102
103
ТУНДРЕ, DO ШИРОКОЙ LПосле того, как несколько лет назад закончилась прокладка железной дороги до Ямбурга, нынешнего центра заполярной газодобычи почти на самом берегу Ледовитого океана, в перевозках возросла доля железнодорожников. Но самым доступным, в том числе по ценам, остался автомобильный транспорт. В некоторых городах области число автомобилей за последние годы удвоилось и даже утроилось. К примеру, в самой Тюмени, где проживает около шестисот тысяч человек, сегодня насчитывается двести шестьдесят тысяч автомобилей. То есть одна машина на двух человек! А в северном Ноябрьске число жителей и автомобилей практически сравнялось. Да и во многих других городах не в диковинку два, а то и три легковых автомобиля в семье, по машине на каждого взрослого. Хотя область по уровню "автомобилизации" лишь на одиннадцатом месте в России. "Да куда у вас в Тюмени на машине поедешь? Одна тундра!" - такие категоричные высказывания приходилось мне слышать неоднократно. И заблуждение это - не результат пробела в знании географии. Действительно, на карте вся Западно-Сибирская низменность, почти совпадающая с границами Тюменской области, сплошь помечена болотными значками. Болота и небольшие озера - их сотни тысяч. Поистине страна озер, от северных до южных границ которой более двух тысяч километров и почти полторы тысячи - с запада на восток. До недавнего времени основным видом транспорта была в Тюменской области авиация. Самолетами и вертолетами возили в северные города, на стройки и буровых рабочих, и продовольствие, и оборудование. Сегодня изза дороговизны доля авиаперевозок в общем грузообороте снизилась до двух сотых процента, но и это много: даже на речные суда - а водные магистрали были здесь изначально самыми главными и доступными - приходится всего один процент. 1 02 ЗА РУЛЕМ 11/96 При тех высоких заработках, которые имеют с различными северными надбавками работники нефтегазового комплекса, личных автомобилей было бы наверняка больше - от покупки удерживает нехватка нормальных дорог. Особенно в Ямало-Ненецком автономном округе, где самая высокая зарплата, а дороги только технологические, соединяющие газовые промыслы - сложенные из бетонных плит и совсем не для легкового транспорта. В целом же область, как утверждает статистика, по протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на тысячу квадратных километров территории занимает семьдесят второе место в Российской Федерации! В северных районах, где "твердое покрытие" на болотах создает, главным образом, сибирский мороз, доходящий до пятидесяти градусов, именно на зимнюю половину года падает основная часть грузоперевозок. Тут уж только успевай. И везут по зимникам, по нескольку дней не выходя из кабины и не глуша моторов, сваренные в тридцатиметровые плети трубы газопроводов, негабаритное оборудование, машины для компрессорных станций, строительные материалы. Протяженность зимних дорог приблизительно не назовет никто, даже заместитель губернатора области Юрий Кутапов, в чьем ведении транспорт, дороги и коммунальное хозяйство. Зато он с точностью до десятка метров скажет, что в прошлом году построено дорог с твердым покрытием 621 километр 200 метров, а в 1994 году - 586 километров. Дороги строят во всей области. Если оценивать их не по европейским стандартам, а по российским, то автомобильная дорога есть от Тюмени до Нового Уренгоя. Во всяком случае многие уренгойцы отправляются в отпуск на своих машинах. Ну, а уж про сургутян, работающих на знаменитом Самотлоре, говорят, что они почти на Большой земле, потому что на машине преодолевают расстояние до Тюмени всего за день - не очень торопясь и имея возможность отдохнуть по пути в многочисленных кафе. Придорожный сервис в области начал развиваться совсем недавно. То, что есть сегодня, по большому счету лишь попытки его наладить. Зато свои немудреные кушанья, вроде горячих пирожков, укутанных в старые телогрейки, чая и кофе во вместительных китайских термосах, а ближе к осени - горячей картошки с солеными огурцами, выносят на трассу жители близлежащих деревень. Но есть и заведения солидные - в старинном Тобольске, когда-то столице Сибири, где сходились торговые пути Севера, Востока и Запада. Сегодня этот город развивается, главным образом, благодаря гиганту нефтехимии. Однако Тобольск, расположенный на слиянии могучих сибирских рек Оби и Иртыша, в воды которых с крутого холма смотрит величавый кремль, стремится стать центром туризма, в том числе иностранного. Два года назад в городе построили роскошную, по местным меркам, четырехзвездную гостиницу "Славянская". Появились кафе, рестораны, пункты для обслуживания автомобилей проезжего люда. Налаживается сервис ив самой Тюмени. Года три назад здесь было всего несколько заправочных станций, собиравших громадные очереди, - теперь их количество на каждом направлении превышает былое общее. Два года назад предприимчивые молодые люди из автосервиса попытались наладить техпомощь на дороге. Оборудовали машину всем необходимым, даже токарным станком, и стали ждать вызовов. Месяц машина простояла невостребованной - и от затеи пришлось отказаться за отсутствием спроса. Основной причиной было не то, что водители предпочитают все делать сами, а то, что никто по-настоящему не верил в осуществимость здесь такой услуги. Боялись, что сдерут за вызов "технички" три шкуры, а главное - вызвать-то техпомощь неоткуда. Как и во всей матушке России, позвонить с трассы нет никакой возможности даже теперь, когда в городах интенсивно развивается сотовая связь. За двадцатым километром телефон становится беспомощно глухим. Захотите остановиться на ночлег - и в Тюмени, и в Тобольске проблем не возникнет. За последние год-два открылось достаточно много кемпингов, под которые закуплены деловыми людьми бывшие санатории-профилактории и базы отдыха предприятий. Появилось много новых гостиниц - в них переоборудованы некоторые общежития тех же предприятий; действуют платные стоянки, где за ночь берут десять-пятнадцать тысяч рублей. Многие годы трасса Тюмень-Тобольск была одной из лучших в области: двести пятьдесят километров - за два-два с половиной часа. Теперь в нескольких местах движение ограничено ОРОГЕ...машину, он просто сказал: "А у нас тут не угоняют. Некуда. Дорога летом только по городу, а в нем три улицы". Но на картах строителей уже проложена пунктиром трасса Саиз-за реконструкции, и времени лехард-Надым-Новый Уренна дорогу понадобится несколько гой-Тарко-Сале-Ноябрьск. Дальбольше. Строится дорога и на ше на юг путь есть. Эта долгоХанты-Мансийск. Конечно, было срочная программа начала пребы наивным полагать, что через творяться в жизнь, но темпы... Дорожники работают однонесколько лет тут появится аналог германских автобанов или ховременно на нескольких участках тя бы подмосковных трасс, выбудущей трассы, иногда именуеполненных опять же с участием мой "великим сибирским кольцом". инофирм. Но те участки, что сдаДля ускорения темпов законоданы в эксплуатацию, уже позволятельное собрание округа приняло ют тешить себя надеждами, что решение ввести местный налог в дорога на Ханты-Мансийск и дорожный фонд в размере 1 % от дальше к берегам Северного Леприбыли предприятий. При сущедовитого океана станет действиствующем федеральном финансительно дорогой, а не тем, что мы ровании, если даже учесть средпо неприхотливости своей под ства округа, строительство дороги затянется на столетие, так как этим словом подразумеваем. денег хватает лишь на двадцать Потребность в хорошей дороге вызвана чисто экономичекилометров в год. скими соображениями - обеспеБольшинству тюменцев дочить грузопотоки напрямую из рога нужна раз в году, чтобы выСвердловской области в Томбраться в отпуск. Но далеко не скую, доставлять оборудование каждый рисковал отправиться в на Полярный Урал, где разведаэто нелегкое путешествие. ны неисчислимые природные боСтрашные рассказы о рэкете загатства, на Ямал, за которым буставляли многих откладывать в дущее развития газодобычи и. сторону ручку и бумагу с цифрагде во всю газпромовскую мощь ми расчетов, убедительно покаразворачиваются работы по осзывающих всю выгоду от поездвоению полуострова. ки семьей на своей машине, и Только в Ямало-Ненецком идти в кассу "Аэрофлота". А если автономном округе, что на теруж