Техниканю комфорта этот автобус, который пока еще в проекте, превзойдет рязанскую "Русь". ЗИЛ первым из российских автомобильных заводов спроектировал автомобиль-эвакуатор для ГАИ, который должен будет потеснить дорогие импортные. За основу взяли шасси ЗИЛ-5301ЕО, увеличив колесную базу до 4430 мм, а на несколько измененной раме поместили открытую пятиметровую платформу с алюминиевым настилом. Ее оригинальная конструкция позволила снизить погрузочную высоту до 850 мм. Глушитель занял вертикальное положение на задней стенке кабины. Механический привод стояночного тормоза заменен пневматическим, который выполняет также и функции аварийного. Погрузка легковых автомобилей производится импортным гидравлическим краном-манипулятором, поскольку отечественные не могут пока поднять груз весом более тонны при вылете стрелы 8-8,5 метров. Грузоподъемность ЗИЛ-5301 АЭ - 2000 кг, полная масса достигает 7200 кг. Максимальная скорость - 80 км/ч, радиус поворота 7,8 м. В передней части платформы на специальном кронштейне установлены фары для освещения в темное время, снаружи проблесковые маяки, сигнальная установка и противосолнечный козырек. Автомобиль успешно прошел испытания, изготовлена первая партия. Сейчас в стадии проектирования находится четырехтонный эвакуатор. Свою достаточно простую версию эвакуатора - на шасси ЗИЛ-531 ОБО с колесной базой 3650 мм - предложил и "Метровагонмаш". Это быстросъемная открытая грузовая платформа, которая скатывается с шасси. Перемещает ее гидравлический механизм. Грузоподъемность эвакуатора - 2 т, полная масса - 6,4 т, максимальная скорость - 80 км/ч. И еще об одной вариации на тему "ЗИЛ-5301". Москвичам хорошо знакомы автолавки нидерландской фирмы ДАФ. Теперь у них появился серьезный соперник - плод сотрудничества АМО ЗИЛ и подмосковного "Тонара" - "Тонар-2948". По техническому уровню он не уступает "голландцу", зато в цене у него явное преимущество. Торговые работники довольны продуманным интерьером кузова, грузоподъемностью, объемами холодильного шкафа, размерами витрины, эффективными системами отопления и вентиляции, туалетом, в котором есть также мойка с раковиной и электроводонагреватель. Габаритная длина машины - 6975 мм, высота прилавка от земли - 1650 мм. Полная масса автомобиля - 6000 кг, максимальная скорость - не менее 90 км/ч, расход топлива - около 14 л/100 км при скорости движения 60 км/ч. Конструкция "Тонара" совершенствуется, а его производство растет. Автомобиль "принят на вооружение" фирмой "Московская трапеза", распологающей сетью закусочных. И наконец, трехосная модификация. В практике автостроения случается, что резервы, заложенные в конструкции машины, позволяют сделать на ее базе варианты большей грузоподъемности. Так произошло ив данном случае. По заказу международно22 ЗА РУЛЕМ 10/96 го аэропорта "Шереметьево" на ЗИЛе взялись подготовить шасси с подъемным механизмом для транспортировки к самолету контейнеров весом около 5 тонн и подъема их на высоту около 6м (уровень порогов грузовых люков самолетов). Поскольку минимальная погрузочная высота не должна превышать 1350 мм, среднетоннажные грузовики для этой роли не подошли. Тогда решили удлинить раму малотоннажника и добавить третью поддерживающую (но не ведущую) ось. Разумеется, изменили подвеску задних мостов. У новой машины она зависимая, рессорная, балансирная с реактивными штангами и телескопическими амортизаторами. Колесная база - 4250 мм + 900 мм (расстояние между второй и третьей осями). Полезная нагрузка шасси с учетом веса оборудования и перевозимого груза достигла 7 тонн. Таким образом модификация ЗИЛ-5302ВО (ЗИЛ-43АЛ) перешла в среднетоннажный класс. Тормозная