51
52
53
В свое время (ЗР, 1992, № 2) мы представили опытный образец необычного вездехода, разработанный в одном из подразделений ВАЗа (ныне АО "АвтоВАЗтранс"). Аппарат вызвал живой интерес у потребителей таких машин - появились заказчики и, естественно, новые модели этой экзотической техники. О них рассказывает наш корреспондент в Тольятти Сергей МИШИН. Теперь конструкторы подготовили к производству две базовые модели: снегоход "Вега" СХМ-8 (снегоходная машина) и "Барс" СУМ-8 (снегоуплотняющая машина, иначе ротрак). "Вега" предназначена для перевозки людей и грузов по снежному бездорожью, целине и любому травянистому покрову. Но на ней можно проехаться и по грунтовой дороге. Снегоход способен также буксировать специальный лыжный или гусеничный прицеп общей массой до 800 кг."Барс" должен исправно готовить горнолыжные трассы. Для этого его комплектуют специальным навесным оборудованием: катками, отвалами. Управление ими гидравлическое. Конечно же, "Барс" может перевозить и людей, и груз. Поэтому он будет незаменим в труднодоступных горных районах. Обе машины очень похожи - ведь конструкция почти одинакова. Они состоят как бы из двух половинок, каждая со своей парой гусениц. Две полурамы, сваренные из тонкостенных труб прямоугольного сечения, соединены оригинальным шарниром. Поворачивают машины за счет "складывания" этого узла, как у знакомых всем колесных тракторов "Кировец" или Т-150. Такое решение выгодно отличает "Бегу" и "Барс" от традиционных двухгусеничных машин. Ведь четырехгусеничные при разворотах не проваливаются в снег и не повреждают почву. Этот же шарнир позволяет полурамам вращаться и вокруг продольной оси машины, что облегчает преодоление неровностей. Снегоходы - полноприводные машины, пожалуй, их можно квалифицировать как джипы со схемой "4x4" или "4WD", если иметь в виду не колеса, а гусеницы. Силовой агрегат ВАЗ-2106 с раздаточной коробкой от "Нивы" расположен на передней полураме. На машинах с четырехместной кабиной мотор устанавливают в ее правой передней части рядом с водительским сиденьем и закрывают капотом. В варианте с трехместной кабиной мотор развернут на 180° и установлен позади нее. Коробка и "раздатка" в обоих случаях - под полом кабины. Трансмиссия и привод аналогичны "ниСнегоход "Вега" СХМ-8 с четырехместной кабиной. Силовой агрегат ВАЗ-2106, "ломающаяся" рама, привод на все четыре гусеницы с блокируемым межосевым дифференциалом (вверху). Ротрак "Барс" СУМ-8 - машина для подготовки горнолыжных трасс и работы в горных районах. Конструкция схожа со снегоходом "Вега". Главное отличие - в более широких гусеницах и специальном навесном оборудовании. Трехместную кабину по желанию заказчика можно поставить и на ротрак, и на снегоход. Этот шарнир позволяет рамам снегохода быть исимыми" одна от другой.вовским". От раздаточной коробки крутящий момент передается на "жигулевские" редукторы (с передаточным числом 4,3), для которых сделали оригинальные картеры. Передние и задние гусеницы приводятся в движение подобно тому, как на "Ниве" - привод постоянный на обе пары гусениц, а между ними блокируемый дифференциал. Навесное оборудование (отвал, каток), о котором мы уже говорили, для "Барса" стандартная комплектация, но можно заказать ротрак в транспортном варианте. Кстати, навесные орудия пригодны для установки на "Бегу", если необходимо чистить, например, узкие дороги или укатывать трассу для лыжников под "коньковый" шаг. Машины хоть и братья, но не близнецы. Самое главное отличие - ширина гусениц: на снегоходе - 520 или 650 мм, а на ротраке гусеницы почти вдвое шире - 1000 мм. Поэтому удельное давление на снег у "Барса" примерно во столько же раз меньше. У снегохода, машины транспортной, такие размеры гусениц - результат компромисса между проходимостью и скоростью. Для ротрака важно первое, то есть уверенно двигаться по рыхлому снегу и на очень крутых склонах. Снегоход комплектуют двумя вариантами гусениц: зимними - с развитыми грунтозацепами и специальными продольными пластинами для удержания машины на склоне и летними - с мелкими, но более частыми грунтозацепами. Все "веги" и "барсы" оборудованы гидроусилителем руля. Чтобы оценить его преимущество, мы взяли предыдущую версию снегохода с механическим (реечным - от ВАЗ2108) рулевым управлением. Кабины снегоходов как снаружи, так и внутри, очень напоминают грузовые. Органы управления и приборы - обычные автомобильные. "Высокая" вертикальная посадка, хорошая обзорность. Неудобно только переключать передачи - рычаг расположен справа и несколько сзади. К тому же в трехместной кабине (где, напомним, силовой агрегат развернут на 180°) схема переключения передач перевернута. Конечно, четырехместная кабина просторна - есть даже "багажник" на крышке моторного отсека. Но, забегая вперед, отметим, что в трехместной потише, ведь двигатель вынесен наружу."