лесе - городе, где природа почти как в Сочи, их не счесть. Притом, что на дорогах нашей здравницы иногда попахивает этилированным бензином, а здесь магнолией. Кстати, о бензине со свинцом. Правительство США специально занималось этой проблемой, постепенно ужесточая требования и подталкивая нефтяные компании отказаться от его производства. Без скачков и потрясений (возможных больших убытков) они пришли к общей цели - такого вредного топлива в стране больше нет. "Как у городов Лос-Анджелеса и Сочи, говорит президент Хигби, - у Америки и России теперь много общего, и прежде всего неограниченные возможности для бизнеса". "ЧТОБЫ ВЕСТИ ЗА СОБОЙ ОРКЕСТР..." "... ты должен уметь стоять спиной к зрителям". При первой возможности мы спросили у г-на Хигби, как он толкует этот афоризм, взятый в рамочку на стене одного из далеко не музыкальных предприятий его фирмы. Ответ, как договорились, приводим в изложении, снабдив своим комментарием. Итак, чтобы вести за собой, быть лидером - а такой шанс есть у каждого, - ты должен, образно говоря, не только уметь руководить оркестром, но и научиться играть на всех инструментах. Сам Ларри Хигби учится всю жизнь. И когда получал образование и степени в Калифорнийском университете, и когда работал в Белом доме у президента Никсона, и потом, в компании "Пепси-Кола". Здесь проявилась его склонность к афоризмам: "Попробуй вызов "Пепси", и пусть решает твой вкус". И еще страсть к автомобильным гонкам. У "Пепси-Колы" была своя команда в гонках NASCAR, и, перейдя в компанию ЮНОКАЛ-76, которая спонсирует этот чемпионат, Ларри Хигби еще больше укрепил свои связи с автоспортом. Как человек он азартен, как бизнесмен - расчетлив: если уж стартовать, то финишировать обязательно первым. На рекламном проспекте ЮНОКАЛ-76 он дает совет "стартовать с лучшим". Это и нефтепродукты компании, но если толковать шире - и тот самый "оркестр", которым руководит президент. "Ничего нет плохого в том, что ты иногда поворачиваешься спиной к публике. Ты стоишь впереди и должен видеть дальше. Но именно публика, в конце концов, решает, как ты ведешь дело. Надо всегда помнить о ней, знать, что она хочет. "We get it" - "Это у нас есть!" Президент Ларри Хигби уверен, что так будет ив России, она пойдет вперед. Сейчас важно хорошо стартовать. Лос-Анджелес Петр МЕНЬШИХ Москва Фото автора, Семена Шадрина и из архива ЮНОКАЛ-76Для многих сторонних наблюдателей это стало неожиданностью: мало кто предполагал, что освободившееся кресло ушедшего "наверх" Владимира Каданникова займет именно Алексей Николаев. Да, он долгое время был первым замом, отвечал за производство, но уж больно держался в тени, никогда не выпячивался. Тихий голос, внешность Санта Клауса, неумение подать себя. Возраст тоже вроде бы "неперспективный": 61 год. И вот Николаев не просто возглавил АвтоВАЗ, а стал его первым в истории президентом, совместив обязанности генерального директора и председателя совета директоров акционерного общества. Так кто же он - нынешнее "первое лицо" крупнейшего автомобилестроительного завода страны? Представляя в январе 1996 года на заседании правления АО "АвтоВАЗ" нового генерального директора А. В. Николаева, Каданников был предельно краток: "Это человек наш и понимает ответственность за судьбу этого коллектива и этого завода". И Каданникова, и Николаева сделал ВАЗ. Хотя, к слову, по характеру они очень и очень разные. Быстрый, взрывчатый, импульсивный Каданников - и внешне неторопливый, даже чуть увальневатый Николаев, тридцать лет назал пришедший на строящийся в Тольятти автозавод с Ярославского моторного. В работе привык тянуть все на себе (хотя сам соглашается, что это не всегда достоинство). И когда был заместителемначальника цеха коробок передач (самое, пожалуй, высокоточное массовое производство на заводе), и когда затем принял цех "Мотор" - а это такая "веселая" гамма деталей: блок цилиндров, коленвал, распредвал, поршень, шатун... Он создавал, налаживал ремонтную службу механосборочного производства, которая через несколько лет стала лучшей, образцовой не только на ВАЗе, но ив отрасли. Потом - директорское кресло в корпусе вспомогательных цехов. О нем знали: к наградам и почестям удивительно глубоко равнодушен, не бросится будоражить коллектив звонкими починами и будет столь же надежно тянуть в привычной рабочей упряжке. ... Вот уже скоро год кабинет А. В. Николаева - на 23-м этаже голубой высотки "вазовского" заводоуправления. Президентский кабинет. Более четко проявились в его характере, действиях черты, которые прежде можно было только предполагать. Жестче стала нацеленность на результат. Даже когда для этого приходится идти на явно "непопулярные меры". Одним из первых решений Николаева - президента АО "АвтоВАЗ" стало 50-процентное сокращение ежемесячных премий "вазовскому" менеджменту - "до коренного оздоровления финансового положения АО". В январе, когда он полновластно встал у руля управления АвтоВАЗом, зарплату коллективу выдавали с трехмесячной задержкой. Николаев дал слово к июню исправить ситуацию. И слово сдержал! Чего это стоило, можно понять, если учесть, что месячный фонд зарплаты АвтоВАЗа - четверть триллиона рублей. Свою линию новый руководитель завода проводит твердо. Прежде всего - сокращение непроизводительных затрат, режим экономии, подъем творческой активности людей (недавно вступил в действие приказ о возрождении на ВАЗе системы трудового соревнования). Восстановил угасшую как-то за последние годы практику регулярных, по графику, встреч с трудовыми коллективами. Его вроде бы мягкую, но неотвратимо последовательную манеру ведения дел ощутили на всех уровнях. И сегодня с именем Николаева связывают многие надежды. Главная же - на стабилизацию работы и развитие предприятия. Анатолий ШАВРИНЗА РУЛЕМ 9/96