122
123
нQOHMHGABMHЕ ПРОСТО НИТОЧКАНужно ли доказывать, как важно правильно отрегулировать углы установки управляемых колес? Как ни странно, иногда приходится. Этим и займутся сейчас Эдуард КОНОП и его коллега Росс ТВЕГ.вать роль лазерной регулировки. Немало "умельцев" устанавливают колеса на глазок - главное, мол, чтобы машину не уводило в сторону. На самом деле для этого нужно лишь, чтобы установка левого и правого ко ­ лес была симметричной относительно продольной плоскости - и все. Сами величины углов могут быть достаточно далеки от заданных, например чересчур большими. Как при большом схождении катятся колеса? Если плоскость вращения колеса не совпадает с направлением его движения, колесо катится с некоторым скольжением - тем большим, чем больше угол "увода". Это увеличивает сопротивление колеса. Например, на привычных нам "Жигулях" дополнительное сопротивление передних колес при избыточном схождении (или расхождении) в 1 градус составляет около 8,5 кг (считая нагрузку на переднюю ось равной 600 кг.) Много это или мало? Судите сами: при идеальных углах установки сопротивление всех четырех колес для автомобиля с полным весом 1350 кг при скоростях 70 - 90 км/ч составляет около 20 кг. А в нашем примере - чуть не в полтора раза больше! Результат этого - ухудшение не только динамических показателей, но и топливной экономичности автомобиля. Кроме того, ускоренно изнашиваются шины (с этой точки зрения угол схождения - самый важный, влияние развала в несколько раз слабее). Наконец, во многих ситуациях - на повороте, при движении по неровной или скользкой дороге - неправильное схождение ко ­ лес способствует более раннему срыву их в снос или занос. А это уже угроза вашей безопасности. Во многих книгах показано, как выглядит износ дорожек протектора из-за неправильного схождения - между ними возникают "ступеньки", вид поперечного сечения пилообразный. Чем это объясняется? Взгляните на рис. 1 (а, б, в, г) - вид сзади на левое колесо. Если оно как бы сползает по дороге влево (наружу), дорожки протектора упруго сминаются вправо - внутрь (рис. 1, б). После достаточно долгой эксплуатации в таком состоянии протектор истирается (рис. 1, в), а в свободном состоянии шины выглядит как пила (рис. 1, г). Понять эту "механику" несложно, обладая минимальным пространственным воображением. В нашем примере у колеса увеличенное схождение. Если схождение отрицательное, расположение "ступенек" между дорожками получается противоположным. Отметим, что четкая картина получается обычно на протекторе с ярко выраженными продольными дорожками и канавками, не характерными для многих современных шин. Протектор в виде комбинации сложных геометрических фигур по окружности ко ­ леса также изнашивается неровно, но заметить это сложнее. А главное если шина изношена, исправленной регулировкой вы ее уже не восстановите. Значит, гораздо важней внимательно (и своевременно) контролировать углы установки колес. О том, как это делается, написано немало. Среди автомобилистов есть приверженцы каждого из известных способов. Опишем еще один - возможно, он вам подойдет - на примере классических "Жигулей", тем более что регулировка схождения на этом автомобиле тоже вполне "классическая". В большинстве книг рекомендуется измерять расстояние между определенными точками ободьев передних колес специальной линейкой, а величину схождения, как правило, характеризует разность расстояний Ц - L2, которая для "Жигулей" должна составлять 2-5 мм (рис. 2). Известен и способ контроля схождения с помощью нити, натянутой "касательно" к боковой плоскости переднего колесаИтак, пора "сход-развал" регулировать! И сразу выясняется, что мнения автовладельцев на сей счет по ­ рой полярно противоположные. Одни (менее опытные, конечно), откровенно паникуя при одной мысли о возможности что-либо делать самостоятельно, спешат поручить работу "солидной" СТО, ориентируясь Бог знает по каким признакам, забывая о пресловутом "человеческом факторе"! Ведь даже самый совершенный лазер может дать сбой под действием паров алкоголя. Кроме того, сама регулировка на СТО не относится к числу дешевых, а если к этому добавить все то, что мы знаем о наших дорогах, то на процедуру "сход-развал" нужно раскошеливаться довольно часто... Опытный автолюбитель ( о пти ­ мист), напротив, склонен недооцени-Рис.1. Работа протектора при боковом проскальзывании: а - новая шина в свободном состоянии; б-в "пятне контакта"; в - постепенный износ выступов протектора; г - результат длительной езды с проскальзыванием.