8
9
10
11
БУТЕРБРОД С " М ЕРСЕДЕСОМ " Современные требования к пассивной безопасности не шуточные. Конструкция большинства автомобилей 90-х годов оставляет водителю и пассажирам шансы не только выжить, но и обойтись без серьезных травм при столкновении с бетонной стеной на скорости 56 км/ч, даже если удар придется лишь на левую половину кузова. Тем, кого эти цифры не убеждают, можно рекомендовать посмотреть хронику происшествий - живых и невредимых пассажиров и водителей порой достают из такого хлама, что только диву даешься. Как обеспечить безопасность в маленьком автомобиле, где зоны деформации невелики, а подкапотное пространство набито так плотно, что почти нет зазоров между агрегатами? Для будущего "Мерседеса" А-класса, длина которого всего 3,6 м, эта проблема весьма актуальна. При традиционной конструкции его не удалось бы сделать столь же безопасным, как большие машины этой марки. Поэтому был придуман "сандвич-дизайн" - конструкция, в которой пол кузова поднят выше обычного так, что силовой агрегат автомобиля при фронтальном ударе уходит под него. Моторный щит расположен под большим углом к вертикали и задает перемещение двигателя вниз, страхуя водителя и пассажиров от повреждений. По оценкам специалистов фирмы, благодаря такому "бутерброду" - снизу двигатель, трансмиссия, силовые элементы, сверху защищенные салон и пассажиры "Мерседес-Бенц" должен стать самым безопасным в классе "мини".С ВИДУ ДОРОЖЕ Компания "Ай-Ти-Ти Аутомотив Юроп" основала в КНР, близ Шанхая производство антиблокировочных систем тормозов, стеклоочистителей и вентиляторов для автомобильных кондиционеров. В Германии 1ТТ планирует снизить себестоимость производства на 20 - 30% и сохранить численность рабочих мест до 1999 года. Европа буквально помешалась на алюминиевых колесах и низкопрофильных шинах. На самом деле это не только красиво, но и улучшает ходовые качест"ЭКЛИПС"В РОССИИ Легковые автомобили "Мицубиси" представлены, например, в салонах московских дилеров - "Рольф" и "Диамант". Только спортивные модели до последнего времени к нам почти не поступали. Теперь ситуация для них, по мнению специалистов ' Мицубиси", стала меняться к лучшему: повышается качество столичных дорог, налажено снабжение неэтилированным бензином АИ-95. Поэтому принято решение начать официальные продажи спортивного купе "Мицубиси-Эклипс". Модель появилась в 1985 году, а в середине 1994 года стартовала одноименная модель новогопоко ­ ления. О на выпускается и большей частью продается вСША . В Европу поставляется модификация с двухлитровым четырехцилиндровым шестнадцатиклапанным двигателем без турбонаддува. Именно такая продается теперь в России. Розничная цена стосорокапятисильного двухдверного купе - 2 9000 долларов.Компания "Дженерал моторе" производит "вливание" 524 млн. долларов в принадлежащую ей фирму СААБ, чтобы увеличить ее продажи на рынках Северной Америки, Европы и Японии на 50% в последующие пять лет.АО "КамАЗ" постепенно переносит на свои заводы производство комплектующих из стран ближнего зарубежья. На станкостроительном заводе начат выпуск гидроусилителей руля.72-й международный автосалон в Париже состоится с3 по 13 октября 1996 года.Делегация автобронетанкового управления Министерства обороны РФ обсудила на КамАЗе структуру автомобильного парка армии. На перспективу определена потребность в КамАЗах - до 12 тысяч машин в год. Значительно повысить возможности армейского парка призвано семейство полноприводных "мустангов", разработанное на КамАЗе. Приемные испытания этих машин должны завершиться в нынешнем году.ва автомобилей. Однако набор из четырех шин и колес (из трех частей) на 18 дюймов обойдется недешево даже по меркам владельцев "мерседесов" - 8 - 1 0 тысяч немецких марок . 