122
123
йоимийламиПОЧТИ ВСЕ О СТАРТЕРАХЧасть 2РАЗБОРКАДЕЛО НЕХИТРОЕВообще говоря, в книгах очень подробно рассказывается о том, как разобрать и собрать стартер. Поэтому мы остановимся лишь на отдельных моментах, наиболее важных. Отвернув винт, снимаем защитную ленту с бумажной прокладкой. Затем, отвернув четыре винта, извлекаем щетки из щеткодержателя, при этом пометив места, где они стояли, щетки приработаны к коллектору. Если вы уверены, что щетки будете менять, отметки не требуются. Далее нужно отвернуть две гайки на "10" (Мб) стяжных шпилек. Теперь стартер разбирается на части: это крышка щеткодержателя с подшипником скольжения якоря, статор и крышка (в сборе с рычажным механизмом) и тяговое реле (предварительно отсоединяют провод от стартера к нижнему контактному болту реле, отвернув гайку "на 13", М8). В предыдущем номере журнала Эдуард КОНОП и Росс ТВЕГ начали разговор об обслуживании автомобильного стартера. Предлагаем вам продолжение этой беседы. Контактную поверхность коллектора с неглубокими рисками нужно отполировать, при более серьезных повреждениях - проточить. Высота щеток должна быть не менее 12 мм. Продувкой удалите пыль из стартера и щеткодержателя. Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые детали смажьте "Литолом-24" для этого разведите их отверткой, сжимая пружину привода. Подшипники скольжения, винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты смажьте маслом для двигателя. При разборке реле и рычажного механизма отворачиваем три гайки "на 8" (М5) болтов с Т-образными головками и вынимаем шплинт оси рычага. Теперь можно привести в порядок рабочие поверхности контактной пластины и болтов - в случае необходимости их шлифуют мелкозернистой шкуркой, допускается и поворот болтов вокруг оси на 180°. (На фото 1 представлены детали стартера "Таврии" 26.3708. Справа вверху видна внутренняя часть крышки реле и круглые головки контактных болтов.) При сборке реле будьте осторожны, завертывая гайки болтов, чтобы пластмассовая крышка не треснула. Разбирая стартер, не потеряйте регулировочные шайбы, от которых зависит осевой свободный ход вала якоря. Он должен лежать в пределах 0,07-0,7 мм. вибраций) гаек контактных болтов и винтов щеток, зависание щеток или их сильный износ, загрязнение коллектора, замыкание между пластинами коллектора (например, из-за скопившейся угольной пыли). Возможно (хотя случается достаточно редко) межвитковое замыкание в обмотках как якоря, так и статора или замыкание обмоток на корпус. На фото 1 видны некоторые конструктивные отличия стартера 26.3708 от стартера СТ-221, в частности, торцевой коллектор якоря, характерный для современных конструкций. Окисление контактов в замке зажигания или штекерного разъема "50" тягового реле приводит к отказу реле - в этом случае щелчков его срабатывания вы не услышите. При окислении штекерного разъема обычно бывает достаточно немного его пошевелить, чтобы работоспособность восстановилась. С замками сложней -ЕСЛИ СТАРТЕР МОЛЧИТ...Итак, вы повернули ключ в замке зажигания - но в ответ слышите лишь щелчки тягового реле. Якорь стартера не вращается. Это возможно (и часто происходит) из-за нарушений в цепи питания, а именно - из-за окисления (обгорания) поверхностей контактной пластины и болтов, окисления выводных штырей и зажимов аккумуляторной батареи или точек соединения батареи и двигателя с "массой" автомобиля. Важно понимать, что для большого тока, потребляемого работающим стартером, такие дефекты равносильны обрыву цепи. Другие причины нарушения цепи это, например, самоотворачивание (отРис. 2. Исправное (а) и неисправное (б) состояние контактной поверхности клинового паза муфты.Рис. 1. Так работает обгонная муфта: а-до пуска; б - после пуска двигателя.122 ЗА РУЛЕМ 11/96контактные группы некоторых из них неразборные, поэтому зачистить контакты непросто. Многие из-за этого целиком меняют контактную группу. Почему окисляются (обгорают) эти контакты? Во-первых, через них протекает довольно большой ток (около 30 А). Во-вторых, с ним суммируется при выключении реле - ток самоиндукции (желающие могут впомнить физику и правило Ленца!). В результате контакты замка зажигания силь- Фото 1. Детали стартера 26.3708 СТаврии"): статор со щеточным узлом; якорь с торцевым коллектором; электромагнитное реле, контактная пластина, болты. Последние в хорошем состоянии.