СпортВ прошлом году на кольцевых гонках у Московского университета народ с умилением глядел на маленькую "Оку", которая, жужжа двухцилиндровым моторчиком, упорно наматывала круг за кругом в компании куда более солидных "восьмерок" и "москвичей". В итоговом протоколе микроавтомобильчик высокого места не занял - "весовая категория" его, по сравнению с соперниками, была явно не та, но симпатии зрителей он, конечно, завоевал. Сегодня взглянем на необычный автомобиль повнимательней и попробуем разобраться, как попала на спортивную трассу неспортивная, по мнению многих, "Ока". Словосочетание "спортивный автомобиль" вызывает ассоциации, прежде всего, со сверхмощными "формулами" или полноприводными раллийными машинами. Кто-то может вспомнить родную "Самару" в боевом обличье. Но "Ока"... А почему бы собственно и нет? Ведь формула 1и ей подобные - это лишь вершина огромного айсберга, именуемого автомобильным спортом, а существуют еще менее известные, но куда более массовые классы. И где-то у основания спортивной пирамиды находится место и для малышей - одноклассников нашей "Оки". Гоночный "ФИАТ-Чинквеченто" в Европе - явление вполне обычное. Правда, за рулем маленьких (и относительно дешевых) автомобилей вряд ли можно найти звезды первой величины, нередко на трассу их выводят женщины. Зато, сбившись в стаю, ФИАТЫ спокойно разыгрывают свой кубок, не подвергаясь нападкам более мощных старшеклассников. Нам до такой идиллии, видимо, еще далеко, но как минимум одна маленькая спортивная машина в стране уже есть. Сделана она на Серпуховском автозаводе - том самом, где много лет производили инвалидные коляски, а в последние годы освоили "Оку". Какие же изменения пришлось претерпеть автомобильчику, который многие за скромные 80 ЗА РУЛЕМ 10/96 габариты не принимают всерьез, чтобы выйти на трассу кольцевых гонок? Двухцилиндровый двигатель объемом 750 кубических сантиметров. В его доработке принимали участие специалисты расположенной в том же Серпухове фирмы "Мотор-Композит ЛТД". Кормит мотор бензином один горизонтальный карбюратор "Вебер". Система выпуска прямоточная. В итоге вместо положенных тридцати четырех двигатель выдает около шестидесяти сил при 8000 оборотов в минуту. Серьезным изменениям подверглась ходовая часть. В передней подвеске применены модернизированные стойки. Доработана балка заднего моста, она стала более жесткой. Дело в том, что стандартная деталь не обеспечивала должной жесткости в условиях гонки. Изменились характеристики задних пружин и амортизаторов. Одна из наиболее серьезных проблем тормоза. Скорость возросла, и стандартные механизмы со своей работой справляются не лучшим образом. Выход из положения нашли в применении дисковых тормозов на всех колесах. Впереди будут использованы узлы и детали тормозов "Москвича-2141", а диски "Оки" перекочуют назад. Установку новых тормозов сдерживают колеса. Сейчас на машине ониНа месте стандартного впускного коллектора горизонтальный сдвоенный карбюратор "Вебер" (вверху). Лишняя отделка спортивной машине ни к чему (внизу). двенадцатидюймовые с шинами от гоночного мотоцикла с коляской. Их место должны занять другие - с посадочным диаметром четырнадцать дюймов, обутые в специальные низкопрофильные шины. Кузов внешне отличается от стандартного лишь расширенными колесными нишами. Кроме того, он оборудован каркасом безопасности и лишен некоторых, ставших ненужными, элементов отделки и крепежных деталей. Масса автомобиля - 580 килограммов - может быть снижена еще килограммов на пятнадцать. Как видим, чтобы сделать спортивную машину из "Оки", пришлось выполнить немалый объем работ. И это только начало. Даже после внедрения всех названных усовершенствований автомобиль потребует дальнейшей доводки. Совершенствование любой спортивной техники - процесс, в общем-то, бесконечный. Сложная ситуация в отечественной автомобильной промышленности отнюдь не лучшим образом сказывается на автомобильном спорте. Какая уж тут "формула 1", когда на постройку "Оки" средств катастрофически не хватает. Проект поддерживает на плаву Серпуховский автозавод, который сам находится в нелегком положении. Пока дело держится на голом энтузиазме, в надежде на то, что настанут лучшие времена и... Гоняются же они в Европах на своих "чинквечентах"! Игорь ТВЕРДУНОВ