РынокВ Литве подержанные автомобили дешевле, чем во многих других регионах бывшего Союза, поэтому покупатели из ближнего зарубежья стремятся сюда, несмотря на пограничные препоны. Конечная их цель чаще всего самый крупный автомобильный рынок Вильнюса - Гарюнайский, на окраине столицы. Все таксисты знают это место, а от вокзала сюда ходят автобусы с надписью "Gariunai" и "маршрутки". В общем, добраться легко. Но для того, чтобы отправиться за дорогой покупкой в литовскую столицу, надо соразмерить свои возможности с реальными расходами на поездку, учесть вероятные опасности. Прежде всего - без визы вас в Литву не пустят пограничники. Получить визу можно в литовском посольстве в Москве - Борисоглебский переулок, 10. Это неподалеку от метро "Арбатская", около нового Арбата и Поварской (б. Воровского). Стоимость визы невелика, примерно 20 долларов - она незначительно варьируется в зависимости от причин поездки, срочности и т. п. Для того, чтобы получить литовскую визу, необходима серьезная причина. Просто так - мол, хочу купить машину - вас никто не пустит. Нужно приглашение. Если в Вильнюсе у вас есть друзья - тогда почти никаких проблем. В департаменте миграции они оформят приглашение и через две недели получат его бланк с красивой печатью. Останется передать документ в Москву. Посольство требует непременно оригинал. Значит, по почте? Но письмо ведь может и потеряться. Вдобавок, если отправлять заказным (а как же иначе?), оно будет идти до адресата... больше месяца. Сам я однажды отправлял такое в Москву, и пришло оно по адресу через... 2,5 месяца. Поэтому лучше попробовать уговорить проводника поезда номер 6 (из Москвы он идет под номером 5) взять в Вильнюсе письмо. Но лучше всего искать оказию: каждый день в российскую столицу идет полный поезд - может, у вильнюсских друзей свои знакомые найдутся? Итак, виза есть. На чем добираться? Проще всего самолетом. Билет стоит 110 долларов. Но и поездом номер 5 удобно - примерно за 35 долларов. Вечером садитесь в поезд на Белорусском вокзале, утром выходите в Вильнюсе. Но учтите: белорусские таможенники строги, а недекларированными разрешено везти не более 500 долларов. Если рискнете можете потерять деньги. Официально в Литве рассчитываются местной валютой - литами, они вам понадобятся в гостинице, магазинах и т. п. Официальный курс - 4 лита за доллар. На самом деле доллар покупают чуть дешевле обычно от 3,95 до 3,98 лита за доллар. Какой суммой запастись? Это зависит от стоимости автомобиля и срока пребывания влитовской столице. Если у знакомых остановиться нельзя, придется идти в гостиницу. Хороший одноместный номер - в среднем 70 долларов в сутки, трехкомнатные апартаменты - 200. Но это в престижных отелях. Можно найти номер и за 40 долларов. А если не погнушаетесь "конюшней", то и десяти баксов хватит. Но вряд ли с пачкой долларов вы рискнете пойти в общежитие. Вообще, желательно ехать группой и ни в коем случае не афишируйте цель поездки. Болтливость может обойтись очень дорого. Бензина в Вильнюсе - залейся, колонки на каждом шагу: и "Статойл", и "Несте", и местные. АИ-92 - 1,5 лита за литр, но цены плавают в пределах нескольких центов. Сколько угодно "95-го" и "98-го" бензина, дизельного топлива. Так что об этом не волнуйтесь. Наконец, вы добрались до Гарюнайского рынка. Он произведет на вас впечатление колоссальными размерами и многолюдьем. Не теряйтесь. Если вы приехали на машине, не оставляйте ее на обочине: могут снять аккумулятор, выбить стекло и т. п. На рынке есть охраняемые автостоянки. Надежно храните деньги - здесь полно карманных воров. Не попадайтесь на уловки жуликов. Распространенный прием на рынке связан с "потерянным кошельком". Вы поднимаете такой кошелек, и перед вами возникают спортивного вида молодцы: "Этот человек нашел наш кошелек, я видел. Там должна быть такая-то сумма". Приходится отдать кошелек, при вас его открывают, и выясняется, что денег там куда меньше. Вас подозревают в присвоении, просят показать свой кошелек. А дальше - ловкость рук жуликов, и энная сумма исчезает из вашего кошелька. Но об этом вы узнаете позднее, когда достанете его, чтобы расплатиться за покупку. На вас могут "наехать" и просто так: потребовать деньги - и все. Криминалисты советуют уверенно ответить, что денег нет и оглянуться по сторонам. Полиции на рынке полно - скорее всего, от вас отстанут. Не меняйте доллары у кого попало - на рынке несколько обменных пунктов. Не доверяйтесь случайным знакомым. Не уезжайте подальше с торговцем, чтобы осмотреть понравившуюся машину. Все это опасно. Весьма важный момент - выбор автомобиля. Для того, чтобы не "проколоться" и купить исправную машину с неподделанными документами, генеральный директор вильнюсского центра технического осмотра Повилас Имбрасас посоветовал мне обязательно пройти с владельцем автомобиля техосмотр. Стоит он недорого - 24 лита. Оплата на месте. Правда, в очереди придется постоять максимум часа два, да плюс еще полчаса, пока на современной германской линии проверят все системы и агрегаты машины и идентифицируют ее с техническим паспортом. Специалисты здесь на сговор с продавцом не пойдут: слишком дорожат высокооплачиваемым и надежным местом. Не приобретайте автомобиль, пока его владелец не предъявит вам "оранжевый лист" - свидетельство прохождения автомобилем техосмотра с указанием неисправностей (см. ЗР, 1996, № 9 - ред.). Если продавец покажет только талон техосмотра, сказав, что все нормально, не верьте: без "оранжевого листа" это филькина грамота. Много подделок. А теперь о ценах на этом автомобильном рынке. Например, пятнадцатилетняя "Ауди-80" стоит 1650 долларов, десятилетняя 2800-2900, семилетняя - 5300. БМВ-315, -325 тех же возрастов - соответственно 1350, 3350-3700, 5200-5900. "Форд-Эскорт" 1150-1300, 2200, 2700. Десятилетний "ОпельАскона" можно приобрести за 1750-2350. Кстати, самой дешевой иномаркой, замеченной на этом рынке, оказался именно "ОпельАскона" 1982 года - 1100. Представительский "Опель-Сенатор" 1990 года обойдется в 6300. Популярный в Литве "Фольксваген-Пассат" такого же возраста предложат за 7300, а десятилетний - за 2650-3100. Вообще выбор иномарок большой. Раздолье и для любителей "вазовских" моделей. Больше всего "шестерок". Десятилетняя стоит 2800, а пятилетняя - 3600. Лишь на 200-400 долларов дороже "восьмерки" и "девятки" того же возраста. Пятилетнюю "пятерку" можно купить за 3000-3500. "Одиннадцатую" модель 1975 года предлагали за 950, 1982 года - за 1350. Самая молодая "тройка" 1982 года - стоила 1700. "Семерок" не видно вообще. Похоже, машины ВАЗа больше всего по сердцу белорусам. А вот литовцы стараются в последнее время избавиться от них, предпочитая западные модели. Вильнюс Юрий СТРОГАНОВЗА РУЛЕМ 11/96 59