17-дюймовые вдвое дешевле, но выглядят не столь эффектно. Немецкая тюнинговая фирма "Карлссон" придумала такой дизайн колес, при котором 17 дюймов смотрятся как 18. Для упрощения и удешевления они собраны не из трех частей, а из двух (обод и ступица), соединенных вместе титановыми болтами. Изготовление поручено известной фирме OZ, которая заняла первое место по качеству колес в тесте, проведенном журналом "Ауто, мотор унд шпорт". Колеса сделаны из термообработанного алюминиевого сплава повышенной прочности, а шлифованная поверхность ступицы с эластичным антикоррозионным покрытием. У них полированный обод и стилизованный под титановый болт вентиль. Новинку предлагают только одного размера, 8 Jxl7 - для шин "мерсед есов " С- и Е-класса размеромот 225/45R17flo255/40R17." А ВТОПИТЕР " Н А ТЕЛЕЭКРАНЕ С апреля нынешнего года жители Санкт-Петербурга могут узнавать новости автомобильной жизни города из программы "АвтоПитер", которая идет по 11 -му каналу, известному в городе как "Русское видео". Отсюда автолюбители могут почерпнуть всевозможные сведения "о жизни и деятельности" машин и людей, с ними связанных. В каждой передаче проводится конкурс "На заправке", в котором водители имеют шанс получить приз от организаторов программы и их спонсоров за остроумный ответ на вопросы ведущего. Большое внима-Рабочий момент.ние уделяется юридическим вопросам. На сегодняшний день " А втоПи ­ тер" занимает "новостную" нишу, не освоенную на телевидении другими автомобильными передачами. Редакционный коллектив программы молод: почти все - студенты выпускного курса факультета журналистики СанктПетербургского университета. Хочется пожелать программе и ее создателям удач и внимания зрителей.J БРОНИРОВАННЫЙ ЗИЛ "КАРАВАН САЛОН - 9 6 " В последних числах сентября в Дюссельдорфе откроется уже третий по счету "Караван салон" 1996 года, проводимый выставочным обществом "Мессе Дюссельдорф". Салон, имеющий в мире статус "номера один" среди выставок, посвященных автомобильному туризму, разместится в пятнадцати павильонах общей площадью более 200 тыс. м 2 . Около пятисот фирм-экспоСтоличный АМО "ЗИЛ" по-прежнему остается одним из главных поставщиков автомобильной техники для армии. В текущем году военное ведомство получит армейский грузовик ЗИЛ-433420. Это прямой потомок известного вездехода ЗИЛ-131, призванный заменить его. По дорогам с твердым покрытием он способен транспортировать 5 тонн груза, по бездорожью - 3,75 т. Ему под силу буксировать в любых условиях четырехтонный прицеп. Машина оснащена совершенным многотопливным дизелем ЗИЛ-6451 мощностью 125 кВт/170 л. с , который может работать на дизельном топливе, авиационном керосине и бензине с различным октановым числом. Хорошие ходовые качества достигнуты за счет применения полноприводной схемы, многостуЗИЛ-433420. Броневой лист, защищающий двигатель, крепят на передней пенчатой трансмиссии, системы регулирования решетке с помощью вертикальных прорезей. давления воздуха в шинах. Трехместная кабина оборудована эффективными системами отопления и вентиляции. Каждый грузовик оснащен комплектом съемных бронированных панелей, которыми за 15-20 минут можно закрыть фронтальную часть двигателя, ветровое стекло и боковые окна. Наблюдение за дорогой в этом случае через пулестойкие стеклоблоки, вмонтированные в бронелисты. Кроме бортового автомобиля, вмещающего 24 человека на трех откидных скамейках, сделаны седельный тягач для работы в составе автопоезда и шасси - носитель вооружений." Ж УК " РЕДКОГО ВИДАMesse&iDusseldorfнентов покажут здесь свою продукцию: от прицепов-караванов и автокемперов до путеводителей и компьютеров-переводчиков. Интерес к выставке со стороны посетителей обещает быть немалым: ведь только в одной Германии 850 тысяч караванов и 430 тысяч автокемперов; в прошлом году более трех с половиной миллионов немцев провели отпуска в автопутешествиях. Телефон московского представительства "Мессе Дюссельдорф": (095) 259-77-29.