эпоксидкой уплотнитель из листовой резины. Но в сильный дождь не спасает и это. Поэтому днище багажника япрокрасил антикоррозионной мастикой, а генеральную просушку устраиваю при каждом удобном случае. После первой же полной заправки в салоне сильно запахло бензином. Поднял коврик багажника: оказалось, верхний лючок бензобака не был привернут и бензин спокойно выплескивался наружу. Радиоприемник кое-как работал на УКВ и презрительно молчал на всех остальных диапазонах - из-за того, что экранирующая оплетка антенного кабеля касалась выдвижных колен антенны. Привод замка капота, вообще не особо покладистый, однажды заклинил намертво. Мне это было обидно вдвойне, так как весь тросик я недавно тщательно пропитал "Унисмой". Умудрился открыть капот, но проклятый трос не двинулся с места даже после того, как отцепил его от замка совсем. Причина же в неудачном расположении оболочки внутри подкапотного пространства. Малые радиусы изгиба постоянно держали трос "на грани подвижности". После того, как я пропустил оболочку поверх блока электронного зажигания, оторвав все штатные крепления, дефект исчез. Замок тем не менее постоянно мажу "Литолом": хуже не будет. Непонятного назначения большие отверстия в верхней части передка кузова, по совету "аксакалов", закрыл листами резины. Говорят, от этого становится чище. Боковые молдинги под дверями с презрением оторвал и выкинул. Всю нижнюю часть кузова примерно по этому уровню прокрасил черной антикоррозионной мастикой. Пока не ржавеет... Еще совет по эксплуатации. Раздобудьте запасной блок электронного зажигания и положите в свой бездонный багажЗА РУЛЕМ 8/96105 ник. Скорее всего, он никогда вам не понадобится, но... вдруг в дальней дороге сгорит транзистор. Почти 20 лет езды на "Жигулях" и девять - на "Волге" привели меня к твердому выводу: экономия бензина на 90% зависит от стиля езды. Отсутствие резких разгонов и торможений, а также езда на умеренной скорости (до 70) сделают больше, чем любая хитроумная добавка к топливу, маслу и т. д. Особенно это заметно у машин с большим лобовым сопротивлением. Всем неверующим предлагаю прокатиться на порядочное расстояние с постоянной скоростью 60 км/ч, а обратно вернуться "с ветерком", после чего сравнить результаты. "Волга" любит кушать масло. Кстати, немалая его часть просто вытекает через проклятый краник масляного радиатора. Слышал, многие его выкидывают. Мне посчастливилось купить на рынке такой, который уже несколько сезонов не подтекает. Багажник "Волги" восхищает своей безбрежностью и озадачивает огромным запасным колесом. Без него нельзя, поэтому я максимально передвинул колесо к правому крылу и превратил в этакий контейнер для барахла. Под колесо спрятал провода для "прикуривания", нестандартные инструменты, буксировочный трос, запчасти, емкость с "тормозухой", тряпки и т. д. Удобно! От багажника - к бензобаку: 55 литров для "Волги" мало. Прочитав в ЗР про новые баки увеличенного объема, я тут же купил 75-литровое пузатое чудище. Установка особых хлопот не вызвала, благо, все посадочные места совпадают. Если захотите проделать то же самое, имейте в виду, что крюки, на которых висит бак, хорошо бы удлинить миллиметров на 15-20. Установив приобретение на законное место, не забудьте убедиться, что бензоприемник касается донышка бака. С этой целью я распилил трубку бензоприемника чуть выше сетчатых фильтров и удлинил ее куском бензопроводного шланга. Заодно очистите фильтры от накопившейся грязи. Говорят, с "Волги" не воруют ни колес, ни зеркал, ни "дворников". Похоже, это в самом деле так, но я, по "жигулевской" привычке, всегда снимаю щетки и зеркало, убираю антенну. Колесные колпаки прикреплены "секретками", изготовленными знакомым "кулибиным". Никаких посторонних вещей в салоне не оставляю. Между рулем и педалями стоит замок, заметный снаружи. Короче говоря, стараюсь "не давать повода". О противоугонных системах можно говорить бесконечно. Считаю, что их дело эффективно препятствовать угону, а не кичиться количеством нулей в числе кодовых комбинаций, завывая на разные голоса по поводу и без повода. На моей "Волге" смонтирована самодельная система зажигания, которая выполняет ипротивоугонную функцию. Я - за индивидуальную конструкцию охранной системы, но главное - какая бы "противоугонка" у вас ни стояла, включайте ее всегда, даже оставив машину пе1 06 ЗА РУЛЕМ 