Наше интервьюЗемля наша издавна славится талантами. Но, к сожалению, часто они остаются невостребованными, живут сами по себе, удивляя лишь немногих свидетелей. Один из таких талантов, чей потенциал так и не был по-настоящему применен, - Александр ЗАМЫСЛОВ. Он был мото- и автогонщиком, механиком, тренером, а конструктором, в одиночку воплощающим свои находки, остался по сегодняшний день. - Александр, о тебе всегда говорили, что Замыслов больше любит готовить автомобиль к соревнованиям, чем ездить. - Да, это так. Мне было очень интересно экспериментировать и все делать самому. Я многому научился в команде ЦСКА у известного мотогонщика Олейникова. Это уникальный человек - выигрывал гонки на мотоцикле, в котором все, включая двигатель, было сделано его руками. Видно, я оказался неплохим учеником - впервые выиграл чемпионат СССР по мотокроссу, когда мне исполнилось 17 лет, как раз в день рождения. - Опыт, полученный в подготовке мотоцикла, пригодился потом, когда ты пересел за руль гоночного автомобиля? - Еще как! Вот пример. Я начал участвовать в ипподромных (трековых) гонках на "волгах" и сразу понял, что управлять такой коровой на льду, причем красиво, не^ возможно. Тут вспомнил, что на управляемость мотоцикла очень сильно влия ет наклон передней вилки. Тогда изогнул рычаги у "Волги" так, что колесо при повороте стало "заваливаться" - ну как на "мерседесах" сегодня. В такой подвеске очень большой угол наклона шкворня - кастор. Все это появилось позже, к слову, и на "Мерседесе" тоже. Однако в ту пору у нас такого не видели. Все поражались, как быстро и красиво я ездил на той "Волге" в чемпионате СССР. Выиграл тогда без особого труда, благодаря удачно найденному техническому решению. - Много ли приходилось выступать на "волгах"? - Очень. Двигатель ее трудно поддается форсировке. Помню, бывали курьезы. Всю зиму готовишь мотор, а летом на кольцевых гонках понимаешь, что все напрасно. Техника езды, свои конструкторские находки иной раз позволяли догнать "кругового" - отставшего на круг гонщика, а на прямой он уезжал: мотор лучше! Приходилось рисковать в поворотах, ведь обидно - столько готовился! Позже, когда появились "жигули", все поняли, что без спортивного распредвала с широкими фазами их мотор большой мощности не разовьет. Но где было взять его на третьем Московском автокомбинате? И я начал делать гоночные распредвалы сам. Изготовлял впускные и выпускные кулачки отдельно на фрезерном станке, потом распиливал их, вытачивал втулки - словом, делал сборный распределительный вал на штифтах. Такие валы были не хуже фирменных, итальянских. Кстати, тогда еще в мире не делали сборных распредвалов... - Расскажи, пожалуйста, о твоем легендарном гоночном "Запорожце". - Дело было в 1974 году, когда на ипподромных гонках ввели так называемый свободный класс, то есть делай все, что хочешь, создавай машину сам - лишь бы быстро ехала. Волжский автозавод подготовил ВАЗ-2101 с мотором от ВАЗ-2106, а АЗЛК - сверхмощный по тем временам мотор с двумя распредвалами. Я, как говорил уже, работал на третьем автокомбинате, где таких возможностей для подготовки спортивных машин не было. Но все же решил придумать что-то необычное, используя, так ска- О прошлом, вижу, приятно вспомнить. А удается ли использовать тот опыт сейчас? - Меня по-прежнему интересуют трудные задачи. С тех пор, как закончил выступать в гонках, ремонтирую иномарки, но избегаю выполнять те работы, которые под силу другим. Менять колодки, амортизаторы, шаровые опоры - не моя стихия. Я ремонтирую автоматические коробки передач и системы впрыска топлива. Здесь привлекает сложность и неорди-зать, подручные средства. Это вообще моя жизненная установка: максимально использовать то, что доступно, то, что под руками. Короче, если по-настоящему захотеть, всегда можно найти выход. Вот яи решил совместить самый мощный по тем временам (и к тому же доступный мне) "волговский" мотор с самым легким кузовом. Уговорил директора комбината купить кузов "Запорожца", не "горбатого", конечно, а современной модели. Взял подрамник от "Волги" ГАЗ-21, благо, такого добра у нас было навалом, да и приварил его к "Запорожцу". На него установил форсированный мотор от своей спортивной "Волги". Автомобиль получился с передним расположением двигателя, задние колеса - ведущие. Сесть пришлось, правда, на заднее сиденье. В закрытом парке перед началом гонки все буквально попадали от смеха. Но когда я начал выигрывать заезд за заездом, трибуны просто взрывались овациями. Добавлю, что выступал на легких дисках из магниевого сплава собственного изготовления. Занял я одно из призовых мест. Это стало настоящей сенсацией: "Запорожец" обгонял "москвичи", "жигули" и "волги"! Но на следующий год свободный класс отменили. А тут "Мосфильму" потребовалось снять трюковой прыжок через двухметровый забор. Я сказал, что для этого надо автомобиль переоборудовать и это обойдется недешево. Директор картины согласился и перечислил деньги на счет автокомбината. Так я вернул сумму, которую мне выделили на приобретение "запорожского" кузова, да немного "заработал". Прыжок на "Запорожце" удался на славу. Летел он очень высоко и красиво - ведь у него была хорошая развесовка, двигатель-то стоял спереди!&нарность проблем, с которыми приходится сталкиваться. Кстати, все, что у меня есть, заработал своими руками и никогда не обращался ни к кому за помощью. - А на каком автомобиле ты ездишь сам? - Еще в начале восьмидесятых купил в комиссионном магазине "Ягуар" с поврежденной передней подвеской. Починил и стал получать удовольствие от английского комфорта. Когда весной пересаживался на него из "Жигулей", казалось, что все дороги сразу залатали. В конструкции "Ягуара" мне очень понравилось то, что помимо основных двух карбюраторов есть и третий - вспомогательный или пусковой. На нем машина заводится и прогревается, потом он отключается ив работу вступают два основных. Все это было подызношено и разрегулировано. Восстановить оказалось сложно, но дело стоило того. Хотя пришлось, например, вытачивать иголки дозирующей системы для карбюраторов СУ. Но вот уже года три не выезжаю на "Ягуаре": хочу сохранить таким, какой он есть. Езжу на "Тойоте-Камри" - очень удобный и надежный автомобиль. Привез его из Германии несколько лет назад, успел до введения пошлин. - Как считаешь, мог бы ты быть полезен отечественному автомобилестроению ведь недостатка в идеях и оригинальных решениях у тебя нет? - Раньше не было времени, я ведь много лет занимался гонками, и не без успеха. Ну, а сейчас уже поздно. Теперь дело за молодыми. Вопросы задавал Михаил ГОРБАЧЕВ ЗА РУЛЕМ 11/96 67