119
боимийламиКОГДА ТРИБОК" ОТСЛУЖИТ СРОКМасляный насос - один из важнейших узлов автомобиля, отказ которого может привести к самым плачевным последствиям. Срежутся шлицы "грибка" (винтовой шестерни) - и пропало давление! О ремонте масляного насоса "Жигулей" рассказывает Виктор СЛЕСАРЕВ.- это пригодится при последующей установке распределителя на место и избавит от необходимости регулировать установку зажигания (небольшая корректировка не в счет - это должен легко делать каждый). Отвернув гайку ключом на "13", снимите пластину крепления распределителя и выньте его из гнезда в блоке цилиндров. Ниже в гнезде вы увидите шестерню - "виновницу торжества". Вынуть ее легко папочкой, заточенной в виде усеченного конуса (диаметр на конце 10 мм). Вбейте ее в отверстие пробку, например бумажную, в отверстие. Пробка будет вытолкнута. Распределитель устанавливают так, чтобы наружный контакт ротора оказался напротив контакта первого (или четвертого) цилиндра в крышке. Пустив двигатель, можно уточнить установку зажигания доступными вам способами. Опытные автомобилисты корректируют угол опережения зажигания по детонационным стукам при разгоне автомобиля. Нормальным считается такой, при котором в начале разгона с полностью открытым дросселем от скорости 50 км/ч на IV передаче непродолжительно (1-2 секунды) слышны детонационные стуки. "Затягивание" стуков в зону более высоких оборотов при разгоне означает, что зажигание излишне раннее. Наоборот, отсутствие стуков говорит о позднем зажигании. Что делать, если шлицы разрушатся в пути, а у вас нет запасной шестерни? Еще раз затронем эту тему. На рисунке (а) показано, как восстанавливают работоспособность узла с помощью мягкой стальной проволоки (например, от канцелярской скрепки) толщиной около 0,8 мм. Две П-образные скобки крест-накрест вставляют снизу в отверстие шестерни и затем насаживают ее на валик с помощью подходящей оправки и молотка. Удары наносят несильные, чтобы скобки постепенно обмялись по месту установки, иначе есть риск поломки самой шестерни, материал которой довольно хрупок. Другой способ ремонта (б): скобки делают из полосок мягкой жести от консервной банки - ширина полосок 3-4 мм. Еще один вариант: из консервной банки вырезается полоска шириной 10-12 мм и длиной 30 мм. Полоска, согнутая кольцом, вкладывается в отверстие шестерни так, чтобы снаружи осталось 1,5-2 мм. Этот край полоски отгибается наружу, на торец шестерни (в). Случалось, восстановленный таким способом узел позволял успешно проехать до тысячи и больше километров, но проверять долговечность скобочек мы не советуем. Лучше заменить шестерню при первой же возможности. ЗА РЛМ1 / 6 119 УЕ 19Сам по себе масляный насос конструктивно прост - ломаться почти нечему. Правда, с течением времени подача масла может несколько снижаться из-за износа деталей и увеличения зазоров, по которым масло из полости нагнетания перепускается в полость всасывания. Контрольная лампа давления включается датчиком типа ММ-120. Датчик ввернут в блок цилиндров и подсоединен к главной масляной магистрали. Очевидно, "ложное срабатывание" (лампа загорается, несмотря на нормальное давление масла) не страшно, - убедившись в исправности насоса и завернув другой, заведомо исправный датчик, вы спокойно отправитесь в путь. Хуже, если произойдет обратное - лампа не загорится при падении давления. Теоретически и это возможно, но, как показала практика, маловероятно. Причины падения давления мы рассмотрели раньше (ЗР, 1996, № 4). Одна из самых распространенных, для автомобиля с большим пробегом, - износ шлицевого соединения винтовой шестерни и валика привода масляного насоса. Кстати, имейте в виду, что иногда уже за день-два до полного отказа привода насоса вы можете заметить временное (на несколько секунд) исчезновение давления - вспыхнет лампа. Если после этого давление и появится, остановитесь и уточните причину. Если окажется, что шлицы в шестерне почти "на пределе" (произошел проворот и временное "схватывание"), ее пора менять. В этом случае нужно, как минимум, заменить винтовую шестерню. Шлицы валика более износостойкие, но лучше заменить и его - валик вы можете купить и как отдельную деталь, и в комплекте с шестернями насоса. Рассмотрим простую работу - з а ­ мену винтовой шестерни (для замены валика привода необходимо снять и разобрать насос - это уже другая работа, о которой поговорим в будущем). Итак, лучше заменить шестерню заранее - при пробеге автомобиля около 100 тысяч километров. Деталь эта недорогая, а работа несложная. Не забудьте, что коленчатый и кулачковый валы, а также вал распределителя зажигания находятся в строго определенных взаимоположениях, от которых зависят фазы газораспределения и опережение зажигания. Снимите крышку "трамблера" и отметьте положение наружного контакта ротораВосстановление работоспособности узла с помощью проволоки (а) или жести (б, в).шестерни и потяните - шестерня у вас в руках. С помощью той же палочки установите на место новый "грибок". Если коленчатый вал был при этом неподвижен, а положение ротора распределителя вы отметили, существенного нарушения установки зажигания не произойдет. Если же положение ротора не было отмечено, может произойти сбой. В этом случае нужно действовать общеизвестными методами, то есть совместить метку на шкиве ко ­ ленвала со средней меткой на крышке, подведя поршень первого (или четвертого) цилиндра к верхней мертвой точке в конце такта сжатия. Это легко оп ­ ределить, вывернув свечу и вставив