74
75
О СТАРОМ ТРОЛЛЕЙЕЗИС-154 (слева) и его "наследник" ЗИС-155 нуждаются в красивой обстановке, но ее пока нет. товки и хозблоки из-за вместительных кузовов. Так совершили обмен с санаторием "Узкое" АН СССР: кузова списанных современных троллейбусов - на два неплохих МТБ82Д выпуска середины 50-х годов. Эти троллейбусы разработали в первые послевоенные годы, основываясь на максимальной унификации элементов кузова с трамваем МТВ-82 и автобусом ЗИС-154, что позволяло удешевить изготовление и ремонт. Делали их на Тушинском машиностроительном заводе. Использовали некоторые узлы, агрегаты и технические решения ярославского семейства троллейбусов предвоенных лет - ЯТБ, а также передовые авиационные технологии, накопленные заводом за время войны. Сначала выпускали машины МТБ-10 и МТБ-82М, а с передачей производства на завод им. Урицкого в Энгельс в 1951 году там стали делать улучшенную модификацию - МТБ-82Д. К 60-летию российского троллейбуса (1993 год) машины были еще не на ходу, а вот троллейбус СВАРЗМТБЭС принял участие в параде, посвященном этому событию. Его история необычна. В начале 50-х годов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ позднее ВДНХ, ныне ВВЦ) была построена троллейбусная линия для экскурсантов, по которой сначала ходили машины МТБ-ВСХВ (МТБ-82Д с увеличенными окнами салона, дополнительными фонариками и символами выставки). Они явно не соответствовали лозунгу тех лет "Советское - значит лучшее" ни по комфорту, ни по дизайну. Заводу СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтный завод - головное ремонтное предприятиеГородской транспорт - такая же часть нашего быта и истории, как предметы интерьера жилища, одежда, которые часто видим в краеведческих музеях. Старым пассажирским машинам уделяют в нашей стране не много внимания, а вот за рубежом существуют специальные музеи, огромные коллекции. В России самая большая и полная коллекция такого рода у государственной компании "Мосгортранс" - 34 машины. В перспективе она станет музеем. Эта компания, в которую входит свыше 60 предприятий, эксплуатирует наземный пассажирский транспорт столицы. Забот хватает, но за ними не забывают ио своей истории - собирают образцы машин прошлых лет. А начиналась музейная работа в середине 80-х годов, когда по решению городских партийных органов были восстановлены для экскурсионных целей два довоенных трамвая моделей КМ ("Коломенский моторный", 1930 года выпуска) и БФ ("Бесфонарный", 1927 года). Кстати, скоро, в 1999-м исполнится 100 лет со дня выхода на пассажирские маршруты Москвы первого электрического трамвая - родоначальника наземного пассажирского транспорта столицы. Но вернемся в восьмидесятые. По инициативе заместителя генерального директора тогдашнего "Главмосгортранса" Ю. Агапова, знатока старой техники, сняли с эксплуатации и оставили "для потомков" ценные экспонаты. Однако до 1990 года, когда образовалась рабочая группа по созданию музея, из-за отсутствия контроля дожили лишь два трамвая. Начинать работу пришлось заново. Где находят экспонаты и кто их восстанавливает? - спросят читатели. Вот несколько историй. Начало коллекции "второго 74 ЗА РУЛЕМ 9/96"Я в синий троллейбус сажусь на ходу..." МТБ-82Д. периода работы" положил троллейбус ЗИУ5Д 1968 года, доживавший свой век в 4-м троллейбусном парке в качестве... сарая. Стараниями работников Московского троллейбусоремонтного завода (МТРЗ) ему в 1990 году вернули первозданный облик. А на заводе "Аремкуз" был восстановлен автобус ЗИЛ-158, изготовленный на ЗИЛе в 1958 году, еще до передачи производства на Ликинский автобусный завод. На Трамвайноремонтном заводе (ТРЗ) вернули к жизни вагон МТВ-82 (1949 год), а вслед за ним был поставлен на ремонт прицепной трамвайный вагон КП ("Коломенский прицепной", 1931 год), составивший с упомянутым выше моторным вагоном КМ полноценный трамвайный поезд. Больше к тому моменту ретро-техники в распоряжении "Мосгортранса" не было, но рабочая группа при содействии Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) нашла еще несколько машин. Оказалось, старые троллейбусы и автобусы в свое время охотно брали под быЛиАЗ-158В - первая серийная модель Ликинского завода. УСЕ МОЛВИТЕ СЛОВО"Мосгортранса") поручили изготовить троллейбусы для этой линии, превосходящие зарубежные образцы. СВАРЗ с задачей справился. Троллейбус СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ - машина с новым кузовом - отличалась огромной площадью остекления , шторочными подъемными окнами салона (чтобы экскурсанты могли лучше разглядеть сельскохозяйственные достижения социализма), пружинными велюровыми сиденьями, зеркалом в салоне. Правда, основу ходовой и электрической части составило оборудование все того же МТБ-82Д, но лучшего промышленность к тому времени еще не делала. Кстати, кузов такой машины мы нашли и троллейбус СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ скоро восстановим. Просуществовав еще несколько лет, троллейбусная линия по ВСХВ была закрыта, но машины так понравились, что по очередной "просьбе трудящихся" СВАРЗу приказали продолжить их выпуск, модернизировав для обычных городских маршрутов. Троллейбус лишился шторочных окон, уменьшили площадь остекления крыши, изменили ходовую, переднюю и заднюю части машины. На улицы города вышла новая модификация СВАРЗ-МТБЭС (модернизированный ТБЭС). Такой мы нашли на автостоянке в Хорошевском районе Москвы. Состояние машины было почти отличным, но вытащить троллейбус со стоянки казалось безнадежным делом - по периметру машины построили гаСВАРЗ-МТБЭС. Через окна в крыше можно любоваться небом. ражи. Однако в судьбе троллейбуса принял участие заместитель главного инженера СВАРЗа А. Гаврилов - ветеран завода, при непосредственном участии которого создавали все модели троллейбусов этого предприятия. Ему удалось добыть кран с телескопической стрелой, троллейбус подняли на высоту четвертого этажа и аккуратно поставили на ровную площадку за территорией стоянки . Потом шутили, что СВАРЗМТБЭС - единственный из троллейбусов, который может не только ездить по земле, но и летать в небесах. Несмотря на все сложности , машину восстановили на СВАРЗе под руководством А. Гаврилова, и она заняла почетное место во главе парадной колонны на празднике. Только отшумел "троллейбусный юбилей", перед музейной группой поставили новую задачу - п одготовитьтехникук празднованию 70-летия московского автобуса (1994 год). Один из самых интересных экспонатов нашей автобусной коллекции - ЗИС-154 1947 года выпуска, восстановленный на заводе "Аремкуз". В его конструкции прослеживаются черты американских "макков", которые получали по ленд-лизу, и довоенного опытного автобуса НАТИ-АР. ЗИС-154 был с дизель-электрическим агрегатом. К празднику поставить на ход автобус не успели, и возглавил парадную колонну ЗИС155 1949 года - прямой наследник "стопятьдесятчетвертого". В конце сороковых приняли решение делать более простой и технологичный автобус на базе узлов и агрегатов неплохо зарекомендовавшего себя грузовика ЗИС-150, вместо передового в техническом плане, как тогда считали, но сложного в производстве и эксплуатации автобуса ЗИС-154. Он положил начало династии российских городских автобусов ЗИС-155 - ЗИЛ-158 - ЛиАЗ-158В ЛиАЗ-677, которая царствовала до последнего времени. Освоив простой и технологичный ЗИС155, за короткий срок почти полностью обновили автобусный парк страны, убрав с маршрутов потрепанный за военные годы подвижной состав. Автобус этой модели стал наиболее массовым в Советском Союзе 50-60-х годов, но до наших дней машины не дожили. Неплохой кузов мы все-таки обнаружили после многолетних поисков под Малаховкой (Московская область) и восстановили. Время бежит очень быстро. Незаметно исчезают с улиц такие привычные автобусы, трамваи, троллейбусы. Сотрудники будущего музея стремятся сохранить для потомков уникальные образцы техники, частицу нашей истории. Обращаемся к читателям с просьбой. Если вы находили отжившие век машины, замолвите слово о старом автобусе или троллейбусе - напишите в редакцию "За рулем". Возможно, они пополнят будущий музей городского транспорта. "Икарус-180": еще недавно их было много на московских улицах. Владислав КАРГАНОВ Фото автораЛАЗ-695 - опытный образец, выпущенный в 1956 году к Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. Автобус подарил будущему музею АЗЛК.ЗА РУЛЕМ 9/9675