Рис. 2. Так оценивают схождение колес в многочисленных книгах.122ЗА РУЛЕМ 9/96 Рис. 3. Для классических "Жигулей" расчет несложен. Здесь: 360 мм-диаметр обода колеса; 22 мм - смещение следа задней шины относительно передней; 2424 мм база автомобиля; ВС - величина, равная 0,25 нормального схождения; DE+EFконтролируемая величина по оси заднего колеса.(то есть боковине шины), - схождение оценивается по расстоянию от этой нити до заднего колеса (рис. 3). Но мы на этом рисунке показываем не все колесо, а только обод, что удобно в дальнейших рассуждениях. Из вышесказанного (см. рис. 3) получается, что величина ВС должна составлять 0,5...1,25 мм. А так как треугольники ABC и ADE подобны, то отношение АЕ и АС такое же, как DE к ВС. Отсюда DE= 2424(0,5-1,25) 180 То есть DE=6,7...16,8 мм. Если у вас возник вопрос, почему величина АС принята равной 180 мм, вспомните, что речь здесь идет об очень малых углах для "жигулей" в пределах 10-24 угловых минут. Так как колея задних колес на 44 мм меньше, расстояние от нити до заднего колеса DF=(6,7...16,8)+22, то есть, на практике, от 29 до 39 мм. Очень важно, чтобы эта величина слева и справа была одной и той же. Реально, на автомобиле, работать с одной лишь нитью, без дополнительных приспособлений, непросто. Вопервых, нужно учесть, что обод (не говоря уж о шине!) часто оказывается деформирован. Во-вторых, мешают детали кузова и натянуть нить по диаметрам колес не удается. А делать это ниже - значит, смириться с еще большими погрешностями. Избежать этих трудностей помогает приспособление (рис. 4), которое мы давно применяем при регулировках.Приспособление можно устанавливать на колеса автомобилей от "Оки" до "Москвича-2141", для чего предусмотрен регулируемый упор 9 на резьбовой части штанги 7. Упор на противоположном конце приварен к штанге. Этот упор имеет регулировочный винт 3. Для чего он нужен? Вообразите, что имеете дело с видавшим виды, не раз помятым колесом. Точки А^ и В-, условно заменяют это колесо. Вывесив последнее и вращая возле подходящей надежной опоры, винт 3 отворачивают или заворачивают, добиваясь, чтобы точки А1 и В1 приспособления вращались строго в одной плоскости (здесь нетрудно добиться погрешности не более 0,05 мм). После этого винт 3 не трогают (лучше зафиксировать его контргайкой), а колесо опускают - так, чтобы штанга приспособления расположилась горизонтально. Теперь нужно натянуть нить 2 так, чтобы она едва касалась винта 3и проходила на высоте оси заднего колеса. Зная величину / данного экземпляра приспособления (у нас это 75 мм), нужно контролировать расстояние от нити до обода заднего колеса - оно должно быть в пределах 114-124 мм. Проводя замер без помощника, натянутую нить фиксируют возле заднего колеса, привязав к массивной опоре, например канистре с бензином. Передвигая опору вправо-влево, добиваются легкого касания винта 3, после чего несложно измерить все, что нужно. Это приспособление используется и при проверке угла развала колес принцип тот же, то есть замена реального (и, возможно, деформированного)колеса некоей условной плоскостью. Далее к нити подвешиваете грузик и можете делать замеры. Указанный на рис. 3 диаметр обода - 360 мм - важен для расчета расстояния DF - и только. При установке приспособления на колесо (см. рис. 4) окажется, что размер А1В1 меньше, чем АВ, что не имеет значения, ибо точки А-, и В1 указывают вам некую условную плоскость вращения, параллельную плоскости, в которой вращаются точки АиВ на рис. 3. Это равносильно тому, что вы мысленно расширили обод на величину / - заметьте: угол схождения от этого не зависит! В случаях, когда обод немного деформирован, но еще вполне работоспособен, бывает, устойчивое крепление приспособления по четырем точкам получается при его незначительном смещении, что практически не влияет на успех регулировки - все равно вышеуказанную условную плоскость вы определите. Хуже, если обод или сама шина деформированы сильно. Например, если обод имеет вид "восьмерки" с биением миллиметров пять и больше, то регулировка углов в значительной степени обесценивается! Такое колесо на ходу может раскачивать автомобиль или тянуть в сторону уже само по себе, даже при формально правильных углах. Посему, принимаясь за регулировку "квадратных" колес, знайте меру! Выполняя регулировку на любом другом автомобиле, следует исходить уже из его геометрических характеристик.33 28,1ю4дИШщНЩппННтЯHmfww""t"»г4140i5©'ttlfft WltffWfMfHIWHrHIIVHUI иишшш!'Рис. 4. Установка приспособления на колесо: 1 - шина; 2 - нить; 3 - регулировочный винт; 4 - контргайка; 5 - жесткий упор; 6 - обод; 7 - штанга; 8 - гайка; 9 - регулируемый упор; А, В- точки контроля.l10vT-5-,t Ж,ЗА РУЛЕМ 9/96123