130
ЯБТОЛЮС)ителеиHА БУКСИРЕОкончание. Начало - в №9.но будет испытываться на прочность избыточным давлением. Движение с включенной передачей имеет еще несколько положительных моментов. В работу вступают вакуумный усилитель тормозов и гидравлический усилитель рулевого управления, если таковые имеются. Обходиться без этих плодов прогресса трудно, тем более что вы не можете отстать от передней машины дальше, чем на шесть метров. Кроме того, в таком режиме двигатель постепенно разогревается, что позволит при необходимости воспользоваться "печраспространены два решения. Можно двигаться чуть сбоку буксировщика, в авиации такое построение называется ."пеленгом". Но шоссе - не небо, "концентрация" автомобилей на нем несколько выше, чем самолетов в небе, и другие водители, пытаясь объехать такую пару, не раз помянут ее "незлым тихим словом". Буксируемый же будет вынужден постоянно уступать дорогу встречным и обгоняющим. Приверженцы такого способа мотивируют свой выбор лучшим обзором вперед. Но так ли он необходим? Ведь что бы там ни показалось, заднему водителю придется лишь дублировать действия переднего, поскольку тот находится гораздо ближе к возможным препятствиям и может раньше и точнее оценить их сложность. Следует иметь в виду и то, что второй водитель, двигаясь несколько сбоку, менее готов к неожиданным маневрам тягача. А ведь при такой расстановке значительная часть правой обочины с непредсказуемыми пешеходами и стоящими машинами спрячется за лидером. Кроме того, вполне вероятно, буксировщик может "пропустить" под собой какое-нибудь препятствие, например открытый люк, в котором вы оставите свое колесо и некоторые фрагменты подвески. Большинства этих недостатков лишен второй вариант - "кильватерный" строй, когда аварийный автомобиль держится строго позади передней машины. Особенно он хорош, когда через салон буксировщика можно хоть что-то разглядеть впереди. В этом случае внимание "ведомого" должно быть равномерно распределено между стоп-сигналами "ведущего", тросом и колеей. Вы вольны избрать для себя любой из этих способов или даже нечто среднее. На ошибочность выбора намекнет повышенный уровень адреналина в крови, а вполне ее подтвердит ваш кошелек, если уж совсем не повезет. Завершая тему, остается только пожелать, чтобы эта статья представляла для вас только академический интерес и наши советы вам не довелось применить на практике.Итак, вроде все готово, можно ехать. Буксировщику на разгоне перед каждым переключением передач желательно пару секунд двигаться без ускорения. Это позволит плавно снять нагрузку с троса, избежав эффекта подтягивания задней машины при резком пропадании тяги. Соответственно, трос не ляжет на асфальте и вы не сможете его переехать и намотать на колеса. Также не будет резкого рывка при возобновлении тяги. У автора был случай, когда оказавшийся на земле буксир при проезде трамвайных путей зацепился за- рельс. В результате бампер тягача, к кронштейну которого прикрепили трос, был отогнут, сам трос порван, а "хвост" мгновенно остановившегося буксируемого автомобиля едва не смят ехавшим сзади ЗИЛом. Поэтому единственное, что может и должен делать задний водитель с максимальным прилежанием постоянно держать буксировочный фал в натянутом состоянии. В общем, обязанности здесь должны быть четко разделены: передний разгоняет тандем и лишь обозначает торможение легким касанием педали и миганием стоп-сигналов, а задний уже работает тормозами за двоих. Если же подобный "высший пилотаж" вам не по силам, а мощность тягача и терпимость его водителя достаточно велики, включите пятую или четвертую передачу. Это создаст дополнительное сопротивление и поможет избежать провисания троса. Естественно, что при этом трансмиссия, системы смазки и охлаждения двигателя должны быть в полном порядке. Если на вашем автомобиле нет электроклапана принудительного холостого хода, перед длительной буксировкой перекройте подачу бензина, надежно заглушив трубку, снятую с входного штуцера бензонасоса. Конец трубки желательно закрепить повыше, чтобы избежать вытекания бензина из бака, если сработанная на скорую руку заглушка все же окажется негерметичной. Пробка же, поставленная после бензонасоса, постоян1 30 ЗА РУЛЕМ 10/96кой". Если же включить зажигание, начинает давать ток и генератор, что немаловажно, если дорога дальняя, аккумулятор слабый, а кроме аварийной сигнализации включены еще и фары, и "дворники". Правда, в этом случае нужно обесточить цепь зажигания, сняв, например, провод низкого напряжения между прерывателем и катушкой. Впрочем, в жизни гораздо чаще встречаются ситуации, когда мощность тягача далеко не избыточна. Чтобы напряжение всех его скромных лошадиных сил не закончилось столбом пара из-под капота, а то и чемнибудь более серьезным, увеличьте давление в колесах обеих машин на одну-полторы атмосферы. Эта предосторожность особенно оправданна при длительной буксировке в жаркую погоду. Наконец, последнее: где должен располагаться буксируемый автомобиль относительно тягача? Наиболее