Что же такое лицензирование, кому и зачем оно нужно? Введение нового водительского документа породило больше проблем, нежели "упорядочения деятельности", на которое так рассчитывали.. Формулировка Правил дает основания считать РТИ (Российскую транспортную инспекцию) ответственной за лицензирование. Постановлением Правительства РФ № 1418 от 24.12.1994 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден Перечень этих видов. Однако конкретного указа "О лицензировании видов деятельности", приведенных в Перечне, нет. Поэтому уполномоченные органы руководствуются исходным документом: "Положением о лицензировании перевозочной, транспортноэкспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в РФ", утвержденным постановлением Правительства РФ № 118 от 26.02.1992. В редакцию приходит много писем с вопросами о правомочности действий ГАИ, чьи работники, помимо "прав" и техпаспорта, нередко требуют лицензию. Доходит до смешного - впрочем, что смешного в правовой некомпетентности инспектора? Например, во Владимирской области от водителя - владельца "Жигулей" требовали лицензию на перевозку пассажира - его жены. С просьбой растолковать суть лицензирования мы обратились непосредственно в РТИ, к начальнику отдела инспектирования и лицензирования автотранспорта г-ну Никифорову: - Вообще, лицензия - официальный документ, разрешающий вид деятельности (указанный в ней) в течение установленного срока. Более того: эта деятельность, "осуществляемая предприятиями и организациями независимо от форм собственности, а также частными предпринимателями (без образования юридического лица)", считается законной только на основании полученной лицензии. Международные грузопассажирские перевозки, как, впрочем, и работу с другими грузами на автотранспорте, лицензирует Минтранс РФ. Пассажирские (кроме международных) перевозки - в ведении исполнительной власти субъектов РФ (местной администрации). Так вот, в постановлении № 118 четко сказано, что подлежит лицензированию: 1. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки. 2. Транспортно-экспедиционное обслуживание юридических лиц и граждан. 3. Ремонт и обслуживание автотранспортных средств на коммерческой основе. Все. Теперь о случаях, когда лицензии не нужны. К ним относятся: 1. Технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные перевозки), осуществляемые автотранс-Третий год умы чиновников, мелких и средних предпринимателей занимают мысли о лицензировании. Ажиотажная волна, не без помощи ГАИ, докатилась и до владельцев движимого имущества. Пункт 2.1 ПДД говорит о неких "случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством", когда водитель обязан "иметь и передавать для проверки работникам Российской транспортной инспекции лицензионную карточку*&*.^vVфJ&'.ЛИЦЕНЗИЯ:КОМУ и для ЧЕГОпортными средствами без выхода на дороги общего пользования. 2. Внутрихозяйственные, внутрирайонные, внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (республик в составе Российской Федерации) перевозки, осуществляемые автотранспортом колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса для нужд сельского хозяйства; межобластные, межкраевые, межреспубликанские (в пределах территории Российской Федерации) перевозки сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, минеральных удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники, оборудования и запасных частей, а также ремонт и техническое обслуживание автофанспортных средств для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий. 3. Перевозки грузов и пассажиров, осуществляемые по специальным постановлениям Правительства Российской Федерации. 4. Перевозки грузов и пассажиров, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. 5. Перевозки, осуществляемые специальными и учебными автомобилями. 6. Перевозки грузов и пассажиров автотранспортными средствами, принадлежащими учреждениям здравоохранения Российской Федерации и Министерству связи Российской Федерации (за исключением коммерческих перевозок), вооруженным силам, органам ФСБ и внутренних дел. Из перечисленного пока не очень понятна рассказанная нами "владимирская ситуация". Попробуем разобраться с помощью юриста А. Бажанова. - По формулировке ПДД, пассажир - "любое лицо (кроме водителя), находящееся в транспортном средстве и принимающее непосредственное участие в дорожном движении". Предмет же лицензирования, согласно постановлению № 1418, - не поездки с пассажирами, а перевозка их автомобильным транспортом. Ст. 75 Устава автомобильного транспорта РФ и ст. 99 Основ гражданского законодательства гласит, что "отношения, возникающие при перевозке пассажиров, имеют возмездный характер". Проще говоря, лицензировать нужно перевозку пассажиров на коммерческой основе, за плату. Теперь о том, что требуется для получения лицензии. Во-первых, заявление по форме, установленной Минтрансом Российской Федерации, с указанием вида перевозок и зоны деятельности, а также срока использования лицензии. Во-вторых, копия документа, удостоверяющего государственную регисфацию предприятия или предпринимателя, а для организаций и учреждений - копия утвержденного устава или положения. Затем данные о количестве автотранспортных средств - для получения лицензии на перевозки; постов для техобслуживания и ремонта автофанспортных средств - для получения лицензии на осуществление техобслуживания и ремонта; данные о других основных фондах (помещениях, оборудовании и т. п.), используемых в процессе указанной в заявлении деятельности. Наконец, копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя предприятия, организации, учреждения и предпринимателя или лиц, уполномоченных ими для руководства лицензируемой деятельностью (это диплом об окончании специального учебного заведения или документ, подтверждающий стаж работы по специальности не менее пяти лет). Если руководитель, предприниматель или уполномоченные ими лица не могут документально подтвердить профессиональную пригодность, им придется сдать соответствующий экзамен. Порядок сдачи экзаменов и объем необходимых знаний устанавливает Минтранс Российской Федерации, сообщили нам в РТИ. Вместе с лицензией выдают лицензионные карточки, которые крепятся на ветро•*tt • , ниинитнилн КАПОЧКЛ^вое стекло каждого автомобиля (если ревозчика их несколько). Наличие лицензии у юридических и физических лиц - владельцев фанспорта и выполнение лицензионных требований проверяют работники транспортной инспекции, а наличие лицензионных карточек на автомобилях и соответствие выполняемой транспортной работы в зоне действия лицензии - работники транспортной инспекции, а также ГАИ. За работу без лицензии и нарушение записанных в ней условий (касается только тех, чья деятельность подлежит лицензированию) вас могут наказать: - главный транспортный инспектор Российской Федерации, его заместители, начальники республиканских, окружных краевых, областных, московского и санктпетербургского городских отделений РТИ и их заместители - штрафом в размере до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРО) и приостановлением действия лицензии; - начальники филиалов отделений РТИ - штрафом в размере до 2 МРО; - главные инспектора органов РТИ 0,5 МРО. Разумеется, неправомерные дейст вия работников транспортной инспекции вы имеете лраво обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде. Обратите внимание ни в ПДД, ни в информации начальника отдела РТИ не говорится об изъятии водительского удостоверения, проставлении штрафных баллов и прочих наказаниях (аресте машины, снятии номерных знаков, переэкзаменовках и т. д.). ГАИ лишь контролирует (!) наличие карточки и соответст вие выполняемой водителем работы. К сожалению, сотрудники ГАИ нередко пользуются неосведомленностью водителей (а порой они и сами не осведомлены) о разделении обязанностей двух инспекций. Как сообщил г-н Никифоров, уже разработаны проекты новых правил лицензирования грузовых и пассажирских перевозок. Дмитрий ЖЕРНОВ, Александр ГУСЕВ ЗА РУЛЕМ 10/9697