131
132
толка - мелочь в сравнении с выбитым стеклом или травмой обитателей салона. Такое, правда, случается редко, а вот помехи водителю, причем весьма опасные, явление распространенное. Однажды мой сосед припас для дачного строительства чугунную трубу длиной под два метра и диаметром сантиметров сорок. На крышу Таврии" ее закинуть не удалось, а чтобы впихнуть в салон, пришлось сложить заднее сиденье и уронить вперед спинку переднего. Труба кое-как разместилась по диагонали салона, однако передачи переключать было очень неудобно - мешала наклоненная спинка сиденья. Не меньше могут мешать водителю и длинномерные предметы, размещенные между передними сиденьями. Возможность включения всех передач следует в этих случаях проверить еще при погрузке, чтобы во время движения не пришлось сдвигать предметы, мешающие воткнуть нужную передачу. Автомобилистам неплохо взять на вооружение одно из правил пеших туристов: не носить в рюкзаке ничего стеклянного - непременно разобьется. Как бы аккуратно вы ни ездили, как бы ни плыла машина по нашим разбитым дорогам, случайная кочка когда-нибудь да настигнет заветную бутылку, если она не упакована должным образом, а разлившееся по салону ее содержимое будет долго напоминать вам о неудачной поездке. Под ковриками машины отлично киснет молоко, запах пролитого алкоголя непременно привлечет внимание гаишника, а если в стеклянной таре находился электролит или едкий растворитель, придется довольно долго проветривать и затем отмывать салон, чтобы не отравиться вредными испарениями и сберечь машину. Будьте осторожны с четвероногими пассажирами, особенно если это случайные "попутчики", не привыкшие переносить длительную езду. Собаки нередко страдают "морской болезнью", а кошки ни за что не успокоятся, пока не обследуют все закоулки салона в поисках удобного места. Животное может счесть 'Удобным" место под педалями, предпочесть колени и даже плечи водителя - здесь можно пострадать от непредсказуемости кошачьего характера. Э. К. Ничуть не лучше, между прочим, и шестиногие. Известно немало дорожных аварий, ставших следствием конфликта между водителем и какой-нибудь шальной, невесть откуда залетевшей осой. И каждый почему-то норовил изгнать ее на ходу, не сбавляя скорости! Пусть не покажется читателю, что мы сгустили краски, говоря о сорванных с крыши багажника непомерных грузах и прелестях езды с животными. Многое из всего этого довелось увидеть своими глазами, а кое-что испытать на себе. А потому, глядя, как пыхтит в гору перегруженный "жигуленок", везя полтонны картошки на крыше и горделивого персидского кота у заднего стекла, хочется пожелать владельцу избежать различных напастей и без приключений добраться до дома.!___________КуЬАвтолюоителейЕСЛИ ДВИГАТЕЛЬ -в ЗАГЛОХТема заглохшего в дороге мотора на первый взгляд неисчерпаема. Любой водитель скажет: "Да, тут могут быть тысячи причин!" И... ошибется. Причин плохой работы двигателя, действительно, много, причин же остановки значительно меньше. Об этом ведут речь Валентин ГРИГОРЬЕВ и Андрей ЛАДЫГИН.Двигатель любого современного автомобиля при всей сложности его конструкции весьма надежен, и случаев внезапного отказа его практически не бывает. Теряя работоспособность, мотор предупредит вас об этом не раз и не два. И все, что требуется от автовладельца помимо рекомендованного инструкциями технического обслуживания, - это не оставить без внимания тревожные сим ­ птомы. Например, затрудненный пуск после ночевки, заметное сни ­ жение мощности, перерасход топлива, рывки и провалы при нажатии на педаль газа. О сигнале конт ­ рольной лампы аварийного давления масла и говорить не приходится: водитель должен принять решение о немедленной остановке. Бывает, правда, глохнет и ухоженный, хорошо отрегулированный двигатель. Обычно на это провоцирует его сам водитель, неумело управляющий машиной в определенных ситуациях. Например, не перешел на пониженную передачу перед подъемом. Имея