28
29
30
Презентация нового автомобиля, как правило, событие знаменательное. Где-нибудь в дальнем зарубежье собираются журналисты со всего света, в том числе из России. Далее следует обычная программа: пространная пресс-конференция с рассказом об успехах фирмы и докладами ответственных лиц, непродолжительный тест-драйв и завершающий мероприятие грандиозный банкет. В результате на страницах газет и журналов появляются статьи, из которых читатель может почерпнуть информацию об автомобиле, в силу своей заоблачной цены совершенно недоступном простому смертному со средним достатком. Иное дело - мероприятие, прошедшее в чешском городе Млада-Болеслав, где сходят с конвейера хорошо известные у нас "шкоды". Здесь представителям прессы продемонстрировали новую модель "Октавия", способную потеснить продукцию корейских заводов, заполонившую рынок недорогих машин. Большинству российских автомобилистов узнать, чем отличается "Бентли" от "Роллс-Ройса", полезно лишь с точки зрения общего развития. Напротив, информация о "Шкоде" адресована будущим покупателям. А приверженцев этой марки у нас уже немало. Недаром все чаще на дорогах России встречаешь относительно дешевые, но надежные и достаточно комфортабельные чешские "фелиции". На отечественном рынке их прямые конкуренты - автомобили типа "вазовской" "девятки" или корейские "Киа-Сефия" и "Хёндэ-Акцент". Новая "Октавия" классом вы28 З РУЛЕМ 11/96 АПятая дверь в сочетании с хорошо заметной "ступенькой" багажника позволяет считать "Октавию", скорее, пятидверным седаном, чем хэтчбеком,как указано в инструкции. ше - ее можно сравнивать с "ФольксвагеномПассат", "Хёндэ-Лантра" или... "сорок первым" "Москвичом". Впрочем, последний в силу устаревшей конструкции попадает в эту компанию с большой натяжкой. Итак, "Октавия" - переднеприводный хэтчбек нового поколения, с "Фелицией" ничего общего, помимо эмблемы "Шкоды", не имеющий. Отмечу также, что машина ни одной мелочью не напоминает выходца из бывшего социалистического лагеря. В отличие от наших заводов, в Млада-Болеславе теперь выпускают действительно качественную продукцию на уровне европейских стандартов. Для этого используют самые передовые технологии. Например, высочайшее качество окраски и комплекс антикоррозионных мер позволяют гарантировать покупателям сохранность кузова на протяжении десяти лет эксплуатации! "Октавия" будет поступать в продажу в трех основных вариантах комплектации. Базовую, наиболее доступную по цене модель обозначают индексом "LX". На нее устанавливают четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 55 кВт/75 л. с. рабочим объемом 1,6 л или дизель 1,9 л - 50 кВт/68 л. с. Четырнадцатидюймовые колеса обуты в шины 175/80 R14. Автомобиль повышенной комфортабельности "GLX", помимо уже названных силовых агрегатов, комплектуют также бензиновым мотором 1,6 л мощностью 74 кВт/101 л. с. - О ТВЕТ КОРЕЙСКОЙ ЭКСПАНСИИОдного взгляда на кузов "Октавии" вполне достаточно для положительной оценки. Никогда не славившаяся респектабельностью "Шкода" приобрела внешность солидного европейского автомобиля. Хотя революционных находок в дизайне нет, а в отдельных элементах читаются мотивы "Опеля", "Ауди", "Вольво" и даже БМВ, в целом машина ни одну не копирует, имеет свое лицо. Спокойные сглаженные формы не вызывают ассоциаций с набившими оскомину "обмылками". И что самое главное, далеко не самый дорогой на рынке автомобиль не выглядит дешевкой, чем выгодно отличается от многих азиатских машин. Рабочее место водителя вызывает всплеск положительных эмоций. Лаконичная, выполненная в присущем немецким автомобилям стиле, панель приборов со спидометром и тахометром. Удобный четырехспицевый руль. Оптимально расположенные педали сцепления, тормоза и газа. Хорошо доступные подрулевые переключатели. Не перегруженная рычажками неизвестного назначения центральная консоль. Тумблеры