Проблемы и сужденияНет ничего удивительного в том, что ГАЗ, быстро оценив возможности Нижегородской ярмарки (в частности, проводимой здесь ежегодно выставки "Автотехсервис"), стал использовать площадь у стрелки Волги и Оки как маркетинговый полигон. Именно здесь проходят премьеры, выясняется первая реакция на них широкой публики. В апреле прошлого года в Ярмарочном доме появился новый пикап ГАЗ-2307. Облик машины откровенно "царапал" глаз слишком большой кабиной на маленьких колесах. Впрочем, о вкусах не спорят, а технологические корни автомобиля были, пожалуй, важнее. Историю возникновения и воплощения идеи мы рассказали в августовском номере за прошлый год. На август же пришлась московская премьера машины на Российском международном автосалоне. К нему нижегородцы успели подготовить и полноприводный вариант. Привстав на обутых в "вездеходную" резину колесах, автомобиль стал выглядеть по-иному - приобрел этакую залихватскость. Очень подошло ему и новое имя "Атаман". Кстати, из многих экспонатов ГАЗа именно этот привлекал наибольшее количество зрителей. Чаще всего спрашивали: "Когда можно будет купить?" Отвечая на этот вопрос, авторы, польщенные вниманием, обнадеживали больше самих себя, чем потенциальных покупателей. Предпосылки для быстрой и относительно недорогой постановки на производство вроде бы были налицо. Но... Но через год на очередном нижегородском "Автотехсервисе" в непрерывно разрастающемся стаде "газелей" тоже появился пикап. Известно, среди шасси "газелей" есть и полноприводный вариант. Есть на конвейере и двухкабинник - правда, кабина-то у него одна, но сиденья в два ряда и рассчитаны они на шесть пассажиров. Так что отличие бортового грузовика 4x4 со сдвоенной кабиной от появившегося на базе "Газели" пикапа скорее терминологическое. Первоначально пикап был наречен "Дуплетом", но когда вспомнили, что так называется одна из модификация "Нивы", то в документации появилось слово 'Тандем". Не в названии, конечно, дело. В условиях погони за покупателем диверсификация производства, расширение предложения - единственный способ выжить. Но оказалось, что в программе ГАЗа эти пикапы станут конкурентами. Образно говоря, по "Атаману" шарахнули "Дуплетом", и судьба его сегодня весьма туманна. Об этом прямо заявил президент АО ГАЗ Н. Пугин: "...Не вижу смысла ГАЗу конкурировать с ГАЗом". Вот и весь сказ. Пикап - по определению - это минигрузовик на шасси легкового автомобиля, у которого грузовое помещение ограничивается не бортовой платформой, а "нормальными" кузовными панелями. С пикапами у ГАЗа, как известно, напряженка. "Бурлак" на базе "Волги" весьма привлекателен по целому ряду параметров, но шансов попасть на конвейер у него крайне мало до тех пор, пока пользуется спросом легковая "Волга". Единственный конвейер, где она собирается, работает сегодня с максимальной нагрузкой. У "Атамана" нет легкового "родителя" (скорее, он сам может стать базой для джипа), но это самый настоящий пикап. А собирать его можно на одном из простаивающих грузовых конвейеров. Дорожные испытания показали весьма недурную проходимость. "Дуплет" - "Тандем" (слева вверху). "Атаман". 'Тандем" берет на свою грузовую платформу столько же, сколько и "Атаман" 800 кг. Зато везет не троих, а шестерых. По проходимости явно уступает передней оси, да и внешне... Что-то не приходит на память ни один пикап, появившийся из полуторатонного грузовика. Возвышающаяся над кабиной дуга безопасности, может, и функциональна, но смотрится, как на корове, пардон, на газели седло. Не хотелось бы услышать в свой адрес обвинения в пристрастности. Приведенные оценки во многом субъективны и могут быть отнесены к вкусовщине. Несомненно, постановка на производство любой новинки требует немалых средств. Ратовать за конвейерное воплощение всякой конструкторской затеи может лишь дилетант, абсолютно далекий от производства. Ответ на вопрос, что целесообразнее выпускать, могли бы дать маркетологи, но они в нашей стране пока мало что умеют... Тандем позволяет объединить усилия двух велосипедистов. Так, может, разумнее не противопоставлять два этих пикапа, пусть каждый идет своим путем, ищет своего покупателя. В конечном итоге их усилия будут объединены ради решения общей задачи - процветания ГАЗа. Алексей СОЛОПОВ Фото Владимира КнязеваЗА РУЛЕМ 10/96 11