Говорят, их чуть не 300 тысяч - разных вариантов машин на базе знаменитейшего "Жука". Показанный на снимке относится к редчайшим - это купе построено в 1952 году кузовной фирмой "Штолль" в единственном экземпляре. Многие годы машина находилась в Англии, а теперь возвратилась на родину , в музей фирмы. Уникум обошелся ей ажв50000 марок. Двигатель "Жука-купе" форсирован и развивает... 3 0 сил против первоначальных 25.Производство ремней безопасности освоено российской фирмой CKM на базе АО "Электроавтомат" в Чувашии.СААБ-900 признан в США автомобилем, наиболее значительно улучшившим качество за последние годы. Ныне он занимает 10-е место в рейтинге потребительской экспертизы "Джей-Ди Пауэ"." М АНТЦЕЛЬ " ВОЗВРАЩАЕТСЯ Пять лет назад слава моторов Дитера Мантцеля перешагнула границы Германии. "Опель-Омега-3000" предыдущего поколения и без доработок легко оставлял за кормой соперников вроде БМВ535i или "Мерседеса-300Е-24". Однако 4-литровый мотор фирмы "Мантцель", на основе "опелевской" рядной "шестерки", позволил "Омеге" опережать не только спортивный седан БМВ-М5, но даже " П орше " с безнаддувными двигателями. Заказы сыпались валом, пока "Опель" не заменил старую "Омегу" новым автомобилем с совершенно другими двигателями. О фирме "Мантцель" стали понемногу заМантцель-Омега-Караван-В4,01_" на 10 км/ч медленбывать. нее седана. Но вот у нее снова появился 4-литровый шестицилиндровый мотор, на этот раз V-образный, как и его "опелевский" прототип. Он развивает 300 л. с / 2 20 кВт, располагая солидным крутящим моментом - 435 Н-м. С ним теперешняя "Омега", более тяжелая, чем прежняя, разгоняется до 270 км/ч, а на набор первой сотни тратит меньше шести секунд. Тюнинговая "Мантцель-Омега-А4,01." в базовой комплектации стоит 79 000 марок, а еще за 10 900 фирма смонтирует спортивную подвеску с уменьшенным на 50 мм дорожным просветом и 18-дюймовые колеса шириной 235 мм.Д ВАГОДА БЕЗ ПРОВОДОВ Два года исполнилось фирме "Би Лайн", предлагающей на российском рынке самые современные средства связи - сотовые радиотелефоны. Эту дату она отметила вместе с 35 тысячами абонентов, среди которых государственные учреждения, коммерческие организации и частные лица. Автомобилистам - владельцам сотовых радиотелефонов "Би Лайн" живется легче, чем другим: они всегда могут рассчитывать на помощь информационносправочной службы, а в случае аварии или неисправности - технической помощи и даже службы спасения 911 . Последняя, возможно, скоро станет доступна всем страждущим. Другая новинка, очень важная для клиентов, - новейшая система защиты от "двойников", разработанная фирмой "Эрикссон". Благодаря ей мобильный телефон может быть подключен к сети, только если оператором введен "секретный ключ". Так как ключ вводится ив систему связи, и в сам телефонный аппарат, то посторонний аппарат не может быть подключен без участия оператора. "Би Лайн" предоставляет абонентам стопроцентную гарантию от мошенников, использующих чужие номера.Департамент развития (НТЦ) АО "АвтоВАЗ" создал первую в России лабораторию ресайклинга - утилизации отслуживших свой век автомобилей.Московский шинный завод подготовил к производству новую модель М-217 размером 205/70R14 для "Волги".Администрация Московской области изучает возможность сборки машин "Унимог" (ЗР, 1996, NB 7) на предприятиях АО "Метровагонмаш" (Мытищи) и АО "Давыдово" (Орехово-Зуево). К ТО БЫСТРЕЕ?^^-Два года назад БМВ-МЗ-кабриолет стал самым быстрым из серийно выпускаемых четырехместных открытых автомобилей. У него нет соперников в Европе, если не считать фирму "Альпина" с ее "В8-кабрио". Но эта марка, хотя и самостоятельная, использует кузов и агрегаты БМВ. За океаном тем временем появились модели, способные опередить шустрого немца, - "Шевроле-Камаро-1?5-конвертибл" в комплектации SS - "супер спорт", его близнец "Понтиак-Файрберд" и "Форд-Мустанг Кобра-конвертибл". Но вот теперь кабриолет БМВ-МЗ модернизирован. Спор о максимальной скорости перечисленных машин лишен смысла - все они с электронными ограничителями. У автомобилей примерно равные массы (1560-1600 кг) и мощность - 228 кВт/310 л. с. В результате 100 км/ч с места они достигают менее чем за 6 с. БМВ-МЗ в этой компании на равных - 1560 кг, 236 кВт/321 л. с. и "сотня" за 5,6 с. Но не надо забывать, что рядная "шестерка" БМВ рабочим объемом 3,2 л соперничает с V-образными американскими "восьмерками" 4,6 и 5,7 л. Модернизированный кабриолет МЗ не только стал быстрее - шестиступенчатая коробка передач с повышающей передачей и новый двигатель (подробно о нем - ЗР, 1996, № 3) вывели его в чемпионы по экономичности: расход в среднем 11,1 л/100 км, а при равномерном движении на скорости 90 км/ч он умеряет аппетит до 6,1 л/100 км - такие показатели "американцам" даже не снились. Впрочем, сравнение чисто теоретическое. Продаваемый вСША БМВ-МЗ значительно проще, слабее и дешевле, чем европейский вариант, а названные американские машины не продаются в Европе.ЧТО СОБИРАЮТ В КОЛУМБИИ ХОРОШИЙ СТОРОЖ Оказывается, не только опиумный мак, хотя любой школьник, увы, сразу вспомнит о наркомафии. Для нас любопытно, что в стране с 36-миллионным населением по крайней мере три фирмы заняты сборкой автомобилей. Лидер рынка - фирма "Кольмоторес", филиал "Джи-Эм" в столице страны Боготе. Ее основная модель - "Сузуки-Свифт", несущая здесь марку "Шевроле". В прошлом году их вместе с "Исудзу" (4x4) продано 41 644 шт. Компанию СОФАСА контролирует финансовая группа "Санто-Доминго" (51%), ее совладельцы - "Рено" (24%), 'Тойота" (17,5%) и "Мицуи" (7,5%). С ОФАСА собирает модели "Рено-Твинго" (14 150 штук в 1995 году), а также "Рено-9" и "Рено-19". Планируют выпускать "Рено-Клио". Изготовлено также 21 470 машин "Тойота-Ленд-Крюйзер" и "Хай-люкс" (пикап) с полным приводом. Компания ККА (совладельцы - японские фирмы "Мазда" и "Сумитомо") собирает легковые "Мазды-323", -626, легкие грузовики и вседорожники "Мицубиси-Паджеро". Именно "Мазда-323" была самой покупаемой машиной 1995 года - впереди "Рено-9" и "Шевроле-Свифт". В 1992 году здесь отменили запрет на импорт автомобилей; вскоре доля машин, ввозимых из-за рубежа, достигла 40%. Лидируют знакомые нам марки: "Дэу" - 9%, ФИАТ (из Венесуэлы), "Хёндэ" и "Фольксваген". Комплекс охран ­ ной сигнализации "Сик ура " (SIKURA) в особых рекомендациях не нуждается . Верой и правдой служит он многим тысячам наших автомобилистов, оберегая их машины от злоумышленников. " С икура " детище старейшегов Италии производителя А таких систем , фирмы ТЕК Sal, которая специально для российских условий сделала вариант охранного комплекса. На нашем рынке его предлагает компания "ВИСТ-сервис" - официальный дилер ТЕК в России. В последнее время она значительно расширила объем продаж, что потребовало открытия нового офиса в Москве с торгово-демонстрационным залом. Помимо столицы, "ВИСТ-сервис" через мощную дилерскую сеть поставляет охранные сигнализации для автомобилей и автоаксессуары более чем в 30 крупных городов России и СНГ. Надежность и безопасность "Сикуры" - это применение комплектующих, которые качеством превосходят традиционные, это система поэтапного контроля сборки и, наконец, жесточайшие испытания готовых изделий. Не случайно ГАИ рекомендует "Сикуру", имеющую, конечно, сертификат Госстандарта РФ, к установке на все виды автомобилей. К этому можно добавить, что все модели комплекса "Сикура" привлекательны для наших автомобилистов невысокими ценами.Яхромский автобусный заво выпустил новый городской автобус повышенной вместимости (200 пассажиров) ЯАЗ-6211. До конца года предполагается сделать около 30 таких машин.