24
25
26
27
28
О том, что в Узбекистане построен совместный с "Дэу" автомобильный завод, наш журнал рассказал первым - в январском номере. Тогда еще только выросли в маленьком городке Асака оранжевые цеха "УзДэуавто", только-только получили они свою техническую "начинку" и готовились к выпуску автомобилей. Реакция читателей на сообщение о новом предприятии не заставила себя ждать. Интересовало все: сам завод, машины, которые он планировал выпускать. А самое главное - появятся ли они на нашем рынке и сколько будут стоить. Сегодня "УзДэуавто" уже приступил к серийному выпуску трех моделей: "Тико", "Дамас" и "Нексия", и все они появились в продаже у нас, в России.Для Узбекистана это, без преувеличений, проект века, причем ив прямом смысле - СП с "Дэу" учреждено на ... 99 лет! Но и по значимости, наверное, ничего более масштабного в экономике республики не было и нет: в стране, где автомобилестроение напрочь отсутствовало, родилась целая отрасль, к тому же передовая. В год "УзДэуавто" намерен выпускать 200 тысяч автомобилей. Если считать на душу населения, то для республики с 20 миллионами жителей это значительно больше, чем ВАЗ для России. Причем речь идет не о так называемой и всеми спецами презираемой "отверточной сборке", а о вполне серьезном производстве. Кузова машин, их окраска уже делаются на "УзДэуавто". Гордость завода (хотя "гордость" здесь все) - инструментальный цех, где делают штампы. Компьютер "читает" деталь кузова, дотрагиваясь до ее определенных точек специальным "щупальцем". Данные тут же передаются на станок, который автоматически, по заданным параметрам, выдает готовый штамп. Точность - высочайшая, скорость фантастическая. Спустя считанные часы такой штамп уже может работать, а это значит, что перейти на производство, скажем, совершенно других, новых кузовов - не проблема. Прессовый цех удивляет не меньше. Ни грохота, ни привычного уханья пресса, падающего на лист металла. Раскроенный ме24 З РУЛЕМ 10/96 А талл проглатывается" громадным автоматом, мягко передается внутри него с одной операции на другую, и вот уже на "выходе" - готовая часть кузова. Каждый установленный здесь пресс "Комацу" заменяет целую линию! Сваривают же кузов в основном роботы с японскими "мозгами" и швейцарскими "мышцами". Их тоже достаточно просто переналадить на выпуск кузовов других размеров и форм. Кругом, по сравнению с нашими заводами, - тишина, безлюдье и чистота. И только электронная музыка играет бетховенскую "К Элизе", когда движется конвейер или лифт. Даже в окрасочном цехе - никакого запаха краски. Говорят, в камерах, где она наносится на автомобили, создается давление, которое осаждает ее частички и опускает их вниз, в ванну с водой под решетчатым полом. Кстати, окрасочный цех - "святая святых" "УзДэуавто". Посторонним вход сюда закрыт категорически. Исключение сделали только для "За рулем". Для начала пропустили через специальный шлюз. Там воздушным душем с нас сдули пылинки, сняв статическое электричество. И только после этого - в цех, где автомобили получают цвет и защиту от коррозии. Грунтуют кузова в специальной ванне, где положительно заряженная эмульсия намертво "прилипает" к металлической поверхности с отрицательным зарядом (понятно, для чего шлюз с антистатической обработкой). На кузова наносят многослойное покрытие общей толщиной 105 микрон, на днища ив колесные ниши - мастику. При ручной шлифовке мелких дефектов используют дистиллированную воду, что просто доконало одного из нас, видавшего немало "малярок", от самодеятельно-гаражных до "вазовских". Качество окраски машин "УзДэу" удовлетворяло самым высоким требованиям. Оставалось лишь одно сомнение - выдержит ли она суровые условия эксплуатации в России-матушке. Немаловажное, надо сказать, сомнение. Но к этому мы еще вернемся. А пока мы ходили и радовались за бывших "младших братьев'-узбеков, сумевших опередить "большого брата" в строительстве автомобилей. И ведь, действительно, обгоняют. Поскольку, как выяснилось, "УзДэуавто" - лишь первая ласточка в автомобилестроении республики. Весной 1997 года в Узбекистане откроются еще четыре завода. Они будут выпускать бамперы, сиденья, все необходимое для внутренней и внешней