124
GOHMHG оимишлами\Л ЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ 1У1 "ВОЛГИ": ПРОВЕРКА И РЕМОНТНижнее расположение распределительного вала в двигателе "Волги" имеет определенные преимущества. Во-первых, упрощается конструкция головки блока, она становится ком ­ пактной, более удобной для обслу-Продолжая тему технического обслуживания и ремонта узлов автомобиля "Волга" ГАЗ-31029, Андрей ЛАДЫГИН рассказывает об устройстве и проверке состояния механизма газораспределения двигателя.живания и ремонта. В о вторых, предельно упрощен (а главное, не требует регулировки) п ри ­ вод распределительного вала. Если цепь по мере износа удлиняется, а зубчатый ремень грозит лопнуть, то шестерни бегают себе бок о бок, пока не износятся зубья. Срок службы шестерен мало зависит от водителя, значительно больше - от качества материала ведомой шестерни (текстолита) и точности ее изготовления. Ошибка при установке на один или несколько зубьев исключена: меток всего две, и их можно или совместить, ипи не совместить - третьего, как го ­ ворится, не дано. Видимо, расчет на надежность идолго ­ вечность узла ипобу ­ дил конструкторов дви ­ гателей ЗМЗ - 4 02 . 1 0и -4021.10 сделать при ­ вод распредвала весьма труднодоступным, а потому практически не подлежащим контрольному осмотру. С "жигулевской" цепью куда проще: достаточно снять клапанную крыш ­ ку - и вот она, верхняя "звездочка". Зубчатый ремень "восьмерки" или "Таврии" и вовсе находится под пластмассовым кожухом, снять ко ­ торый не намного сложнее, чем открыть крыш ­ ку бензобака . Но раз ошибка при установке шестерен исключена, причиной некоторого смещения фаз может быть лишь износ зубь ­ ев, к оторыйследует проверять в каждом удобном случае. Такая возможность появляется, например, при замене переднего сальника коленвала, запрессованного в крышку распределительных шестерен. О номинальном сроке его службы не стоит гадать: потек - п о ­ ра на замену. Но на пути к крышке шестерен вы встретите препятствие - мощный "волговский" храповик (не будем касаться здесь того, как снять кожух и крыльчатку вентилятора). Отворачивать храповик удобнее всего... стартером. Для этого под капотом вблизи шкива коленвала укрепляемдоску , на которую опираем рычаг ключа, надетого на храповик . В ключаем стартер - и храповик отвернут. Двухручьевой шкив привернут к ступице коленвала болтами, сама же ступица напрессована на коленвал, и для ее демонтажа требуется съемник. При работе с ним будьте осторожны : важно не повредить близко расположенный радиатор. Отворачиваем гайки крышки шестерен - и крышка у нас в руках. Вот теперь и появилась возмож ­ ность посмотреть, как поработали шестерни. Вращая распределительный вал, внимательно осматриваем каждый зуб. Сколы на их поверхности, а также застрявшие между зубьями твердые частицы недопустимы, тем более что число зубьев на шестернях кратное, и через каж ­ дые два оборота коленвала поврежденный зуб "встретится" со своим "партнером" на текстолитовой шестерне. А ведь коленчтый вал даже на холостом ходу делает около де ­ сяти оборотов в секунду! Нетрудно представить себе скорость износа поврежденной пары зубьев. Шестерни газораспределительного механизма напрессованы на концы валов и фиксируются от ра ­ диального перемещения сегмент ­ ными шпонками, а от осевого - промежуточной шайбой (коленвал) и упорным фланцем (распределительный вал). Ослабление посадки шестерен также недопустимо, иначе точно пригнанные зубья могут од ­ нажды не совпасть. После проверки состояния механизма и замены из -Механизм газораспределения двигателя "Волги" ГАЗ-31029: 1 - коромысло; 2 - стойка оси коромысел; 3 - клапан; 4 - штанга толкателя; 5 - толкатель; 6 - распределительный вал; 7 - крышка газораспределительных шестерен; 8 - текстолитовая шестерня; 9 - шестерня привода распределительного вала; 10 - передний сальник коленчатого вала.124ЗА РУЛЕМ 8/96