После 25 лет сотрудничества "Крайслер" прекратил импорт машин "Мицубиси" в США, где продавал их под своей маркой. Теперь выросла популярность американских моделей, да и стоят они дешевле. Однако техническое сотрудничество продолжится.В Хенгело (Нидерланды) i музей, где собраны в основном грузовики послевоенных лет. Среди них - модели МАЗа, ЗИЛа, КамАЗа, а также из других восточноевропейских стран. Есть тут и легковые "Трабант", "Вартбург", "Москвич".ДЕСАНТ "КРАЙСЛЕРА" Третий по масштабам автомобильный концерн США резко активизирует деятельность за рубежом. О б этом свидетельствует, в частности, одновременное (5 июня с. г.) торжественное открытие двух региональных представительств европейского в Брюсселе и азиатского в Токио, а также административного центра вСША (Обурн Хилл). Американская штаб-квартира включила и ранее построенный инженерный центр; всего на оОО Концепт-кар "Крайслер-Джаз" - один из многих за последние годы. тыс. м 2 здесь будут работать 10 тысяч человек. Что касается Европы, за семь лет, с 1988 по 1995 гг., сбыт вырос с 17 до 85 тысяч машин в год. Цель нынешнего года - 100 тысяч, 2000-го - 200 тысяч. Успех во многом обеспечен тем, что популярные мини-вэны "Вояджер" собирают в Австрии (завод "Евростар" в Граце, 4 0 тысяч в 1995 году). Там же, на заводе "Штейр-Даймлер-Пух" (компаньон "Евростара") делают ставший известным в России "Джип-Гран Чероки" (1995 - 15 730 шт.). В Японии наряду с моделями "Неон", "Чероки" и "Гран Чероки", у которых руль справа, теперь предлагают еще "Вояджер" и "Джип-Рэнглер" в такой же комплектации. Всего в 1995 году концерн продал 2,58 млн. автомобилей; его оборот составил 53,2 млрд. долларов.Мелитопольский моторный завод сокращает свой персонал (6400 человек) почти на 25%. Это сокращение наверняка не последнее. Для сохранения нынешней численности работающих необходимо выпускать ежемесячно 6-7 тысяч силовых агрегатов, а МеМЗ нынче дает не более 2 тысяч. Д ЛЯ БОРЬБЫ СОГНЕМ Много лет основным автомобилем пожарных подразделений была автоцистерна АЦ-40 (131) на шасси ЗИЛ-131 повышенной проходимости. Теперь базовый автомобиль уступил место на конвейере более современному ЗИЛ-433420 и пришлось спроектировать новую пожарную машину. Московский карбюраторный завод (Москарз), входящий в состав АМО "ЗИЛ", раньше не занимался противопожарным оборудованием, однако резкое сокращение производства бензиновых двигателей на головном заводе заставило расширить профиль. Так появился пожарный автомобиль ЗИЛ-4334П2 или АЦ-320 (453420). Достоинства машины - полноприводное шасси (6x6) с системой регулирования давления воздуха в шинах и совершенные устройства для борьбы с огнем. Кабина в зависимости от исполнения вмещает от трех до семи человек, включая водителя. В грузовом отсеке установлены цистерна для воды емкостью 3200 л, 170-литровый пенобак и центробежный насос высокого давления, с автоматической вакуумной системой водонаполнения и встроенным пеносмесителем. Под капотом - V-образный 8-цилиндровый дизель ЗИЛ-6451 мощностью 170 л. с , который способен разогнать машину полной массой 11800 кг до 80 км/ч. Коробка передач пятиступенчатая, раздаточная коробка - двухступенчатая. Колесная база 3400 + 1350 мм, наименьший радиус поворота 10,2 м, дорожный просвет 330 мм. БИРЖЕВЫЕ НОВОСТИВ самом центре Стокгольма стоит красивое каменное здание Товарной биржи. Сделки здесь заключают с конца XVIII века - если быть точным, с 1770 года. Ныне в биржевой лист "А" (список постоянных участников торгов) внесено 120 компаний. Вы спросите: а какое отношение это имеет к автомобилю? Самое прямое - с этого года на биржу вернулась "Скания", крупный производитель тяжелых грузовиков. Компания и _* раньше продавала свои акции , но в 1969 году взяла тайм '• ! аут, нескольк о , впрочем, затянувшийMSSE •* ся. Очевидно, успех нового, четвертого поколения Положение "Скании" упрочил "Грузом ашин (см. вик года". ЗР, 1996, № 1), завоевавших в феврале приз "Грузовик года", позволил "Скании' вновь выйти на рынок ценных бумаг. Компания выставляет на торги для продажи в Швеции и за рубежом 100 миллионов акций. Зная их рыночный курс, можно оценить, сколько стоит "Скания". Сумма получается внушительная - 36 миллиардов шведских крон, или 5 миллиардов долларов США. Таким образом, "Скания", помимо прочих регалий, приобрела еще положение седьмой по величине компании на стокгольмской Товарной бирже.