отделки, лакокрасочные материалы. Все совместные с Южной Кореей производства. А еще на подходе строительство голландского завода колесных дисков, предприятия по выпуску шин "Континенталь". Уже идут строительные работы там, где будут делать глушители и бензобаки. А на начало второго тысячелетия планируют пустить здесь заводы по выпуску двигателей и трансмиссий. Репортаж ЗР- Но это в перспективе, - поясняет генеральный директор "УзДэуавто" Шухрат Юсупов. - Это уже на новые модели, которые мы будем производить с двухтысячного года. Вот так планы! Вот вам и сборочное производство... Только не потеряют ли машины "УзДэу" в качестве, если столько комплектующих будет производиться в Узбекистане? - Все предприятия - совместные, причем самостоятельные, материально не зависящие друг от друга, - уточняет генеральный. - А требования к ним такие же, как ик другим заводам, с которыми работает "Дэу". Мы делаем машины, ничем не отличающиеся от корейских - та же марка, тот же фирменный знак. Только в табличке "О. К.", прикрепляемой к боковому стеклу, помечаем "УзДэуавто". Может, поменять гражданство? Интересно, а цена узбекско-корейских автомобилей какая: узбекская или корейская? На рынке республики уже кое-что прояснилось. Торгуют "нексиями", "тико" и "дамасами" здесь с середины августа. Цены более чем привлекательные. "Дамас" - 6 760 долларов, 'Тико" - чуть дешевле, а "Нексия" - от 10 тысяч долларов. Но из-за того, что в республике существует два курса доллара официальный и "черного" рынка, реальная цена машин "УзДэу" - та, за которую их приобретает покупатель, - ниже. "Нексии" - от 8 тысяч, "Дамаса" и "Тико" - 5 с небольшим. Но - это только для жителей Узбекистана. Российский гражданин так дешево "УзДэу" не купит. И вовсе не узбеки в этом виноваты, а наши таможенные препоны. Поскольку за "Дэу" узбекской сборки на границе придется платить почти столько же, сколько за стопроцентную "кореянку". - Мы хотим, чтобы "Нексия" стоила в России от 12 тысяч долларов, - сказал Юсупов. - Но что из этого получится..."Традиции и новь Узбекистана", как сказали бы в свое время, уживаются здесь вполне мирно. Перед заводским корпусом позируют (слева направо) "Нексия", "Тико", "Дамас". Малютка "Тико", оказывается, быстрее, мощнее и серьезней, чем ожидаешь.Вот он, необычный для нас трехцилиндровый двигатель, заставляющий воспринимать маленький автомобиль всерьез. Под капотом у "Тико" все компактно и продуманно. А ведь "вазовские" модели ввозят в Узбекистан беспошлинно - здесь не боятся конкуренции с волжским гигантом. Да и другие российские машины пошлиной не облагаются. Наши же власти, когда речь идет об интересах отечественных автопромышленников, готовы презреть даже декларируемые преимущества института СНГ. Не аргумент, похоже, и то, что Узбекистан стремится к кооперации с российскими товаропроизводителями. Готов покупать у нас стекло для машин, резиновые уплотнители, в будущем - новосибирские каталитические нейтрализаторы и, возможно, амортизаторы. И все-таки узбекские машины, пусть много дороже, чем у себя на родине, но появились ив нашей стране. В конце лета "ЛогоВАЗ", который, как выяснилось, стремится стать эксклюзивным дистрибьютором "УзДэуавто" (не странная ли ирония судьбы?), привез в Россию 800 автомобилей из Асаки. Ходят слухи, что это только пробная партия и что до конца года, если не произойдет ничего экстраординарного, к нам прибудет гораздо больше узбекско-корейских машин. Естественно, цена их ниже, чем у "Дэу" из Южной Кореи. Но не настолько, насколько хотелось бы. Так что остается пожалеть об отсутствии узбекского гражданства и утешить себя тем, что цена "Нексии" в России сопоставима с ценой "десятки", а "Дамас" и "Тико" сравнимы по стоимости с заднеприводными "Жигулями". Только вот какие они, "УзДэу", стоит ли 26 З РУЛЕМ 10/96 А из-за них забывать о "вазовских" моделях? Планировать ли их покупку? - Испытывайте, изучайте, - сказал "генерал" "УзДэуавто" Шухрат Юсупов. - Мы хотим, чтобы читатели "За рулем" получили максимально полную информацию. И мы сели и поехали. Мягкий башмачок Она покорила женское сердце одного из ваших корреспондентов с первого взгляда. Крошка размерами между "Окой" и "Таврией", которую и сравнивать-то с этими "одноклассницами" неприлично, внутри была больше, чем снаружи. Пять дверей, достаточно высокий потолок, места для четверых в салоне вполне достаточно. Может, широкоплечему водителю немного узковата спинка сиденья, но "Тико" и предназначена все-таки не для путешествующих богатырей. Ведь и воспринимается эта машинка не как сложный механизм, который нужно покорять, а вроде бы как продолжение рук и ног человека за рулем. А еще точнее - как удобная, комфортная повседневная обувь. Кстати, о руках и ногах: все в "Тико" так послушно и мягко, что даже если кататься на ней целый день, усталости не почувствуешь. Для слабого торможения достаточно легко нажать педаль, для сильного - надавить на нее, нет, не сильнее, а глубже: сопротивления, ответа на действия водителя не чувствуется, поэтому усилия прикладывать не надо. Так же легко управляться здесь с коробкой передач и рулем.Разгоняется переднеприводная "Тико" достаточно резво. Трехцилиндровый двигатель рабочим объемом 796 см 3и мощностью 41 л. с. "раскочегаривает" автомобильчик до 100 км/ч меньше чем за 18 секунд. При этом аппетиты машины более чем скромны - расходует 4,3 литра на 100 км. Конечно, представитель сильного пола был более скептичен. И он сразу же потащил "Тико" к участкам спецпокрытия на заводском треке, гравийному и шумосоздающему. "Малышка" выдержала испытание с честью. Это заинтересовало. Чтобы посмотреть, почему на брусчатке в салоне машины было тихо (забегая вперед, скажем: тише, чем в "Дамасе" и даже в "Нексии"), а на кочках не трясло, мы загнали "Тико" на эстакаду и взглянули на нее снизу. И что же? Оказалось, простушка не так проста. В ее конструкции сочетаются два типа подвесок: передняя, со стойками МакФерсон, чем-то напоминающая "москвичовскую", и независимая задняя, с продольными рычагами. Вот она, разгадка плавности хода! Огорчиться пришлось по другому поводу: снизу, недалеко от бака, у "Тико" находится фильтр тонкой очистки, и это создает трудности, если, допустим, днище машины обрабатывать антикоррозионным покрытием. Испытуемая каталась по треку, шустро разворачивалась, крутилась, тряслась по спецпокрытиям, а мы обсуждали ее достоинства и недостатки. Один говорил о "минусах", а другая, безоговорочно принявшая маленький автомобильчик, отвечала перечислением "плюсов". Выглядело это приблизительно так: - Двигатель маломощный, с полной загрузкой где-нибудь на горке машина будет "сдыхать"... - Она же не грузовик, чтобы ее нагружать! Зато в городе с ее маневренностью и послушностью о мощности двигателя и не думаешь... - Багажника у нее почти нет, как нет и стеклоочистителя сзади, без которого при нашей грязи и слякоти просто невозможно. Колеса маленькие - не для наших колдобин... - Ну, заднее сиденье в два счета складывается - и вот он, грузовой отсек. Кстати, можно полностью разложить и передние сиденья.- Да, плохо, что нет стеклоочистителя, но зато есть обогрев заднего стекла. И еще блокировка замков задних дверей, чтобы перевозить детей, противоударные балки в коробах передних дверей для безопасности. А какой отличный обзор! Ко всему прочему, "Тико" очень симпатична внутри, такая уютная, удобная... Спор женщины, подходящей к автомобилю со своей, не всегда рациональной меркой, и мужчины, для которого главное - техника, мог продолжаться долго, но мы решили его прекратить и спросили у менеджера "УзДэуавто" Расула Мамадова, есть ли отличия узбекского "Тико" от 'Тико" корейского. - Найдите сами, всего их пять, - задал задачку Расул. Оказалось, что у узбекского автомобиля есть повторители сигнала поворота на передних крыльях, резиновый молдинг, задние брызговики и увеличенный фонарь заднего хода. Ну и, конечно, иная выемка под номерной знак. Если же не приглядываться, то узбекская "Тико" внешне двойник корейской. Внутри же они совершенно не отличаются друг от друга. Пара одинаковых удобных башмачков на каждый день. "Булочка" с изюмом Наибольшее любопытство с самого начала вызывал у нас "Дамас". Эти микроавтобусы на наших дорогах пока еще не слишком примелькались, и многое в них внове. Скажем, чуть странноватый вид, за который в Ташкенте "Дамас" уже получил несколько прозвищ - "булочка", "батон", "пончик". Кажется, что "замесили тесто" под малолитражку, а оно "подошло" и приобрело форму микроавтобуса. Сравните. Ширина малютки "Тико" - 1,4 метра иу "Дамаса" - такая же. Длина "Тико" - 3,34 метра, "Дамаса" - 3,23! Чудеса, да и только. Зато высота "булочки" - 1,92 метра против 1,395 у "Тико". Как же он вообще ездит, не переворачиваясь, да еще вмещает семь человек?! И посадка водителя, и руль, и расположение агрегатов - все в "Дамасе" оригинально. Так что консервативному человеку он вряд ли понравится, но кому-то явно придется по душе. Скажем, двигатель у "Дамаса" находится внизу, под передними сиденьями, отделенный специальной теплоизоляционной прокладкой. Но подлезть к мотору, чтобы проверить уровень масла, добраться до свечей, бачка омывателя и охлаждающей жидкости можно в считанные секунды - сиденья мгновенно откидываются. Почистить карбюратор, выставить зажигание? Пожалуйста! Достаточно снять, открутив пару винтов, крышечку в салоне. Непривычно? Но не хуже, чем лезть под капот. Опасения насчет устойчивости "Дамаса" оказались тоже сильно преувеличенными. Центр тяжести у него внизу, и даже на резких виражах автомобиль был управляемым и крепко держался за дорогу, правда, сухую ис хорошим покрытием. "Заваливать" на бок наш микроавтобусик мы пожалели, но специалисты утверждают, что для этого нужен наклон больше 48°. Конечно, двигатель того же объема, что у 'Тико", но меньшей мощности (38 л. с.) - недля гонок, мягко говоря. Но свои 90-95 км/ч "Дамас" выдает, а большего от машины такого типа вряд ли кто потребует. На пробу "булочка" оказалась с изюминками. Например, с сиденьями можно делать массу разных комбинаций: сложить второй и третий ряды, получив солидное пространство для груза. Откинуть спинки первого и второго рядов - и готово огромное ложе; сложить второй ряд сидений - открыто пространство между первым и третьим. Двусторонние раздвижные двери по бокам и дверь сзади позволяют загрузить и выгрузить из маСиденья "Дамаса" в два счета откидываются, обнаруживая двигатель.жизненным запасом смазки. "Дамас"' экономичен - расходует 4,1 литра на 100 километров. Так что, если кому-то нужен вместительный, не прожорливый и не очень быстроходный автомобиль для города. "Дамас" претендент на особое внимание. Есть, правда, несколько "но". Машина, в отличие от двух других, заднеприводная. Испытать ее на мокрой или заледеневшей дороге в узбекскую 40-градусную жару, естественно, не удалось, но можно предположить, что на скользком покрытии с "Дамасом" начнутся проблемы. Не стоит эксплуатировать микроавтобус и на плохой дороге. Гравий он, конечно, переносит и движется по нему довольно мягко, но вот на кочках можно повредить жизненно важные агрегаты, которые у "Дамаса" снизу. Вызывают опасения и 12-дюймовые, как у 'Тико", колеса. И все-таки главное не в этом. "Дамас" создан не для ралли по бездорожью, а дляС виду "Дамас" кажется детской игрушкой. Салон микроавтобуса легко можно приспособить для перевозки грузов. шины все что угодно, Пассажиры и водитель размещаются в "Дамасе" достаточно свободно, только посадка не как в низком кресле, где колени оказываются почти на уровне плеч, а как на высоком стуле. На стыках в коробке передач, где мы привыкли видеть прокладки, здесь - герметик. Еще изюминка: крестовины карданного вала, в отличие от наших, выполнены с по-перевозки пассажиров и небольших, но достаточно крупногабаритных грузов в городе и по асфальту. С этой же задачей узбекско-корейский микроавтобус справится достойно. ЗА РУЛЕМ 10/96 27 Много машины за умеренную цену С "Нексией" мы уже были неплохо знакомы и успели подробно рассказать о ней в № 5 ЗР. Повторяться не хотелось, но узнать автомобиль поближе, проверить выводы о нем наших испытателей было интересно и нужно. - Садитесь и поезжайте отсюда в Ташкент, - предложил Шухрат Юсупов. - За 380 километров разглядите "Нексию" получше. Дорога из Асаки до узбекской столицы шла через горный перевал, ее ремонтировали, и покрытие на некоторых участках могло соперничать с российским проселком - кочки, ямы, валяющиеся булыжники. Поэтому можно сказать, что доставшаяся нам необкатанная еще "Нексия" побывала в серьезной передряге. Путь до