8/96ред магазином на пару минут. Хуже не будет. Теперь о "дурацких" неисправностях. На первой же сотне километров моя ненаглядная задергалась, затряслась и, в конце концов, остановилась. Двигатель метался под капотом, как зверь в клетке. Виноваты оказались свечи А14В: на трех из них были оторваны изоляторы центрального электрода! Залил я как-то полный бак в Подольске. Примерно через 50 километров автомобиль начисто потерял мощность, а из выхлопной трубы повалил жуткий дым: мотор умирал на глазах. Дело к ночи: уже едва соображая, отодрал бензопровод от бака и запихнул его, не помню как, в канистру со старым бензином, после чего вручную прокачал магистраль. Мотор благодарно заурчал, а минут через пять исчез и дым. В бензобаке оказалась смесь бензина и солярки. Съездил яв период гарантии на ТО, согласно предписанию сервисной книжки. Через день откуда-то появился неприятный вой. Как на зло посоветоваться было не с кем, а на следующий день вой стал невыносим. Полистав литературу, решил, что виноват низкий уровень масла в редукторе заднего моста. С утра пораньше решил заменить гипоидное масло на ТАД-17, для чего полагалось разогреть мост парой километров пробега. Метров через сто автомобиль резко затормозил, а мотор заглох. В полной растерянности я решил, что виноват вакуумный усилитель. Мотор завелся, машина тронулась с места, но еще метров через 500 (слава Богу, успел миновать железнодорожный переезд!) автомобиль намертво встал посреди проезжей части. На мое счастье, когда я полез в багажник за гаечным ключом, то уронил что-то на асфальт. Встав на карачки, случайно взглянул на задний мост и сразу все понял. В балке зияло отверстие - без пробки! Вспомнил, что во время ТО проверили уровень в редукторе, а поскольку масла на станции все равно не было, мне посоветовали "пока ездить так", а пробку то ли плохо завернули, то ли обронили. В течение многих километров несчастный мост выплевывал масло наружу и, наконец, "умер". Дело было в субботу за городом. Часов за шесть я умудрился, лежа на дороге, извлечь посиневший редуктор, после чего меня доволокли до дома. В понедельник инженер по гарантии долго кричал, что я должен был запереть машину, включить аварийную сигнализацию и спокойно идти смотреть футбол, а в понедельник позвонить на СТО, затем заказать буксир и т. д. Мост, правда, в результате поменяли. Но с тех пор я, подходя утром к машине, на всякий случай заглядываю под багажник. Многое изменилось на российских дорогах за прошедшие годы. "Мерседесы", "Вольво", "Мицубиси"... Но мальчишкой рядом с этими иноземцами я себя не чувствую. Моя "Волга" - не самая быстрая, не самая мощная, не самая комфортабельная, но... Так и хочется вспомнить Тютчева: "У ней - особенная стать".ВЕТЕРАНОВЧто придет на смену вездеходу ГАЗ-66? Этот вопрос давно встал перед нижегородскими автостроителями. Известный лозунг "Война все спишет!" сегодня явно устарел. Армию ГАЗ-66 вполне устраивал проходимостью и другими качествами, но прожорливость его бензинового двигателя стала притчей во языцех. С пуском на ГАЗе дизельного производства у машины появился новый двигатель рядная "четверка" с турбонаддувом, мощность - 86 кВт/116 л. с , максимальный крутящий момент - 382 Н-м. Этот вариант получил индекс ГАЗ-66-40. Теперь пришел черед кабины: аскетичная армейская уступила место значительно более комфортабельной от ГАЗ-3307. Армия берет не так много техники, а грузовой вседорожник вполне может найти и мирного покупателя - ему дай поудобнее. Так появился ГАЗ-33097, подготовка производства которого ускоренными темпами идет на ГАЗе.А вот у грузовика ГАЗ-3307 конвейерная жизнь оказалась, пожалуй, самой короткой: в мае президент ОАО " Г АЗ " Н. Пугин подписал приказ о прекращении его выпуска. Изначально проектировался дизельный автомобиль, который должен был олицетворять переход на новые рельсы одного из старейших отечественных автозаводов. Но к сроку не поспело новое производство (по сути, завод) дизельных двигателей , а выпускать дальше ГАЗ-53, устаревший по всем параметрам, было нельзя. Так появился компромисс: новый грузовик со старым бензиновым двигателем ГАЗ-3307. С 1989 года их выпущено более 454 тысяч. Теперь на конвейере остался ГАЗ-3309, оснащенный четырехцилиндровым дизелем с наддувом. Принятая еще в коммунистическую эпоху государственная программа дизелизации осуществляется.