26
27
"I/ ttnafflrlhA:BMWErdflasantriebc . f/^>•" ЛИВ • 'inaK^ : B MW Erdgaeantrieb el»v£ _L_?_!В качестве топлива для автомобилей, как известно, используют два основных вида газа: природный (метан) полезное ископаемое и сжиженный (пропан-бутан) - продукт нефтепереработки. Первый дешевле, его запасы велики, однако как автомобильное топливо чаще применяют второй. Во всяком случае, в России легковых машин, работающих на природном газе, пока совсем немного. А вот в Германии, которая импортирует природный газ из России и Северной Европы, уже приступили к серийному производству легковых автомобилей, предназначенных для такого топлива. Начало положила фирма БМВ. До этого в Западной Европе существовали только опытные образцы подобных машин. Сегодня покупателю предлагают две модели - БМВ-316д на базе "316компакт" и -518д на базе "518-туринг" (универсал). Эти автомобили на 7000 марок дороже бензинового варианта и могут работать как на сжатом газе, так и на бензине. Поскольку в Европе, особенно в окрестностях крупных городов, довольно много газопроводов, оборудовать вблизи них газонаполнительные станции не проблема. Природный газ, в отличие от пропан-бутановой смеси, невозможно перевести в жидкое состояние при нормальной температуре. Поэтому рационально хранить его в автомобиле в сжатом состоянии. А сжижается газ лишь при минус 163°С. Такой способ его хранения гораздо эффективнее он позволяет в том же объеме разместить втрое больше топлива. Однако при этом резервуар должен обладать очень хорошей теплоизоляцией, предохраняющей от внешнего нагрева. 26 ЗРЛМ 89 АУЕ /6РУССторы, устанавливаемые на БМВ-316д и -518д, сделаны из бензиновых, у них несколько худшие мощностные и экономические показатели, чем у газового на пропан-бутане, поскольку здесь невозможно полностью реализовать главное преимущество газа - октановое числоС таким штуцером заправка не сложнее, чем с бензином.С учетом того, что в Европе нет наполнительных станций сжиженного природного газа, для серийных автомобилей БМВ был выбран традиционный, хотя и менее продуктивный вариант - использование сжатого газа. Еще один вопрос встал перед конструкторами - проектировать двигатель только для работы на природном газе или приспосабливать его также и для бензина. Решение было продиктовано существующими реалиями: "газовый" автомобиль может оказаться слишком далеко от заправочной станции - ведь запаса такого топлива хватает лишь на 200-250 км пробега. Мо-Машины на газе легко узнать по табличке на крышке багажника.более 100. Мощность двигателя по причине более низкой, чем у бензина, удельной теплоты сгорания газа ниже примерно на 15%. Конструкторы БМВ отказались от вмешательства в механическую часть мотора, оставив объем камеры сгорания и степень сжатия такой же, как у базового бензинового. Однако значительные изменения претер/ пела управляющая электроника - центральный блок М 1.7.3 SNG. Он позволяет автомобилю мгновенно переходить с бензина на газ и обратно, а также подстраиваться под различные типы природного газа - "русский", "европейский" и газ с пониженной теплотой сгорания. Любой проект начинается с изучения спроса. Маркетинговые исследования показали, что автомобили на сжатом газе больше подходят фирмам для использования в качестве разъездных, нежели частным владельцам, весьма консервативным в своих решениях. Газовый баллон солидных размеров по соображениям безопасности должен располагаться над задним мостом автомобиля. В "пятерке" БМВ для него пришлось пожертвовать большей частью объема багажника, а в коротком "компакте" третьей серии места ему просто не хватило. Отказались от заднего сиденья - автомобиль превратился в двухмест-подразумевается, что те, кто хочет сэкономить на топливе, не покупают особо мощных автомобилей. Представители фирмы утверждают: газовый БМВ не более опасен, чем бензиновый, и менее, чем автомобиль на пропан-бутане. В первую очередь благодаря тому, что природный газ легче воздуха и при утечке не скапливается в помещении, а, поднимаясь вверх, удаляется по вентиляционным каналам, не создавая взрывоопасной смеси. Электронная система управления двигателем автоматически переключается с газа на бензин, когда баллон опустеет или возникнет неисправность газовой аппаратуры, а также по желанию водителя или при аварии, чтобы не допустить возгорания. Все элементы системы расположены в зонах наименьшей деформации кузова, а расходный трубопровод оснащен ограничителем потока, который препятствует выходу газа вТехническая характеристика БМВ-316д и -518д——___^^ Модель БМВ-316д БМВ-518дПараметр Число мест/дверей Объем бензобака, л Снаряженная масса, кг Мощность двигателя при об/мин: на бензине, кВт/л. с. на газе, кВт/л. с. Максимальный крутящий момент, Н-м газ/бензин при об/мин Максимальная скорость, км/ч на газе/бензине Разгон с места до 100 км/ч, с на газе/бензине Расход бензина (90/120/ГЦ), л/100 км Расход газа (90/120/ГЦ) кг/100 км 127/150 3900 177/188 142/168 3900 183/192 5500 75/102 64/87 5500 85/115 74/1012/3 5212405/5 80154515,6/13,016,2/13,65,7/7,5/9,46,1/8,1/10,53,7/4,9/6,14,0/5,3/6,8(ОМ ГАЗ Еный. Зато площади для багажа теперь достаточно, как в универсале пятой серии без газового баллона. Из всей гаммы двигателей выбрали наименее мощные, объемом 1,6 л для -316д и 1,8 л для -518д: эксплуатировать эти автомобили планируют, главным образом, в городе, где требования к динамическим характеристикам машины не очень высоки. Кроме того,случае каких-либо повреждений. Сам баллон, рассчитанный на рабочее давление 20 МПа, проходит испытания на прочность под давлением 45 МПа. Даже при пожаре он не взрывается, поскольку содержит вставку из легкоплавкого материала - она разрушается раньше, чем давление достигнет критической величины, высвобождая газу выход. Газопровод проложен под днищем кузова, а заправочный клапан смонтирован таким образом, что остается целым даже при боковом ударе. До сих пор газобаллонные автомобили было неудобно заправлять. Теперь время на это значительно сокращено благодаря быстросъемному креплению шланга. Более того, с помощью специального небольшого компрессора машину можно заправить от обычной газовой сети. Правда, на это уйдет около восьми часов, и для заправки автомобиль придется оставить на всю ночь, но такое устройство можно смонтировать даже в домашнем гараже. Важно, что автомобиль на сжатом газе намного чище бензинового. Большую часть выбросов составляют безвредные водяные пары. Количество двуокиси углерода в выхлопных газах ниже на 25%, а моноокиси углерода (СО) в несколько раз. Показательно, что "газовые" БМВ собирают на главном конвейере вместе с обычными машинами. Причем аппаратуру устанавливают на тех стадиях сборки, которые наиболее удобны технологически. Таким образом, здесь не переделывают готовую машину под газ, как это обычно бывает. Фирма взялась за дело серьезно, ведь следующий этап - серийный автомобиль с криогенным баллоном для сжиженного природного газа, а там на очереди возобновляемый источник энергии - жидкий водород. Анатолий ФОМИНЗА РУЛЕМ 8/96 27