Создание совместных автосборочных предприятий в странах бывшего "соцлагеря" - тема, витающая в воздухе. Сегодня мы рассказываем о двух проектах, при всем сходстве так непохожих один на другой.НА БАЛТИКЕк примеру, в Узбекистане (ЗР, 1996, № 1, 10). Благоприятный инвестиционный климат, налоговые и таможенные льготы, дешевая рабочая сила, остановившиеся предприятия, где можно занять пустующие площади. Одно из них - "Буммаш", в советские времена выпускавший, как считалось, оборудование для бумажной промышленности, а на деле - чтото "сверхсекретновоенное". Здесь, когда производство остановилось, освободился новый корпус площадью 10 тыс. м 2 . Его-то и было решено отдать под автомобильный проект. Другая площадка будущей автосборки - на судостроительном заводе "Янтарь". Тут корпус размером побольше раза в три. В Греции уже закуплен сборочный конвейер, в свое время смонтированный там фирмой "Ниссан". Он будет переправлен в Калининград, при участии специалистов "Киа моторе" установлен, отлажен, дополнен всем необходимым - и сборка начнется. Уже в нынешнем году первые "Киа-Балтика" (какие именно модели, еще окончательно не решено, но предполагается, что это будут "Сефия", "Прайд" и "Спортидж") должны поступить на рынок. "Киа моторе" предоставляет комплектующие в виде товарного кредита на полгода. Корейцы передают калининградцам лицензии на сборку, право на использование названий и будут собственноручно контролировать качество. Впечатляет, не правда ли? Но это прочитано в бумагах и услышано от организаторов дела. А вот что увидено. Цех "Буммаша" - легкой конструкции здание, где установлены восемь подъемников и мойка для машин. Если тут что-то и можно собирать, то поштучно и по мелочи: зеркала прикрутить, гайки подтянуть... На заводе "Янтарь" корпус построен еще немцами: они тут то ли паровозы делали, то ли подводные лодки. Тогда речь о конвейере не шла, и здание для него тоже не приспособили. Едва демонтировали оборудование наших судостроителей, кирпичные перекрытия внутри помещения не убрали, конструкцию здания не укрепили, не приспособили под конвейерную линию - вот в таком виде сегодня площадка "Киа-Балтика" № 2. Работы еще - непочатый край. Чтобы она была сделана, нужны деньги. 2 мая президент Б. Ельцин подписал Указ № 641 о предоставлении налогового кредита (120 миллиардов рублей!) для калининградского проекта. 26 миллиардов уже было освоено, когда хозяин своего слова взял его обратно: 18 августа указ президента самим же президентом отменен. З РУЛЕМ 11/96 А 19Никуда от этого не денешься: национальная черта. Вы только вспомните народные сказки! Все сплошь "по щучьему веленью, по моему хотенью" или "не печалься, утро вечера мудренее". Утречком проснуться, а дворец уже готовый стоит, и мост наведен, по нему, хрустальному, самобеглая коляска тарахтит. Да, страстное ожидание чуда у нас в крови. Не вышло со светлым коммунистическим будущим, должно получиться с не менее светлым капиталистическим. Главное только, чтобы сразу и чтобы коляска по хрустальному мосту... Поэтому и ждем, что придет к нам какой-нибудь автомобильный магнат, построит свой гигантский завод, и глядь - уже сотни тысяч современных, великолепных машин колесят по просторам нашей Отчизны. Поэтому и готовы поверить сразу, безоговорочно в любой проект, прожект ли, который рожден совместно с иностранцами. А стоит делу застопориться, стоит появиться трудностям - разочаровываемся моментально. Сообщение о том, что в Калининграде осуществляется программа создания автомобильного производства совместно с "Киа моторе груп", вызвало двойственное чувство. Надежду на то, что чудо все-таки свершится, и - недоверие: ведь сколько раз уже ничего не выходило! Сведения о проекте в печати были самые разноречивые, и чтобы составить о нем более ясное представление, пришлось ехать на Балтику, к месту предполагаемого события, изучать обстановку. Ну, как там в Кенигсберге? Будет завод? - этот вопрос, по возвращении в Москву, задавали все. Но ответить на него однозначно, как это ни удивительно, оказалосьсложно. И не из-за того, что не удалось ничего узнать: все, кто встречался со мной в Калининграде, с готовностью рассказывали, что знали. Просто сама информация была двойственной: в проекте - одно, в реальности... Наверное, и говорить о программе создания автопроизводства нужно так же: что в теории и что - на практике. А на бумаге проект выглядит очень красиво. 30 июля нынешнего года глава администрации области Ю. Маточкин, председатель совета директоров корпорации "Киа моторе груп" Ким Сан Хонг и председатель совета директоров Международного фонда инвестиций и приватизации ("Интерприватизация") В. Щербаков подписали Соглашение о сотрудничестве в развитии промышленного производства в особой экономической зоне Калининградской области РФ. Документ предусматривает организацию автомобильного производства мощностью не менее 50 тысяч машин в год. Через три года от простой сборки предполагается перейти к производству 45% комплектующих, а еще через два добавить 20%. На начальной стадии в программу будет инвестировано около 250 миллионов долларов, потом эта цифра увеличится аж до миллиарда! В общем, планов громадье. А почему бы и нет? Для строительства совместного автозавода Калининградская область - лучшее место: особая экономическая зона! Нет таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Если же ввезены комплектующие (беспошлинно!), из которых здесь собран автомобиль, то в России его растаможивать тоже не придется. Да и оборудование для завода можно закупать без таможенных платежей. То есть, по сути дела, условия для создания автомобильного производства не хуже, чем,