управления микроклиматом и наружным освещением помечены привычными нашим водителям пиктограммами, алгоритм их работы вполне понятен. Сиденье очень удобное, широкий диапазон регулировок сродни лучшим западным образцам: вперед-назад, вверх-вниз, наклон спинки, упор под поясницу, высота и положение подголовника. Наклон рулевой колонки тоже можно изменить. При этом, основательно покрутив все ручки, находишь несколько разных, но тем не менее вполне устраивающих тебя положений регулировки верный признак автомобиля с хорошо продуманной эргономикой. В отличие от ряда отечественных моделей, где как ни дергай рычажки, как ни ерзай - все неуютно, в классной машине приемле-Облик "Октавии" не оставляет сомнений мобиль изготовлен в Европе. На стальных дисках увеличенного диаметра смонтированы шины 195/65 R15. Вершина модельного ряда - модификация "люкс" - "SLX". Двигатели: четырехцилиндровый бензиновый мощностью 101 кВт/125 л. с. объемом 1,8 лс пятью клапанами на цилиндр, упомянутый выше 1,6-литровый или турбодизель (1,9 л, 66 кВт/90 л. с). Колеса из легкого сплава с шинами 195/65 R15. В зависимости от модификации в качестве стандартного или дополнительного оборудования "Октавию" комплектуют кондиционером, подушками безопасности для водителя и пассажира, антиблокировочной системой тормозов, электроподогревом передних сидений, люком в крыше, электростеклоподъемниками, системой центральной блокировки дверей, аудиосистемой, сигнализацией, а также наружными зеркалами с подогревом и сервоприводами. Тем, кто не привык переключать передачи вручную, предложат четырехступенчатый "автомат". К сожалению, для пробных поездок всем журналистам предоставили лишь самые мощные 125-сильные "Октавии-SLX 1,8 20V", "упакованные" по полной программе. Видимо, представители "Шкоды" стремились показать лучшую, на их взгляд, модель разборчивым европейским водителям. Думаю, нашим читателям было бы куда интереснееузнать о ходовых качествах более дешевых, а значит, и доступных модификаций. Но, как говорится, в чужой монастырь... Все же, познакомившись пусть с самой дорогой "Октавией", можно сделать немало выводов о семействе в целом.Панель приборов не перегружена информацией, но все необходимое на ней есть. Конструкторы позаботились о безопасности пассажиров: помимо надувных подушек, в "Октавии" смонтированы механизмы, предварительно натягивающие привязные ремни.Салон новой "Шкоды" прост, но уютен. мо и без тщательной подгонки сидений, а если уж отрегулировал - то просто "лафа". Правда, есть в просторном салоне "Октавии" один недостаток - необычайно толстые спинки передних сидений, которые ограничивают пространство для коленей у пассажиров заднего ряда. Они же, если впереди два рослых человека, мешают полностью разложить задние сиденья для увеличения багажного отсека. Впрочем, в штатном варианте багажник "Октавии" весьма объемист (528 литров), его проем достаточно широк, а погрузочная высота составляет всего 662 миллиметра. На ходу внутри "Октавии" на удивление тихо - двигателя, шин, трансмиссии почти не слышно. Обивка салона отличается завидной молчаливостью. Но когда автомобиль разгоняется выше 80 км/ч, из общего малозаметного звукового фона начинают выделяться аэродинамические шумы. Правда, к ним быстро привыкаешь, а во время разговора голос повышать не приходится. На гладком асфальте Чехии в полной мере оценить работу подвески достаточно сложно. Покрытие здесь ровное и на скоростных автобанах, и на местных извилистых дорожках. Однако миновав несколько железнодорожных переездов без притормаживания и намеренно прихватив обочину колесами, ощутил уверенность, что экстремальные условия России подвеска выдержит. А на хорошем покрытии она достаточно комфортабельная, бесшумная и, что немаловажно, не слишком мягкая. В крутых поворотах "Октавия" не досаждает большими кренами это тоже можно отнести к плюсам