Споры бывалых автомобилистов о достоинствах или недостатках присадок для двигателя обычно ограничиваются добавками к маслу. К сожалению, даже опытные водители порой забывают, что помимо системы смазки есть еще один плацдарм для применения химических средств - система охлаждения. Она тоже нуждается в регулярном обслуживании, и помочь в этом могут современные присадки к охлаждающим жидкостям.Не рассматривая столь древние средства, как горчица, устраняющая течи радиатора, и добавки против накипи в системах охлаждения, заполненных водой, отметим, что в нашей стране присадки к антифризам появились сравнительно недавно. Многие автомобилисты хорошо помнят времена, когда купить "Тосол" в магазине было почти невозможно. Именно тогда, в конце 80-х, в продажу поступил препарат "Отэра" для восстановления свойств отслужившей полож енный срок охлаждающейжидкости . Смешав упаковку "Отэры" со старым антифризом, владелец машины вводил в него свежий комплект необходимых для работы присадок. Обновленный таким образом "Тосол" можно было использовать еще годполтора. Сейчас на рынке представлено множество составов для систем охлаждения. Большинство из них - зарубежного производства. Причем в Россию поступает продукция весьма известных торговых марок: STP, K&W, "Liqui Moly", U NOCAL - 7 6 , "Gang". По назначению эти препараты можно разбить на несколько групп. Г ерметики для устранениятечи (RADIATOR STOP LEAK, BLOCK SEAL) смешиваются с любыми антифризами и свободно циркулируют в системе охлаждения до появления утечки. Если в одной из деталей образовалось небольшое отверстие или микротрещина, состав заполняет поврежденное место и запечатывает его. Эти добавки "лечат" рубашки охлаждения 38 ЗА РУЛЕМ 9/96блоков, головки цилиндров, основные радиаторы и радиаторы отопителей, металлические патрубки. Не засоряют помпу, термостат, кран отопителя, полости радиатора. Не оказывают вредного действия на любые металлы, в том числе алюминий, медь и латунь. Не портят пластиковые и резиновые детали систем охлаждения. В продаже встречаютсягерметики двух вариантов - порошковые и жидкие. Оба типа хорошо справляются с утечками, если, конечно, выпущены солидной фирмой. Однако напомним автомобилистам, что бывают ситуации, когда чуда ожидать не следует. Присадки способны надежно закупорить лишь относительно небольшие отверстия и трещины, из которых "Тосол" сочится, а не льется. К тому же они работают в основном с металлическими узлами, в которых детали жестко зафиксированы и края отверстий неподвижны друг относительно друга. То есть устранить подтекание из коварного соединения "патрубок-резиновый шланг-хомут" они не в состоянии, да и не предназначены для этого. Здесь терапией не отделаться - нужно хирургическое вмешательство. Антикоррозионные присадки (ANTI RUST PLUS WATER PUMP LUBE) устраняют одну из причин перегрева двигателей отложение на внутренних поверхностях деталей продуктов окисления, ухудшающих теплопроводность. Эти составы содержат антикоррозионные компоненты,предотвращающие образование ржавчины на алюминиевых , медных, л атунных , стальных и чугунных деталях. Не наносят вреда резиновым шлангам, уплотнениям, манжетам. Помимо основной задачи, как правило, выполняют и дополнительную. Специальные добавки в препарате смазывают сальник водяного насоса. Многие герметики и антикоррозионные присадки нельзя использовать в загрязненных системах охлаждения. Кроме того, накопившиеся в пожилых моторах осадки могут стать причиной перегрева. Для качественной очистки радиаторов и рубашек охлаждения предназначены промывающие жидкости (RADIATOR FLUSH). Они эффективно удаляют накипь, ржавчину, шламы, осадки, масло. После их применения не требуется дополнительная обработка системы охлаждения нейтрализующими препаратами. Очистители действуют быстро. Сначала нужно слить антифриз, а затем заполнить радиатор смесью промывки с водой. После этого пускают двигатель , п рогревают его до рабочей температуры и дают поработать на холостом ходу 10-15 минут. Процедуру завершает замена очищающего состава свежей охлаждающей жидкостью. Однако на последнем этапе можно пойти и другим путем, который позволит сэкономить средства. Он особенно выгоден для владельцев машин с системами охлаждения большого объема, в том числе автобусов и грузовиков. В старый "Тосол", "Лену" или иной антифриздобавляют комплексную присадку (RADIATOR TREATMENT), чтобы вернуть ему утраченные свойства. Эти составы - современные аналоги нашей "Отэры". В них есть компоненты, которые замещают потерявшие работоспособность штатные присадки: препятствующие образованию пены, антикоррозионные, смазывающие сальник водяного насоса и специальная добавка, продлевающая срок службы антифриза. Причем подобным образом "Тосол" можно "взбадривать" неоднократно. Например, комплексную присадку фирмы STP допускается использовать трижды, но не чаще, чем раз в полгода. Нелишне напомнить, что владельцев автомобилей с закрытой системой охлаждения (радиатор без заливной горловины) при добавлении к антифризу какой-нибудь из присадок ждут определенные трудности. Препарат, попавший в расширительный бачок без подготовительных операций, перемешается с основной массой "Тосола" очень нескоро. Поэтому нужно освободить для него место. Слейте в пустую емкость часть антифриза из радиатора так, чтобы в бачке ничего не осталось. Потом залейте в него присадку - она попадет непосредственно в систему охлаждения, затем дополните бачок антифризом до рабочего уровня. Вадим КРЮЧКОВ