Тридцать самосвалов "ВольвоFL10" грузоподъемностью 20 т пришли на стройки Москвы. Вскоре их количество достигнет ста.На выставке "Автотехсервис-96" был показан средний грузовик РИАТ-КамАЗ-5355 - на низкорамном шасси грузоподъемностью 6,2 т. Разработку вела дочерняя фирма КамАЗа - ООО "РИАТ".Российско-казахстанское СП "Искер-ГАЗ" должно стать третьим предприятием за пределами России, где будут собирать полуторку "Газель". Два другие основаны в Крыму ив Кременчуге.ДАЧА - ТОЛЬКО ПОВОДДва года назад инженер кемеровского ТОО "Левша" (см. материал в этом номере) Юрий Торик решил сделать небольшой трактор для дачных нужд. Идея настолько захватила сибирского умельца, что в результате получился не садово-дачный агрегат, а намного более универсальная машина. Назвали ее "Таннат".6 июня с конвейера ГАЗа сошла 100-тысячная "Газель". Юбилейная машина - фургон ГАЗ-2705 передана сельхозпредприятию "Вечхусовский" в Нижегородской области.В столице Испании Мадриде прошел международный автосалон. Помимо него, раз в два года (по нечетным) проводится выставка автомобилей во втором по значению городе страны Барселоне."Рецепт" изготовления трактора прост: нужно взять двигатель от мотороллера "Вятка", добавить две 'москвичовские" коробки передач, задние колеса от "уазика", передние - от прицепа и кучу всевозможных деталей от подходящих по назначению машин, а еще - оснастить отвалом с самодельным ковшом (на четверть "куба"). У трактора восемь передач вперед и столько же назад, скорость по шоссе - 20 км/ч, радиус поворота - 1,5 м, грузоподъемность - 400 кг. Почти год 'Таннат" работает на строительстве и реконструкции дорог. Его "деловые" качества незаменимы на участках, недоступных обычной технике. Конструкция заинтересовала местную администрацию - теперь 'Левша" планирует собрать экспериментальную партию тракторов на базе Танната". Не исключено, что в недалеком будущем, после доработки и усовершенствования, с десяток подобных машин станут работать на дорогах Кемеровской области.ФИАТ намерен последовать примеру "Рено-Сеник" и выпустить компактный мини-вэн на шасси "ФИАТ-Брава" в конце 1997 начале 1998 года. Стало известно, что мини-вэн будет ив следующем поколении "Опеля-Астра".СТАРТУЮТ... Т РОЛЛЕЙБУСЫ После пятилетнего перерыва в Санкт-Петербурге состоялся конкурс профессионального мастерства водителей троллейбусов. В программу вошли следующие дисциплины: Правила дорожного движения, устройство и приемка подвижного состава, культура обслуживания пассажиров и, конечно, вождение. Для состязания по водительскому мастерству выбрали Морской проспект, что недалеко от стадиона имени Кирова. На дистанции в 350 м требовалось правильно стартовать, остановиться, проехать по "колее" и между "пеньками", выполнить упражнение "змейка", заехать в бокс и остановиться на стоп-линий. Победительница - Г. Захаренкова - работает в троллейбусном парке № 4. Второе место - у водителя из парка N° 1 С. Вихрова, третье занял А. Конделев из парка № 2. Хочется верить, что результаты соревнований заставят некоторых водителей общественного транспорта стать внимательнее к себе ик пассажирам.Наибольшей популярностью среди вседорожников в Германии в 1995 году пользовался "ОпельФронтера" - продано 10 552 машины (14,9% всех продаж в этом секторе). За ним шли "Мицубиси-Паджеро" (10 262 14,5%) и "Тойота-кАУ4" (9873 13,9%). Японским маркам принадлежит в стране 57,4% рынка вседорожников.