машины. Вообще новая "Шкода" отлично держит дорогу, а в критических режимах ведет себя вполне предсказуемо. Нам удалось поездить на ней и по лесным дорогам с каскадами сложных поворотов, и по автобану со скоростью около 170 км/ч. При этом ни один из предложенных автомобилю провокационных маневров не потребовал затем от водителя мобилизовать все его мастерство, чтобы удержать "Октавию" на дороге. А асфальт-то был мокрым - моросил нудный осенний дождик. Очень понравилась коробка передач довольно короткие ходы рычага, четкие включения. Задняя передача включается так же, как у нашей "восьмерки", только алгоритм движения таков, что ошибиться и "воткнуть" ее вместо первой почти невозможно. Передаточные числа подобраны со знанием дела - оборотистый многоклапанный мотор сносно тянет и "снизу". Разумеется, для других модификаций "Октавии" с двигателями послабее предусмотрены коробки передач с иными передаточными числами и главными парами. У новой "Шкоды" эффективные тормоза. На "Октавии-SLX 1,8 20V", участвовавшей в тест-драйве, они дисковые и впереди, и сзади. Как говорится, мощность мотора обязывает. Быстро погасить скорость, разогнавшись далеко за "сотню", не составляет никакого труда. Но так и должно быть. Досадные исключения из этого правила сейПод капотом "Октавии-SLX" - 125-сильный бензиновый двигатель с пятью клапанами на цилиндр. Если рассматривать чешскую машину именно с этих позиций, то можно смело прогнозировать - вскоре на рынке появится отличная альтернатива автомобилям аналогичного класса. В первую очередь - корейским. Вадим КРЮЧКОВ Фото автора Техническая характеристика автомобиля "Шкода-Октавия-SLX 1,8 20V" Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса -1265 кг; полная масса 1775 кг; максимальная скорость - 201 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 10,9 с; средний расход топлива - 6,9 л/100 км; запас топлива - 55 л. Размеры, мм: длина - 4511; ширина - 1731; высота - 1429; база - 2512; колея колес: передних - 1516, задних - 1492. Двигатель: бензиновый четырехцилиндровый, рядный, 5 клапанов на цилиндр, с впрыском топлива, расположен впереди поперечно; диаметр цилиндра и ход поршня - 81x86,4 мм; рабочий объем - 1781 см3; степень сжатия - 10,3; мощность - 92 кВт/125 л. с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 173 Н-м при 4100 об/мин. Трансмиссия: коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I передача - 3,3; II - 1,94; III - 1,31; IV - 1,03; V - 0,84; главная передача - 4,24. Тормоза: с усилителем и АБС; впереди - дисковые вентилируемые, сзади - дисковые. Колеса: диски . из легкого сплава размером 6Jx15, шины -195/65 R15.час, наверное, встречаются лишь в нашей стране. Нажимать на педаль довольно приятно. Она не слишком мягкая, но и не жесткая - как раз та самая золотая середина, позволяющая четко дозировать усилия. А вот работа антиблокировочной системы несколько разочаровала. Нет, при торможении "в пол" на мокром асфальте машина не визжала резиной и из стороны в сторону не рыскала. Наоборот, на взгляд присутствовавших в салоне водителей АБС срабатывала слишком рано - до срыва шин в юз еще оставался некоторый запас, а значит, и возможность сократить тормозной путь. Закрывая тему тормозов, отметим, что в "октавиях-LX" и "GLX", у которых силовые агрегаты меньшей мощности, задние тормоза - барабанные. О гамме двигателей для "Октавии" уже сказано. Отметим лишь, что это современные и надежные моторы: таким же 125-сильным двадцатиклапанным комплектуют "Ауди", остальные вы найдете под капотами "фольксвагенов" разных моделей. Пора подвести итоги. "Октавия" - автомобиль европейского уровня без всяких скидок. В техническом плане она способна конкурировать с новыми моделями куда более известных и престижных марок. Однако не стоит забывать, что "Октавия" все же "Шкода", а значит, ее цена будет более доступной.30ЗА РУЛЕМ 11/96