система четырехконтурная с гидроприводом и двумя пневмоусилителями. Максимальная скорость снизилась до 80 км/ч, а радиус поворота возрос до 8,7 м. Новую машину будут оснащать подъемником в Латвии. А пока автозаводцы приспособили трехосное шасси для перевозок охлажденных или замороженных пищевых продуктов, смонтировав на нем термокузов. Для уменьшения же радиуса поворота порожней машины и снижения износа шин на ЗИЛ-5302ГО (таков индекс этого варианта) сделали третью ось подъемной. Насколько это решение целесообразно, покажет будущее. При полной массе свыше 11 т полезная нагрузка достигает здесь 6 т. Внутренние размеры кузова-4307x2100x2100 мм. На скорости 60 км/ч машина потребляет 19 л/100 км - немного. Теперь несколько слов о двигателях. "Малотоннажники" оснащают как дизелем Д-245.10 из Минска, так и американским "Катерпиллером-3054"с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Его рабочий объем - около 4 л, мощность 135 л. с. при 2600 об/мин, крутящий момент достигает 44,5 кгс-м (436 Н-м). Экономичный двигатель удовлетворяет нормам "Евро-2". Сцепление - "Борг энд Бек", пятиступенчатая коробка передач - "Тернер" американского производства. "Малотоннажник" с импортным мотором - плод сотрудничества ЗИЛа с американскими фирмами "Катерпиллер" и "Кенворт". Совместное с ними предприятие "Новотрак" действует уже не первый год. Стараются и белорусские моторостроители. Специально для нового семейства ЗИЛ они разработали модификацию дизеля Д-245.11, удовлетворяющую нормам "Евро-2". Итак, мы представили созданные на базе ЗИЛ-5301 модификации. Их разнообразие может служить подтверждением того, что один из ведущих в прошлом наших автозаводов, недавно отметивший свое 80-летие, несмотря на все трудности, смотрит не назад, а вперед, готовясь достойно войти в XXI век. Валерий ВАСИЛЬЕВmmНа Минском автозаводе создан новый трехосный автомобиль МАЗ-6317 с тремя ведущими мостами и широкопрофильными шинами с регулируемым давлением. Попытки выпускать трехосные машины предпринимались и раньше, тем не менее подавляющее большинство автомобилей с зубром на эмблеме - двухосные. Поэтому новый МАЗ сразу же обратил на себя внимание. В ходе испытаний в суровых условиях Крайнего Севера и жаркого климата Средней Азии выявились его высокие эксплуатационные качества. И хотя сегодня рынок грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности, можно сказать, насыщен, этот автомобиль, способный перевозить до 12 тонн различных грузов по труднопроходимой местности, несомненно, найдет своего покупателя: среди полноприводных автомобилей тяжелого класса ему мало равных. Машина оснащена двигателем Тутаевского моторного завода - ТМЗ-8424 (362 кВт/425 л. с ) , который превосходит по мощности многих конкурентов.Понравился МАЗ-6317 ив далекой Африке. Туда в конце прошлого года отправили для испытаний два автомобиля - в случае успеха было гарантировано заключение контракта на его закупку. Почти половина испытаний проходила в пустыне Сахаре. Не легче были условия и вне пустыни. - Мы двигались там, где вообще не было дорог, - рассказывает заместитель главного конструктора А. Овсянников. - Преодолевали и сыпучий песок, и болота, где глубина колеи достигала 70 сантиметров, и водные преграды. Брали естественный брод глубиной до двух метров... В результате договор о поставке МАЗов был подписан. Модификации нового МАЗ-6317 - трехосный автомобиль со всеми ведущими мостами и стандартными шинами МАЗ-63171 (для эксплуатации в составе автопоезда полной массой до 50) тонн и МАЗ-63172 с широкопрофильными шинами и грузовой платформой. Новые полноприводные МАЗы ждут покупателей. Минск Яков КАРПОВСКИЙ