нее обгорают именно при выключении стартера. Чтобы контакты меньше обгорали, самым лучшим решением является применение дополнительного реле стартера (например, 113.374710), подключаемого, как показано в октябрьском номере журнала. Если на вашем автомобиле стартер с двухобмоточным тяговым реле, вы можете столкнуться с любопытным явлением: при попытке включения стартера его якорь не вращается или поворачивается на небольшой угол, отдельными толчками, что сопровождается "пулеметным" треском реле. Как уже было сказано, в момент за ­ мыкания контактных болтов пластиной втягивающая обмотка отключается и работает только удерживающая. Если батарея сильно разряжена или электрическая цепь имеет дефекты (см. выше), удерживающая обмотка не может выполнить свою задачу и якорь под действием возвратной пружины отводит пластину от болтов. Вновь включается втягивающая об ­ мотка и цикл повторяется. Разумеется, это произойдет ив случае повреждения удерживающей обмотки, к о ­ гда она неработоспособна. На автомобиле, имеющем дополнительное реле стартера, подобная картина может наблюдаться и при плохой проводимости между контактами "30" и "87", вследствие чего ток, поступающий в обмотки тягового реле, слишком мал. Как поступить в случае обгорания контактов "30" и "50" замка зажигания "Жигулей"? Проще всего тому автомобилисту, у которого в замке зажигания есть резервные контакты. Например, выключатель зажигания ВЗ 347 может иметь контакты 16. В этом случае красный провод можно временно перебросить со штекера "50" на "16". Если резервных контактов нет, можно несколько усовершенствовать метод, известный по кинобоевикам: провода, соединенные со штекерами "30" и "50" замка, нужно замкнуть любым удобным способом. Например, их изоляцию на участке длиной 30-35 мм зачищают и присоединяют к ним два коротких (50-60 мм) отвода с оголенными концами. Для включения стартера достаточно их соединить. Этим способом можно пользоваться, пока вы не отремонтируете или не купите новый выключатель зажигания, но на "отростки" нужно надеть изолирующие чехлы (например, из хлорвиниловой или резиновой трубки). Их самопроизвольное замыкание должно быть полностью исключено. Само собой разумеется, места со ­ единения проводов нужно также тщательно заизолировать. Зная слабые места замков зажигания, некоторые автомобилисты доводят "идею" до совершенства, подключив к упомянутым отводам подходящий электрический контактор (подпружиненную кнопку), рассчитанный на ток не ниже 50 А. После этого пуск производят, включая зажигание и нажимая кнопку, - проблема обгорания контактов практически решена. Неприятная неисправность - нежелание включенного стартера вы ­ ключаться. Например, из-за неисправности выключателя зажигания, когда не удается разомкнуть контакты "30" и "50", или дополнительного реле (если "спеклись" его контакты "30" и "87"). В этом случае можно отсоединить от тягового реле штекер "50" - и стартер выключится. Если же "спеклись" контактная пластина и болты тягового реле (бывает и такое, особенно при ослабленной возвратной пружине) или шестерня привода по причине механических неполадок не выходит из зацепления с венцом маховика, отключение питания тягового реле не поможет - стартер останется включенным. В этих случаях отключите батарею от "массы", а с входного штуцера бензонасоса снимите шланг. Мотор остановится."АХИЛЛЕСОВА ПЯТА" ОБГОННОЙ МУФТЫИзвестны примеры того, что привод стартера успешно работал при пробеге автомобиля до 300-400 ты ­ сяч километров. В частности, очень долговечной бывала муфта обгона, а привод заменяли из-за износа входных (косых) кромок зубьев. Но иногда муфта начинала проскальзывать уже на 30-й тысяче километров. В чем причина? На рис. 1 схематически показана работа обгонной роликовой муфты: а - при пуске двигателя (наружное кольцо с клиновидными пазами для роликов стремится "обогнать" внутреннее, и ролики, заклинившись вуз ­ ких частях пазов, передают вращениевнутреннему кольцу, шестерне и маховику); б - двигатель запущен, т е ­ перь внутреннее кольцо "убегает" от наружного, ролики выкатываются из узких частей пазов, разобщая две части муфты. На рис. 2, б показана муфта в аварийном состоянии, когда ролики, будучи в узких частях пазов, не за ­ клиниваются, а работают подобно роликам подшипника. Обычно это происходит в том случае, если на рабочих поверхностях пазов наружного кольца вырабатываются углубления ("лунки"). Исследования показывают, что при угле клина около 5-6° муфта, даже смазанная, работоспособна, но его увеличение до 9-10° приводит к проскальзыванию ролика (рис. 2, а, б). Образование "лунки" как раз и означает увеличение угла заклинивания. Причины образования лунок предмет специальных исследований, так как подобный вид износа обгонных муфт в технике давно известен и остается по сей день серьезной проблемой. Ускоренное образование лунок бывает результатом сочетания высоких контактных напряжений и неудачных характеристик материала, ударных нагрузок при включении муфты и т. д. Исправная муфта должна заклиниваться при небольшом повороте наружного кольца относительно внутреннего (пока ролик вкатывается в узкое место паза), на деле же это может происходить с задержкой (например, из-за отложений грязи в механизме поджимных пружин или из-за их ослабления). В результате якорь стартера, имея большой запас мощности, но без внешнего сопротивления, почти мгновенно раскручивается до максимальных оборотов - около 5000 об/мин, после чего либо сохраняется проскальзывание, либо ролик, пробив пленку грязи или масла, з а ­ клинивается ударом. Последнее для муфты губительно: порой одного-двух ударов, вызванных загрязнением, б ы ­ вает достаточно, чтобы привести муфту в негодность. Детали муфты изготовлены с вы-Фото 2. Якорь стартера предположительно при работе касался полюсов (видны следы). Привод с муфтой обгона и рычаг исправны.ЗА РУЛЕМ 11/96 123