ВЕГА" Первые метры на этой машине нам пришлось проехать по асфальтовой площадке: трактор и трактор. Только не слышно жесткого лязга гусениц - легкое шуршание и постукивание резино-металлических "ног". Но стоило свернуть в поле, впечатления изменились. Легко преодолев огромный снежный бруствер, отделявший дорогу от заснеженной поляны, мы двинулись к лесу. Постукивающую тяжелую поступь парнокопытного сменила мягкая, кошачья походка. Слегка покачиваясь, снегоход уверенно и по-своему грациозно двигался по снегу. Автомобильный стереотип вначале заставлял выбирать дорогу, где снега поменьше. Но вскоре, оценив способности снегохода, мы ринулись в лес - протискиваться между деревьями. И столкнулись с особенностью маневрирования на "складывающейся" машине. Руль здесь надо начинать крутить намного раньше, чем на автомобиле, - иначе в поворот попросту не впишешься. Потребовалось некоторое время для приобретения навыков. Усилия на руле снегохода примерно такие же, как на грузовике ГАЗ-53. Примечательно, что при выходе из поворота руль сам (по-автомобильному) возвращается в положение "прямо", стоит только отпустить его - а ведь вместо колес гусеницы! Чем дальше в лес, тем... глубже и мягче снег. А там "Вега" идет еще плавней и уверенней. Стоп! Давайте все-таки проверим, насколько здесь глубоко. И самый смелый из нас, шагнув с подножки, проваливается почти по пояс. Вот это да! А снегоход даже не "выбрал" своего дорожного просвета. На глаз глубина "погружения" была не более двухсот миллиметров. Едем дальше. Добираемся до небольших ям и бугорков. Изгибы, а точнее, небольшие "складывания" полурам, отслеживающие неровности местности, передаются на рулевое колесо. Оно рвется из рук и заставляет постоянно подправлять машину. Очень необычное впечатление - в автомобиле такого нет! А вот и овраги - очень кстати. Здесь проверим, как ведет себя снегоход на подъемах и боковых уклонах. Для начала спускаемся по склону, разворачиваемся и штурмуем подъем "в лоб". "Вега" легко выползает на самый верх. Следующий заход на подъем уже под углом. Никаких проблем! Теперь приступаем к самому коварному маневру. Пускаем машину поперек склона. Небольшой крен машина "держит" легко. Только требуется приложить небольшие усилия к рулевому колесу, чтобы она не "сложилась". Крутизна склона увеличивается - усилие все больше и больше. Все - руль выскальзывает из рук, мгновенно выкручивается до упора, и снегоход устремляется вниз. Да, с механическим приводом руля ездить по склонам, мягко говоря, неприятно. "БАРС" Хоть это и специальная машина, решили проехать на ней тем же маршрутом - повторить все, что делали на снегоходе. Гидроусилитель руля мы восприняли сначала настороженно: усевшись на место водителя, попыта-Конструкция гусеницы непроста - во из главных частей снегоСнегоход уверенно тащит за собой прицеп как на гусеничном ходу, так и на лыжах. лись на месте покрутить баранку туда-сюда, добавляя газу, как на ЗИЛе, для лучшей работы усилителя. Руль повернулся на 90° влево и на столько же вправо. Что-то сломалось? Конструкторы пояснили: так и должно быть. Чтобы повернуть машину, надо лишь открыть золотниковый клапан усилителя поворотом руля на небольшой угол. Вот тебе и на! Учиться ездить на "Барсе" придется сначала. Но на это, удивительно, ушло всего десяток минут. Зато как здорово управлять этой махиной теперь уже "легким движением руки". Не надо судорожно перебирать руль, чтобы повернуть покруче - чуть тронул баранку и подождал, пока ротрак выйдет на требуемый радиус поворота. И никакие неровности "дороги" на руль уже не передаются. По самому глубокому и рыхлому снегу эта штуковина идет словно по асфальту сказывается большая опорная поверхность широченных гусениц. Глубина колеи ротрака примерно в два раза "меньше", чем у снегохода. Облазив все закоулки и уяснив, что этой машине нипочем любой снег на горизонтальных поверхностях, переходим на наклонные. Заснеженные подъемы и спуски уже не вызывали трепета. Все приняло какую-то обыденную окраску - мол, иначе и быть не может. Но у нас в запасе остался еще боковой уклон! Лезем. "Барс" легко удерживается на склоне. Ползем дальше. Крен увеличивается, но усилие на руле не растет. Машина уверенно "протопала" по всей наклонной плоскости, нисколько не намекая на желание "сломаться" и съехать вниз. Да, гидроруль в таких условиях "уехал" далеко вперед от "механики". Возвращаясь на базу, мы уже выбирали "дорогу" совсем не как автомобилисты, а скорее наоборот... И совершенно не задумывались о том, что по тем местам, где мы легко проехали на снегоходе и ротраке, даже пешком не пройти. Фото автораОбе машины способны легко и быстро передвигаться по снегу любой глубины (как, впрочем, и по грунту, и по траве), не разрушая почву и ее покров.В ловкости преодоления подъемов со снегоходами могут соперничать разве что специальные кроссовые машины - багги.Технические характеристики Снегоход Габаритные размеры: длина, мм 4200 ширина, мм: на гусеницах шириной 520 мм 2200 на гусеницах шириной 650 мм 2330 на гусеницах шириной 1000 мм высота, мм 2200 Колея, мм 1700 1600 Снаряженная масса, кг Полная масса, кг 2250 36 Наибольшая скорость, км/ч Расход топлива, л/ч 6-10 42 Емкость топливного бака, л Показатели проходимости: дорожный просвет, мм 250 радиус поворота, м 5,6 преодолеваемый подъем, град 25 боковой уклон, град 20 удельное давление на снег при полной массе, кгс/см 2 : на гусеницах шириной 520 мм 0,120 на гусеницах шириной 650 мм 0,090 на гусеницах шириной 1000 мм -Ротрак 43003100 2300 2100 2000 2800 25 6-10 60 250 6,5 25 20-0,066-