предгорий, сотню километров, наша испытуемая проскочила незаметно. Легко разгоняясь до 140 км/ч, она оставалась тихой и устойчивой, так что скорости совсем не чувствовалось. Показалось, правда, что машина менее динамична, чем наша "Самара". Разгон "Нексии" плавнее, хотя сотню километров в час она набирает даже быстрее. Начался затяжной подъем, которого мы ждали, а за ним - и горный серпантин. Хватит ли сил у двигателя объемом 1500 см 3и мощностью 90 л. с, не перенапрягаясь, втащить нас на гору? Оказалось, что практически везде, даже там, где дорога шла круто вверх, можно было ехать на четвертой передаче. "Нексия" шла легко и без напряжения. В крутые повороты мы вписывались просто, прилагать усилия, чтобы вращать руль, не приходилось - спасибо гидроусилителю. Так что крутиться по горной дороге было одно удовольствие. И тут асфальт кончился. Ремонт дороги. Увы, оказалось, что наша "узбекская кореянка" не любит бездорожья. Нет, вопреки ожиданиям, мы не задевали передним спойлером за кочки. Но вот салон, до этого успокаивающе тихий, наполнился шумом, и, в отличие от неровностей на асфальте, на более глубоких выбоинах сильно трясло. Кстати, как раз в этот момент нас лихо обогнал ... 'Тико"! Он долго шел за нами, то пытаясь объехать, то чуть отставая на крутом подъеме. И вот пока наша "Нексия" переваливалась с ухаба на ухаб (жалко было бить новую машину), микролитражка убежала вперед. Да, кочки на незагруженном 'Тико" чувствуются меньше. Единственное, что скрашивало участки плохой дороги, - кондиционер. На улице - невыносимая жара, пылища, сквозь которую едва видно дорогу, а у нас, за плотно закрытыми окнами - прохладный и чистый воздух. Кондиционер "Нексии" равно успешно справлялся со своей задачей и на ходу, и во время остановок, и в долине, и на самой высокой точке перевала. Горная дорога заставляла водителя много работать. И если педали и руль не требовали особых усилий, то включение передач не назовешь идеально удобным. Ходы рычага немного великоваты, на второй и четвертой передачах локоть водителя оказывается между спинками передних сидений. Но это все так, скорее, придирки. Конечно, если сравнивать "Нексию" с "Мерседесом", недостатков можно найти немало. Если же пересесть в нее с "вазовских" машин, честно сказать, выходить не хочется. Когда же вспомнишь о цене "узбекских кореянок"... Мы преодолели наш путь за пять часов. Все это время ни разу не останавливались. И усталости, когда уже ночью добрались до Ташкента, почти не чувствовали. Все-таки "Нексия" - комфортная, удобная, спокойная машина, предназначенная, чтобы ездить, а не мучиться с ней. Кстати, выехали мы из Асаки с бензобаком, заполненным чуть больше, чем наполовину (всего вмещается 50 литров), а приехали, когда стрелка уровня топлива приблизилась к "нулю". Для полноты картины отметим и огромный (530 литров) багажник, и всякие штучки : подставки под стакан, ящички, пепельницы сзади, цифровые часы, встроенные в полочку наторпедо. Добро пожаловать, "УзДэу"! Помните, в самом начале у нас возникли вопросы о надежности для наших условий окраски узбекско-корейских автомобилей? Потом мы усомнились в поведении заднеприводного "Дамаса" на зимней дороге. А еще отметили отсутствие очистителя заднего стекла у Тико". - Мы сами еще пока не изучили наши машины в условиях эксплуатации до тонкостей, сказал генеральный директор Шухрат Юсупов. - А это очень важно, ведь мы рассчитываем привлечь российских покупателей и заинтересованы в выпуске хороших, конкурентоспособных машин. Поэтому узбекский завод принял решение - предоставить журналу "За рулем" для длительных испытаний все три модели. Надеемся, наши рассказы о них помогут и предприятию, и будущим владельцам автомобилей "УзДэу". А "Тико", "Дамас" и "Нексия" приживутся на российских дорогах. Ведь, как ни крути, а узбекское автомобилестроение уже невозможно не принимать всерьез. Елена ВАРШАВСКАЯ, Вадим КРЮЧКОВ Фото Вадима Крючкова УзбекистанКонкурировать с элегантной "Нексией" ее подругам по СНГ, "ладам", сложно. Салон "Нексии" просторен и комфортен. Вот только сзади места для троих маловато... Во вместительном багажнике "Нексии" фирменная бейсболка "УзДэуавто" просто потерялась.28ЗА РУЛЕМ 10/96