достаточный опыт, можно быстро включить нужную передачу, и мотор заведет сам себя. Однако у новичка это может и не получиться: впопыхах не выжмет сцепление до упора или двинет рычаг коробки передач "не туда". Скрежет, удар в трансмиссии, возможные поломки... Не следует также в спешке шуровать ключом в замке зажигания, пытаясь на ходу включить стартер. Ключ может случайно попасть в положение "стоянка", рулевое ко ­ лесо зафиксируется, и машина окончательно потеряет управление. Лучше всего в этой ситуацииотрулить к обочине, остановиться и спокойно завести двигатель. Если машина остановилась "по собственной инициативе", то прежде, чем тронуться в дальнейший путь, придется покопаться в поисках неисправности. Оговоримся сразу: крупных аварийных поломок, а также курьезных случаев мы не касаемся - нас будут интересовать здесь лишь причины остановки двигателя, который только что работал. К способам такой проверки журнал обращался многократно. И все-таки в разгар сезона мы решили еще раз о них напомЗА РУЛЕМ 8/96 131 нить. К этому побуждает нас еже ­ дневно наблюдаемая на дорогах картина: замерший автомобиль и рядом с ним беспомощный хозяин, который не представляет, что надо делать, с чего начинать. Между тем в этом случае проверке подлежат только системы зажиганияи питания. Если у вас нет конкретных по ­ дозрений по поводу неисправности одной из этих систем, возьмите за правило проверить вначале цепь высокого напряжения, иными сло ­ вами, наличие искры, но не на све ­ чах, а на центральномвысоко ­ вольтном проводе, ведущем от ка ­ тушки зажигания к крышке преры ­ вателя-распределителя. П осмот ­ рите, плотно ли сидят концы про ­ вода в соответствующих гнездах, надежен ли их электрический кон ­ такт. Если посадка слабая, слегка раздвиньте ножом или тонкой от ­ верткой усикиконтактови вновь установите провод. Утечку искры могут вызвать также грязь, пыль или влага на проводе, соприкосновение его с тонкими проводами низкого напряжения, с кузовом или узлами автомобиля. П роверка на искруописана многократно: вынуть конец провода из крышки распределителя и, держа одной рукой на расстоянии 5 мм от "массы" (кузова автомобиля или двигателя ) , д ругойрукой включить стартер или при вклю ­ ченном зажигании повернуть пус ­ ковую рукоятку. Между концом вы ­ соковольтного провода и "массой" должна проскакивать хорошо за ­ метная голубая искра. Для автомобилей с бесконтактной (коммутаторной) системой за ­ жигания такой способ применять не рекомендуется. В этом случае попробуйте заменить центральный провод одним из свечных ивклю ­ чите стартер. Если двигатель за ­ велся, значит, причина неисправности в центральном высоковольтном проводе. А если нет?.. За высокое напряжение отве ­ чает катушказажигания . Случаи выхода ее из строя сравнительно редкиивстречаютсяобычно на автомобилях с большим пробегом. Значительно чаще происходит разрыв в цепи низкогонапряже ­ ния. К онтакттонкихпроводовс клеммами катушки зажигания и прерывателя-распределителя так ­ же должен быть надежным. На ав ­ томобилях с бесконтактной систе ­ мой зажиганияпроверьтеплот ­ ность посадки контактных колодок на коммутаторе, д атчике - р аспре ­ делителе, блоке управления эко ­ номайзером, электромагнитном клапане холостого хода.132 ЗА РУЛЕМ 8/96Электромагнитный клапан так ­ же может стать причиной остановки двигателя, но только не вдви ­ жении, а при переходе на холостые обороты. Двигатель при этом пус ­ кается, работает всего одну - д ве секунды, а затем глохнет. Причина - несрабатывающий (закрытый) электромагнитный клапан пере ­ крывает систему холостого хода. Если укрепление контактов проводов не помогло, выверните клапан из карбюратора и удалите из него иглу. Если конструкция клапана не позволяет этого сделать (например, на карбюраторах " С олекс " ) , т о , учитывая, что клапан все равно по ­ требует замены, иглу обычно обламывают. После этого возможны са ­ мопроизвольные вспышки в