отчаянные головы и находиритории Тюменской области, лись, то ехали целой бригадой. предстоит, по подсчетам специРэкет, действительно, сущеалистов, построить в ближайствовал, а не был просто выдумшие годы более трех тысяч кикой. Только за прошлый год и налометров дорог с твердым почало нынешнего тюменская миликрытием. Причем современных, ция совместными силами ГАИ, ретретьей и четвертой категории. гионального управления по борьПока - нет никаких. бе с организованной преступноЗнакомый в столице округа, стью, ОМОНа и других подраздеСалехарде, подъехал на машине лений обезвредила несколько к берегу и, оставив включенным преступных группировок, нагодвигатель, повел меня показынявших страх на водителей-дальвать, какие красоты открываютнобойщиков, проезжающих отпуся с крутого откоса. На мой нескников и облагавших их данью. доуменный вопрос, не боится ли Нынешним летом таких слуон так оставлять свою дорогую чаев, по официальной сводке милиции, в области не зарегистрировано, однако разговоры о поборах продолжаются. Чего в них больше - правды или вымысла, судить не берусь. Но проехав во время отпуска на своей машине восемь тысяч километров, я ни разу не столкнулся с угрозой. Так что, может, и дорога на океан, которую когда-нибудь все же достроят, станет безопасной, а путешествие по ней для сотен тысяч автомобилистов - приятным. Тюмень Леонид ИВАНОВ"КАЖДЫЙ КИЛО! УЛУЧШЕНИЕ ЧЬЕЙ\У>•\ш^ * ц П | JQГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИВ дороге думается лучше. В кабинете, даже если остаешься один, все равно в любую секунду может потревожить телефон или внезапный визит... А здесь, в салоне автомобиля, можно спокойно размышлять о многих проблемах, в том числе и дорожных. Кстати, строителей наших в последнее время принято больше ругать, чем хвалить. Но ведь собственных трудностей у них не меньше, чем у кого бы то ни было другого. Сибирская погода, конечно, сказывается на темпе и качестве сооружения дорог. Например, в нынешнем году апрель и май выдались холодными, что задержало начало строительного сезона на два месяца. А ведь за год планировалось ввести только на юге области 295 километров дорог с твердым покрытием. В первом полугодии сдали в эксплуатацию меньше, чем планировали, поэтому вся нагрузка легла на осенние месяцы. В Тюменской области и они - не подарок строителям, а ведь нужно не только сооружать новые трассы, но и ремонтировать действующие: за год - 368 километров. И практически каждый - улучшение чьей-то жизни. Например, только что построенный мост через Тобол у села Новоатьялово. Долгие десятилетия он был несбыточной мечтой. Старожилы помнят, как своенравный Тобол отрезал на полгода жителей заречной части района от остального мира. Сколько было хлопот и несчастий при переправе на плотах и лодках! Так же страдали и жители Вагайского района. У райцентра река Вагай разливалась, словно море. Здесь мостовой переход был сдан нынешней весной. Всего за год сдадим тридцать мостов, в том числе шесть - капитальных. Все, наверное, слышали про знаменитый Сибирский тракт. Сейчас сооружается параллельно ему еще одна трасса, которую уже называют "хлебной дорогой". Она пройдет южнее и соединит в единую цепь несколько сельскохозяйственных районов. Выходят на удобную транспортную магистраль лесопереработчики Вагайского и Аромашевского районов, ведь северное плечо сократит прежний маршрут на 230 километров. Здесь рядом с гражданскими подразделениями трудятся два батальона инженерных войск. Трасса с юга области на Урай-Междуречье позволит наладить сообщение с так называемым Заболотьем. Появилась добротная дорога от Викулово до Абатского. На очереди - дорога Ялуторовск - Шадринск. В каждом районе ежегодно строится 20-30 километров дорог с твердым покрытием. Единственным райцентром без асфальтового подъезда оставалось село Вагай. В ближайшее время ик нему придет нормальная дорога. Когда участники первого международного автопробега Москва-Владивосток проехали по Тюменской области, то были приятно удивлены качеством и темпами сооружения дорог. Добрые слова слышать приятно, но мы понимаем: предстоит сделать гораздо больше.ЗА РУЛЕМ 11/96103