115
Рис. 2. Фиксация толкателя при сжатых пружинах для замены шайбы: 1 - толкатель; 2 - шайба; 3 - фиксатор.от 3 до 4,5 мм с интервалом 0,02 мм . О тправляясьвмагазин , не обязательно брать с собой микро ­ метр: толщина шайбы маркируется на ее поверхности. Шайбу ставят маркировкойк толкателю, при этом цифры располагаются над углублением в толкателе, чтобы при работе двигателя они не стерлись. К сожалению, это не всегда соблюдается даже вза ­ водских условиях, фактический же зазор между шайбой и тыльной (цилиндрической) стороной кулачка обязательно проверяют с помощью плоских щупов. Положим, у выпускного клапана вы получили 0,43 мм. Поскольку допустимый составляет 0,3-0,4 мм, ясно: его пора умень ­ шить примерно на 0,05-0,10 мм . К аким образом? Т олщинаизно ­ шенной шайбы, с кажем , 3,55 мм (даже при наличии на ней положенной маркировки применение мик ­ рометра обязательно!). В этом случае можно купить и установить но ­ вую шайбу толщиной от 3,60 до 3,65 мм, тогда величина зазора будет в пределах от 0,33 до 0,38 мм, то есть попадет в норму. Помните, что шайбы, установленные на вашем двигателе, могут быть любыми в названном выше диапазоне, а посему покупать при ­ ходится для каждого клапана свою. Как разобрать механизм, имея в виду, что нужносжатьпружины клапана ив этом положении зафи ­ к сироватьтолкательтак , чтобы иметь возможность снять шайбу? На рис. 1 показано приспособление, намного облегчающее эту опера ­цию. Ш танга3 имеет отверстия, с помощью которых крепитсяк тем же шпиль ­ кам, что икрыш ­ ка головкици ­ линдров. Д опол ­ нительное, среднее отверстие в штанге позволяет использовать ее и при обслу ­ живании двига ­ теля " О ки " (оно выполняется точно так же). Рычаг 4и упор 5в форме изогнутого клина соединены осью, концы которой после сборки расклепаны. Р ы ­ чаг не обяза ­ тельно делать из целого куска ме ­ талла. Возможна, например, с о ­ ставная конструкция (фрагмент ее показан на рисунке), склепанная из отдельных листовых деталей (толщина 5 мм). При нажатии на рычагупор входит между кулачком распределительного вала и шайбой 2 толкателя 1 (см. рис. 1), опуская последний и сжимая пружины. Теперь тол ­ катель нужно надежно зафиксировать, чтобы попытка извлечь шайбу не обернулась травмой. Этой цели служит фиксатор 3 (рис. 2). Устанавливают его, как показано: упором в кромку толкателя, чтобы он не препятствовал извлечению шайбы. Как извлечь шайбу? Здесь есть различные приемы. Например, и с ­ пользуют небольшой плоский маг ­ нит, закрепленный на металлической или пластмассовой полоске, изогнутой примерно так, как дер ­ жавка фиксатора. Магнит к полоске прощевсегоприкрепить любым эластичным клеем (например, "Моментом"). Можно воспользоваться щипцами с узкими губками. Наконец, довольно быстро и легко шай ­ бы извлекаются с помощью отвертки, з аточенной , как показано на рис. 3, и обычного пинцета.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа моем " М осквиче - 2 1412 " очень странно ведет себя тахометр. При низких оборотах холостого хода стрелка его нервно прыгает в пределах от 0 до 20, а на ходу даже до 30-40. Проверил электрическую цепь - вроде все в порядке. Купил новую комбинацию приборов - та же картина. В чем может быть причина неисправности? О дефектах "москвичовского" тахометра журнал писал уже не раз - тем не менее на приборы с изъянами продолжают поступать жалобы от владельцев "сорок первых", и к вопросу об их ремонте приходится возвращаться вновь. Однако в данном случае речь, похоже, идет не о ремонте самого прибора, а о проверке его электрических соединений, целости проводов и надежности контактов, а также других цепей, не связанных напрямую с тахометром, но оказывающих влияние на его работу. Так, например, стрелка тахометра может дергаться по причине неисправности или загрязнения контактов "таблетки" (электронного регулятора напряжения, встроенного в щеточный узел генератора). Для проверки измерьте тестером зарядное напряжение на клеммах аккумуляторной батареи при работающем на холостом ходу двигателе и включенных потребителях (вентилятор "печки", габаритные огни, дальний свет фар). Напомним, что зарядное напряжение при этом должно быть в пределах 12,8-13,8 вольта. Если тестер выдает иные показания, "таблетку" следует извлечь (предварительно отсоединив "минус" аккумуляторной батареи) и тщательно очистить ее контакты, а неисправный регулятор заменить новым аналогичной марки. Но если дело не в "таблетке"? Тогда снимаем комбинацию приборов с автомобиля, заземляем ее на корпус и вывод тахометра, помеченный знаком "~", соединяем с низковольтным контактом прерывателя-распределителя, а вывод со знаком "+" - с "плюсом" аккумулятора. Включаем двигатель и проверяем, как ведет себя тахометр. Если его работа наладилась, следует еще раз пройти по всей цепи его питания, проверив плотность и чистоту контактов. Перепутать провода, подводящие электричество к тахометру, нельзя, так как в этом случае "заплясали" бы стрелки всех приборов, что невозможно не заметить. Но, случается, и после такой проверки тахометр по-прежнему работает не так, как должен. Тогда следует установить на машине заведомо исправную комбинацию приборов с другого "Москвича". Если и ее тахометр даст неверные показания, мы вновь возвращаемся к необходимости проверки соединений. ЗА РЛМ1 / 6 115 УЕ 09inJ5Рис. 3. Отвертка, приспособленная для снятия шайбы.