цилиндрах при выключении зажигания , однако холостой ход будет восстановлен. Если сам провод, идущий к электромагнитному клапану, п оче ­ му-то обесточен, а вам некогда ис ­ кать причину или подвести питание к обмотке клапана с помощью до ­ полнительного провода, достаточно просто отвернуть клапан на один два оборота, чтобы бензин в систему холостого хода пошел в обход жиклера. Но в этом случае вы рис ­ куете получить большое содержа ­ ние СО в выхлопных газах. Вернемся к прерывателю-распределителю. Путь тока высокого напряжения от центрального про ­ вода к свечам могут прервать сильно загрязненная как снаружи, так и изнутри крышка распределителя, сломанный или стертый кон ­ тактный уголек, трещины и прогары вкрышке или "бегунке". (Случай пробоя "бегунка" подробно описан встатье Б. С инельникова " В АЗ 21 213" на стр. 108.) Если же отсутствует низкое напряжение (нет ис ­ кры на центральном проводе), п ро ­ верим контакты прерывателя. Они могут быть сильно загрязненными, подгоревшими или вовсе застыв ­ шими в одном (замкнутом или ра ­ зомкнутом) положении. Грязь ина ­ гар очищаем кусочком наждачной бумаги, надфилем или просто но ­ жом, замыкание-размыкание вос ­ станавливаем вращением регули ­ ровочного винта. Не беда, если не удастся выставить зазор между контактами в точном соответствии с инструкцией: когда обеспечено полное размыканиеконтактовинадежноесоприкосновение их в момент замыкания, двигатель все таки будет работать. Но вот контакты очищены ипри ­ шли в движение, а искры по-прежнему нет. Не замкнут ли плюсовый (подвижный) контакт на "массу"? Проверяем это, размыкая контакты пальцем или замыкая их ножом илиотверткой. При этом должно быть заметно сильное искрение. Если его нет, налицо замыкание подвижного контакта с "массой". Разрушенную изолирующую шайбу под контактом можно заменить кружочками, вырезанными из полиэтиленового пакета, или с помощью изоляционной ленты. Напоминаем, состояние контактов прерывателя следует регулярно контролировать и при необходимости заменять всю контактную группу. Итак, искра восстановлена. П роверим , есть ли она на одной или двух свечах. Вывернем свечу, присоединим к ней наконечник вы ­ соковольтного провода и, п рикос ­ нувшись резьбовой частью свечи к "массе", включим стартер. Между электродами должны быть заметны голубые вспышки . Если одна или две свечи неисправны (едва ли у вас вышли из строя все сразу ) , двигатель будет работать и даже потянет машину, хотя ис заметным трудом, потребовав увеличения холостых оборотов регулировоч ­ ным винтом карбюратора. Восстановив искру, но так и не пустив двигатель, обратимся ксис ­ теме питания. Зимой частая ее не ­ исправность - з амерзаниеводы , попавшей в бензин, в топливопроводах, бензонасосе или карбюраторе. Последнее маловероятно, если перегородка воздушного фильтра установлена, как это предписывает инструкция, в зимнее положение, и поступающий в карбюратор воздух подогревается выпускным коллектором двигателя. Продуть топливопровод можно шинным насосом, но только при открытой крышке бен ­ зобака, иначе избыточное давление может разорвать его швы. При про ­ ходе воздуха в бак будет слышаться интенсивное бурление. Д ругим препятствием на пути топлива может стать фильтр тон ­ кой очистки бензина. Не пеняйте ему за малый срок службы (иной раз фильтр не вырабатывает ипо ­ л овиныположенного ресурса): в любом случае эта нехитрая штучка избавила вас от нескольких разборок карбюратора. Удалив загряз ­ ненный фильтр из системы, можно проехать несколько десятков кило ­ метров и без него, однако при пер ­ вой жевозможности необходимо установить новый. Бензонасос дает еще меньше поводов для подозрений. Даже при поврежденной диафрагме он обычно подает в карбюратор достаточное количество топлива для движения в умеренном темпе. Однако ды ­ рявую диафрагму лучше все - т аки заменить, чтобы бензин не проник в картер двигателя и не смешался смаслом . Это можетпривести не